Петербург. Мосты над водами...

Jan 03, 2013 20:06


Сколько в Санкт-Петербурге: Островов || Мостов || Мостовых
Петербург состоит из нескольких десятков островов. Многие знают, что Васильевский, Каменный, Крестовский - острова. Между тем, Петроградская сторона - такой же остров, и весь исторический центр города - острова.



А для удобства жителей города необходимо, чтобы улицы продолжались и на другом берегу бесчисленных каналов и речушек. А для этого нужны мосты. Сколько их в Санкт-Петербурге? ©Сколько их? Какие они?

Вики отвечает, что в черте города - около 800 мостов, из них 218 пешеходных. При этом собственно в городе 342 моста (из них разводных к лету 2008 года осталось всего 13), а остальные - в пригородах.

В петровские времена постоянных мостов через Неву не было. Народ вынужден был перебираться с одной стороны Невы на другую в яликах и прочих лодках (царь-корабел находил в необходимости постоянного использования лодок, яликов, ялов и прочих катеров определенный «драйв» - мол, как в Голландии!), а зимой - по льду.

Но вскоре через Неву стали перебрасывать наплавные понтонные (плашкоутные) мосты. Поскольку они мешали судоходству на Неве, то в них был специальный «разводной пролет», который поворачивался, освобождая дорогу судам. Но Нева - это Нева, артерия судоходства и т.п. А через маленькие речушки мосты стали делать почти сразу же - а как иначе через них перебираться?

Если в названиях мостов через Неву явственно видится политика, то названия мостиков через речки, речушки и каналы - в значительной степени результат народного творчества.

Так, первый Аничков (ударение на второй слог) мост через Фонтанку построили саперы инженера-подполковника Аничкова в 1716 году. Да они и квартировали рядом. И хоть был тот мост тогда (при Петре Алексеевиче) деревянным, а сама Фонтанка называлась Безымянным Ериком, все следующие мосты, строившиеся на этом месте, назывались так же, как назвали самый первый мост.

Поцелуев мост, получивший всесоюзную известность благодаря шлягеру Утесова, был назван в честь трактира купца Поцелуева, распологавшемуся возле моста. И, хоть, согласно песне, Утесов приглашал туда на свидание свою девушку, поверить в это сложно. Уж больно далеко от центра, на окраине он расположен. Мост находится возле Новой Голландии, в паре кварталов до моста Лейтенанта Шмидта, в нескольких кварталах до Исаакиевского собора и в квартале от Мариинского театра.



Порядок постройки первых разводных мостов через Неву был таким. Первым стал Благовещенский мост, он же в советское время - мост Лейтенанта Шмидта (как шутили некоторые флотские лейтенанты, засидевшиеся без повышения в звании, «скорее мост Лейтенанта Шмидта станет мостом Старшего лейтенанта Шмидта, чем я получу это звание»).

Уже в 1727 году от современной Исаакиевской площади на Васильевский остров был переброшен плашкоутный мост (на нынешней гранитной набережной в этом месте до сих пор с обеих сторон реки остались сходы-съезды). Место переправы вблизи нынешнего моста было выбрано Меньшиковым, чей дворец расположен на противоположном берегу. Этот мост, получивший название Исаакиевского, просуществовал до строительства постоянного моста, после чего был перемещён на место современного Дворцового. Мост был сооружён в 1843-1850 годах.

Вторым мостом через Неву стал Литейный. Вначале там тоже был плашкоутный мост, от створа Воскресенского проспекта на другую сторону. Потом важнее стал Литейный проспект, и плашкоутный мост переместили туда. Разводной мост был заложен 30 августа 1875 года, а достроили его 30 сентября 1879 года.

Третьим стал Троицкий мост. И на этом месте с 1803 года стоял плашкоутный мост, который было решено заменить разводным. Строительство началось в 1897 году, а закончилось в 1903. Открытые моста было приурочено к празднованию двухсотлетия Петербурга. 16 мая 1903 года мост был открыт в торжественной обстановке в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. При этом состоялся первый торжественный развод моста: Николай II, нажав на электрическую кнопку, привёл в действие огромные электромоторы разводного пролёта моста.

Четвертым был построен Большеохтинский мост, его проект был утвержден в 1907, строительство начато 26 июня 1909 года, мост получил название «Мост Императора Петра Великого». 26 октября 1911 года он был открыт. После революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1956 - в соответствии с новыми правилами орфографии - в Большеохтинский.



Дворцовый мост имеет сложную историю. С 1856 года вблизи будущего моста существовал плашкоутный мост, перенесённый после возведения постоянного Благовещенского моста и получивший название Дворцовый. Проектировать разводной мост начали вместе с Большеохтинским, но возникли сложности (место уж больно именитое). Строить начали в 1912 году, а открыли 23 декабря 1916 года. Однако оформление моста было закончено только после революции - например, чугунные перильные решетки появились лишь в 1939 году.

Остальные разводные мосты на Неве были построены уже в советское время. История их возведения тоже интересна, как и история мостов на Малой Неве и Невках.

Из чего они?

Вначале мосты через речки и речушки были деревянными. Дерева вокруг было много, оно было дешевым, а камня было мало. Для решения проблемы мощения улиц и создания каменных набережных был даже принят хитрый указ царя - чтобы каждый, кто в Питербурх въезжает, приносил с собой камень. С пешехода - один вес, с конного - другой, с телеги - третий.



Очень скоро речушки Петербурга перестали бескрайне разливаться по болотам, оказались углублены и резко убавили в ширине, а мосты стали каменными - сначала те, что на Невской першпективе, а потом один за одним и все остальные.

Вначале их делали разводными, дабы не мешать проходу судов по судоходным рекам. Но со временем из камня их стали делать достаточно высокими, чтобы лодки и небольшие суда того времени могли проходить под ними без проблем - а больших кораблей там и не ждали, слишком уж мелкими были те речушки.

Речки, протекавшие в пределах Питера, приводились в порядок, углублялись и помещались в каменные берега. Утверждают, что первый Аничков мост - деревянный, на сваях, - имел в длину 200 метров, поскольку перекрывал не только водный поток, но и заболоченные берега Фонтанки.

Со временем стараниями людей Фонтанка приобрела тот вид, какой она имеет сегодня, и последний Аничков мост, каменный и широкий, украшенный конями Клодта, - намного короче своего деревянного пращура (и намного шире).



Когда мосты стали делать из камня - даже через Фонтанку они получались многопролетными. Их делали разводными, так как Фонтанка тогда была судоходной. Такой, например, мост Ломоносова. Это какая-нибудь Лебяжья Канавка позволяла создание над ней однопролетных каменных мостов, под которыми могут проскочить только разве что лодка или катер. Парусникам такой мостик полностью блокирует дорогу.

Все новейшие придумки в мостостроении вскоре использовались и в Петербурге. В начале XIX века в Петербурге появились первые чугунные мосты. После всех возможных переделок через Мойку до сих пор переброшены «чисто чугунные» Красный, Зеленый и Синий мосты. Синий мост - самый широкий в Европе, ширина его составляет 97 метров. Он расположен на Исаакиевской площади и кажется не мостом, а просто частью площади, настолько он широкий. А назвали так мосты по цветам, в которые они окрашены для предохранения от коррозии.

...Да, совсем забыл! В Питере до сих пор сохранились даже деревянные мосты. Например, мосты Петропавловской крепости. Иоанновский мост, по которому можно попасть в Петропавловку от Кировского проспекта. Время от времени на нем заменяют доски настила. Хоть туда почти никто не въезжает на автомобилях, но в крепость и из крепости всегда такой поток народа, что доски стираются очень быстро...



И второй мостик из Петропавловки - тот, что возле Зоопарка, - тоже деревянный. Почему никак не соберутся переделать мосты в бетонные или чугунные либо покрыть износоустойчивым асфальтом или бетоном? Не знаю.

Может быть, это традиция? Ну, как где-то - «Овсянка, сэр!»?

Игорь Вадимов

памятники и достопримечательности, интересно, реки и водоёмы, современность, города и сёла, санкт-петербург, история, музеи и выставки, культура, дороги и транспорт, архитектура и дизайн

Previous post Next post
Up