Указал rusbioИз сочинения «В горах Сихотэ-Алиня» В.К.Арсеньева, описывающего экспедицию по Дальнему Востоку (Хабаровский и Приморский края) 1908 года.
© До прихода русских гольды[1] имели торговые сношения с маньчжурами[2]. Последние на больших лодках спускались по течению реки один или два раза в год, привозили с собой разные товары и выменивали их на пушнину.
Тогда все было дорого, в особенности железные котлы и огнестрельное оружие. Старик рассказывал, что, когда он был еще мальчиком, на всем Амуре гольды имели только два фитильных ружья, за которые было заплачено 100 отборных соболей. Котел стоил около 10 соболей, а фунт пороху - 4 соболя.
Экспедиция на Сихотэ-Алинь
Приморский край, 1906
Достойно удивления, что чай пить гольды научились не от маньчжуров, а от русских. Раньше у них было значительно больше спирта, чем теперь. Доставляли его китайцы из Сансина.
Затем старик рассказал о первом появлении русских на Амуре. Весть о страшных белоглазых лоца, которых боялись даже маньчжуры, принес им шаман из селения Баоца. От них так сильно пахло мылом и прогорклым салом, что с людьми делалось дурно. Тогда все окрестные шаманы собрались на совещание в селении Найхин и решили, что лоца - черти и отогнать их можно только камланием[3].
Было приказано по всем стойбищам в первую же новолунную полночь погасить в фанзах огни и камлать. Так и поступили, а наутро увидели на реке пароход, буксирующий две баржи. Гольды испугались и, побросав свои жилища, убежали, кто куда мог. Найхинские гольды на лодках ушли вверх по Анюю[4]. Хозяин фанзы сообщил, что от старых людей он слышал, будто бы русские в первый раз пришли со стороны моря, и никто не знал, какие это люди и зачем они пришли на Амур, а на другой год лоца приплыли сверху и остановились около озера Кизи.
Некоторые гольды, ушедшие вверх по Анюю, остались там жить навсегда. ... Другие гольды ушли на озеро Болон - Оджал и тоже не вернулись.
С той поры на Амуре гольдов стало меньше, а русские все увеличивались в числе, и остановить движение их было невозможно.
*******
Примечания:
[1]. Этническая группа, проживающая в Приморском крае
[2]. Население Манчжурии - исторической области северо-востока Китая
[3]. Ритуал, во время которого шаман общается с духами
[4]. Река
*******Начало экспедиции Владимира Клавдиевича Арсеньева на Сихотэ-Алинь (1908-1910)
24 июня (6 июля) 1908 г. началась Сихотэ-Алиньская экспедиция В.К. Арсеньева.
© Экспедиция была снаряжена Приамурским отделом Русского географического общества. В задачу экспедиции входило всестороннее обследование района - от нижнего течения р. Амур до побережья пролива Невельского. Необходимо было отыскать кратчайший летний путь от Хабаровска до Императорской Гавани; сделать описание общей площади участков, пригодных для переселения; определить состав и глубины почв; собрать статистические сведения о населенности района. В этой экспедиции были проведены этнографические исследования и, в первую очередь, изучение жизни орочей и удэгейцев. Кроме того, В.К. Арсеньев принял предложение газеты «Приамурье» посылать в редакцию небольшие путевые очерки о движении экспедиции.
Северная часть Уссурийского края в то время была настолько слабо изучена, что существовавшие карты не давали представления о действительном течении рек, положении водоразделов и протяженности параллельных горных хребтов. Кроме Амура, Императорской Гавани и побережья залива Де-Кастри, все остальное пространство, где предстояло работать экспедиции, представляло собой настоящую «лесную пустыню», в которой не было даже намека на тропинку. Полное бездорожье и отсутствие жилых мест делали этот район первобытных дебрей совершенно недоступным для исследователей, некоторые из них пытались туда проникнуть, но эти попытки оканчивались неудачей, а иной раз и человеческими жертвами.
Это была самая продолжительная (19 месяцев) экспедиция В.К. Арсеньева по Приамурью и Приморью, которая завершилась 20 января (2 февраля) 1910 г. в г. Хабаровске.
Фотография. В.К. Арсеньев
Приморский край, начало ХХ в.
Арсеньев привез восемь экспедиционных тетрадей (всего 965 л.), из них три тетради - полевые рабочие дневники, три тетради - «Дневник метеорологических наблюдений» и две тетради - «Журнал астрономического определения пунктов».
После составления отчетов об экспедиции В.К. Арсеньев выступил 8 апреля 1910 г. в Приамурском отделе РГО с докладом о результатах путешествия, сопровождавшимся демонстрацией коллекций, фотографий, путевых дневников. Хотя доклад продолжался свыше двух часов, публика еще долго не расходилась, желая узнать подробности путешествия. В репортерском отчете о докладе газета «Приамурье» 10 апреля 1910 г. отметила огромное научное значение исследований Арсеньева и поставила его имя в один ряд с именами великих русских путешественников Н.М. Пржевальского и П.К. Козлова.