В тени православия: Оттенки серого, Ч.1/2

Dec 08, 2012 21:07



В оглавление
В ТЕНИ ПРАВОСЛАВИЯ

Религия любви на русских пространствах

О народном православии, как это ни странно, известно немного. Явление это, пожалуй, старательно изучают разве что фольклористы, но и они фиксируют преимущественно тексты, а вот визуальная информация, собираемая подвижниками и коллекционерами народной мудрости (буду справедлив - она, мудрость, в традициях русских людей все же соседствует рядом с несусветною глупостию…) оставляет желать лучшего.

Это касается и видео-, и фотодокументов. Я постарался восполнить пробел, причем, допустив даже художественное осмысление христианства в «простонародном» бытовании. Не обошлось у меня без субъективизма. Что делать - я ж стараюсь заслужить звания Автора, а оно предполагает личностный подход. Я делюсь не просто информацией, а ДУХОВНЫМ ОПЫТОМ.

Геннадий МИХЕЕВ © genamikheev

В тени православия: Оттенки серого || ЦветЧто же я называю «народным православием»? Прежде всего, это - культурный слой, который возрос на основе учения Христа. Если быть конкретным, я говорю о Русском Православии, которое с Русской Православной Церковью (РПЦ) зачастую имеет лишь формальную связь (или вообще не имеет - ежели речь идет о старообрядцах или сектантах). Надо честно признать: «карта» Русского Православного Мира сложна и причудлива, и РПЦ на ней является всего лишь «континентом». Хотя, и могучим.

Кто знает русскую (де и не только русскую…) деревню, не даст мне солгать: почитание Христа в русском мировоззрении, пожалуй, не так сильно, как, например, культ Богородицы и Николая Угодника. А есть еще в «русском пантеоне» Илья Пророк, Параскева Пятница, Архангел Михаил, Иоанн Предтеча… Какие молитвы мы знаем наперед: к Богу-Отцу, к Богородице, Ко Христу?.. Да - «Разрешительная» молитва. Впрочем, я не являюсь специалистом в данной области. Заглядываю в книгу Александра Меня «Православное богослужение». Краткое молитвенное правило включает в себя следующие молитвы (на утро): «Царю небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Богородице дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице». Минимальное правило от преп. Серафима включает лишь три молитвы: по три раза «Отче наш» и «Богородице дево», и единожды «Верую».



Св. Тихон Задонский не уставал подчеркивать, что прежде молитв надобно ни на кого не гневиться, не злобиться, всякую обиду оставить. То есть, праведную жизнь вести. Этому же, кажется, учит и здравый смысл. Но многие ли к нему прислушиваются? Наверное, молитвенная практика проще.

А как вам поклонение… Святому Духу? Есть у нас веси, где особо почитают именно эту часть «божественного триединства». О, как порой сложна иерархия русских христианских богов!

Богов? Разве не ересь сейчас говорит автор… Давайте все же не будем судить. Перед вами не теологическое исследование, а фотоальбом, автор которого преимущественно средствами фотографии хочет рассказать о понимании русскими людьми христианской религии.

Помню, не так давно побывал я в чувашском селе Тагаево. Да, чуваши - «не совсем» русские, но все же - христиане, а не язычники. Современные чуваши, нация безусловно аграрная, имеют немало общего с русскими крестьянами XIX века. Многие ли помнят, что такое «помочи»? А в чувашских деревнях до сих пор бытует традиция «ниме», когда односельчане дружно и безвозмездно - только за кормежку и питие - помогают хозяину-земляку поднять новый дом. Храм Михаила Архангела, что в Тагаеве, знаменит тем, что он никогда не закрывался, и долгие годы оставался единственной действующей церковью во всем районе. Тагаево всегда было центром притяжения верующих людей. Батюшка добродушно провел меня вдоль иконостаса, рассказывая об аккуратно выставленных для поклонения иконах: «Вот эта от уныния, эта от пьянства, эта для студентов, чтоб хорошо учились… эта для крепости семейных уз, эта для смягчения сердец…» Получается, всякая икона имеет свое утилитарное назначение. Вот оно, деревенское понимание православия! Наивно, но… как ни крути, это - жизнь. Без «православного гламура» столиц и пафоса «великодержавных» служб. В конце концов, в простоте истина. К чему теологические изыски, если в основе все равно праведное житье человека, его поступки?.. Деревня устанавливает иные жизненные приоритеты, в основе которых тот постулат, что жизнь каждого человека на виду, и осуждение односельчан в случае неправедного поведения будет потяжелее Божьей кары.

Православные святыни - материальная часть великой культуры. Пусть к ним относятся порою как к «фетишам» (я имею в виду прежде всего «протестантскую ересь»), но все же это верхушка «айсберга». Вне видимости - традиции. Их много, все не объять даже в основательном тексте. Поэтому приступлю-ка я к фоторассказу, и потихоньку, на КОНКРЕТНЫХ примерах поведаю о наших корнях.

Стиль подачи мною выбран следующий. Я даю фотографию, которая оставила наиболее глубокую зарубку в моей душе и даю разъяснение. Вначале будут черно-белые фотографии, после - цветные. Ряд одиночных фото будут давать отсыл к фотоисториям. Моя задача - развернуть перед Вами полотно народного православия. Ну, а выводы делайте сами. Чисто технический момент: если фотографии черно-белые, значит, они были сняты на черно-белую пленку. Все, что было снято на цветную пленку или «цифру», не искажено «художественным» обесцвечиванием. Считаю, не стоит вмешиваться в замысел Создателя, и, ежели у большинства из нас есть дар видеть цвета, не стоит им пренебрегать. Искренне жалею, что многие кадры мною не были сняты в цвете.

•••••••



2. Село Чернцово, Вологодская область. 1990 год
После основной, «чистой» части праздника Поклонения Святым Соснам начинается традиционный для русских обряд поминовения усопших. Рядом с Борком кладбище. Поминовение сопровождается обильным возлиянием, сытной трапезой и даже, что не совсем обычно для нас, некоторым весельем. Для кого-то это покажется диким - смех над могилами - но эти людей нужно научится понимать. Во-первых, по сложившейся традиции кладбище на Борке - единственное на всю округу, и хоронят здесь умерших из нескольких десятков поселений. Во-вторых сегодняшний праздник для местности вокруг Чернцова единственный на целый год, и родственники в полном составе чаще всего имеют возможность собраться только здесь. Остальное время все будет заполнено сплошной, непрерывной работой. Ну, да что я буду объяснять русскому человеку? Сами же, бывает, встречаемся с родными только на погосте!



3. Дивеево, Нижегородская область. 1993 год
С этим «пилигримом» приключилась у меня неприятная история. Монах встретился у одного из Святых источников. Я попросил разрешения сфотографировать. Он отказался, сказал со своеобразным южно-русским акцентом: «А ты, ежели надо, рихсуй!» В Дивееве много источников. Сидели, беседовали с паломницами, смотрю: «пилигрим» шагает. Ну, я и сфотографировал. Думал, не заметит. Заметил, воскликнул: «Я же тебе говорил, рисхуй! Выйдет тебе это боком…» Девушки не на шутку перепугались, сказали: «Боже, тебя монах проклял!» Вечером они мне дали крестик, как сказали, он освящен от мощей Серафима Саровского. Представьте себе, ношу до сих пор.

Скажу, что думаю про того «пилигрима». Если он желал зла - оно же ему и откликнется. А, коли пошутил… ну, шутки мы ценим. Только не стоит наделять православного человека демоническими свойствами. Кажется, христианство - религия Любви? Или все же в основе русского православия «страх Божий»?



4. Село Кукобой, Ярославская область, 1999 год
Село Кукобой мало чем отличается от других селений, обильно усыпавших «Пошехонскую сторону» (северо-запад Ярославской области). Все те же бедность, заброшенность и земельная скудость. Но здесь, в Кукобое, явило себя настоящее чудо: великолепный собор, на фоне унылых домов выделяющийся, ну, как... например, Тадж-Махал, поставленный в каком-нибудь «Мухоперске». При первом взгляде на собор у любого путника перехватывает дыхание - это проверенно - хотя... возможно, дело в контрасте, и, поставь этот храм среди московских шедевров - он и потеряется. Но стоит он именно здесь и уже никуда его не сдвинуть. Так что, чуда уже не отменить.

Странное название села объясняется по-разному. С одной стороны, в данной местности чудных имен у деревень немало (Бильбякино, Тютьрюмово, Дор-Берени, Анкудиново и т.п.), что может указывать на сильное в свое время влияние татарского ига. Но, с другой стороны есть и почти стершаяся в людской памяти легенда о том, что якобы на этом месте состоялась драка между войсками двух князей. По всей видимости, междоусобная. Как бы то ни было, проживают в Кукобое чисто русские люди.

Об истории храма рассказал мне местный старожил Леонид Алексеевич Костицин:

- Я мимо церкви никогда не проходил без восхищения. Когда религию запрещали и тому подобное, мне очень жаль было, что на моих детских глазах его рушили. Старики плакали... А в школу привезли всю храмовую резьбу. Когда мы, ученики, из нее выходили, учителя обязательно осматривали чтобы чего не унесли. А всю эту резьбу, и книги церковные - жгли в печах. Ну, одну эту резную «штучку» я в штанишках-то и вынес... И до сих пор никуда ее не бросил! Храню...

Церковь та вроде как «Спас» называется. Построена она в 1916 году. И строил ее наш мужик, Сорокин его была фамилия. Родом он был из деревни Рябинки, это тут, рядом. Уехал он из Рябинок в Ленинград. Устроился он там «мальчиком на побегушках», в лавочке. Он был здоровый, «смазистый», видный. Короче, произошло то, что он у заводчика своего бабенку приворожил. Она была «легкого помолу». Ну, вот, этот заводчик умирает - она забирает его к себе. Ставит хозяином. Он владеет уже богатством. Громадным богатством... Ну, и сейчас каждый начальник старается место свое как-то облагородить, выделить, что ли. И он обратился сюда, в Кукобой, к народу. Сход собрал и предложил сначала железную дорогу провести, от станции Бакланка. Но народ говорит: «Вы лучше нам тогда храм постройте и больницу,» Он и построил.

Каждый кирпичик из Финляндии, завернутый в бумажку, привозил. В больнице все кабинеты паркетом были отделаны. Ну, когда началась революция, паркет, само собой, сняли и увезли. Но церковь сломать - не сломали. А вот сейчас понемногу красоту нашу облагораживают…



5. Село Владимирское, Нижегородская область, 1997 год
Озеро Светлояр, представлять, кажется, не надо. А, ежели кто не знает, это то самое место, в которое Китеж-град в тартарары провалился. На Ивана Купалу съезжаются сюда тысячи людей. Вообще говоря, устраивают они здесь языческие игрища. Но на следующей день, на «Владимирскую» вокруг озера крестным ходом обносят древнюю икону Богородицы. Данный обряд подробно описан в книге Мельникова-Печерского «В лесах»; ему там посвящена целая глава.



6. Город Солигалич, Костромская область, 2000 год
Просто, старое городское кладбище. Март, за зиму нападало немало снега…



7. Село Фаустово, Московская область, 1995 год
Пасха. Что-то за полтора десятилетия поменялось. Тогда многое воспринималось свежо - после десятилетий богоборчества (или, как минимум, оставления религии в глубокой тени). Уверен, эта бабушка верила всегда. Сейчас, когда надо иметь мужество что бы НЕ верить, таких бабушек нет…



8. Москва, 1994 год
Был на Юго-востоке столицы такой «храмозавод». Громадный храм был разделен перекрытиями на несколько этажей и там стояли станки. На фото - одно из первых богослужений, в котором участвовали воспитанники Воскресной школы. Теперь храм - собор Николо-Угрешского монастыря, одного из самых красивых объектов белокаменной.



9. Сергиев Посад, 1997 год
Праздник Троицы, лавра. На престол к батюшке Сергию приехал молодой священник - с матушкой и первенцем. Имен этих счастливых людей я не знаю. Интересно: сколько детишек у них сейчас?

Недавно мне сообщили: батюшка погиб, его убили. Сын подрос...



10. Село Фаустово, Московская область, 1995 год
Этот батюшка в Фаустове уже не служит. Пришли монахи из Соловков, заявили, что исторически в Фаустове было подворье этого северного монастыря и батюшку вытурили.



11. Село Нижний Мамон, Воронежская область, 1996 год
Здесь дело не в разрушенном храме, точнее, не совсем в нем. Человек в кадре - журналист Миша Жуков. Очень противоречивая натура, в свое время погрязшая в грехах. Мы были в командировке в тамошних краях, и Миша, узнав, что в Нижнем Мамоне живет целительница, пожелал, чтобы его отвезли к ней. «Целительница» оказалась колдуньей. Она сказала ему, что его типа «сглазила» бывшая жена и «сняла порчу». Миша ей не заплатил, посчитав, что ему все падает с небес само собою. Нас в Верхнемамонском районе принимали очень даже хорошо и сами предлагали всякие «развлечения». В том числе и сомнительные. Лично я к колдунье не пошел. А вот Миша за свой контакт с темными силами позже жестоко поплатился. Он лишился всего: семьи, жилья, свободы, имущества. Ужас…



12. Город Нерехта, Костромская область, 1996 год
Этот дед восстанавливал храм. Сам, а помогала ему супруга. И тут храм обокрали, вытащив все иконы, которые дед собирал у бабушек по домам.



13. Поселок Борисоглебское, Ярославская область, 2001 год
Иринарховский крестный ход начинается от стены Борисоглебского монастыря, что под Ростовом Великим. К стене пристроена небольшая келейка, в которой четыре века назад подвизался знаменитый затворник Иринарх. Конечная цель хода - село Кондаково, родина Иринарха, точнее, святой источник, где по преданию преподобный Иринарх любил молитвенно уединяться. По прямой от монастыря до источника около сорока километров, но крестный ход никогда не идет по прямой. Нужно зайти во все селения, где есть (или был) храм и настоятель монастыря отец Иоанн обязательно благословит всех благочестивых мирян. В каждом храме, или на месте его, будет молебен, а на деревенском кладбище - панихида по усопшим. Так что путь богомольцев заметно удлиняется и занимает два полных дня. На автомобиле от Борисоглеба до Кондакова - не более часа езды. Но, как говорится, кто едет скоро, тому в дороге не споро.

Первая остановка на окраине поселка, в бывшем Троицком монастыре. О том, что здесь когда-то была обитель, напоминает лишь две башенки и чудом оставшаяся алтарная часть храма (сколько еще таких развалин нам встретится на пути!) Запустение... Не сами ли мы допустили все это? И разве не грех молча наблюдать разрушение святынь?



14. Поселок Борисоглебское, Ярославская область, 2001 год
Колесо солнца уже закатилось за горизонт. На смену ему вынырнула луна кроваво-красного цвета. Луна почти не освещает дорогу и это, в общем, хорошо: ноги разгоняют дорожную пыль, которой по щиколотку, но ты ее не видишь, а только ощущаешь. Пыль въедается в тело, до того пропитавшееся потом, но, как ни странно, думаю о другом. Как, наверное, красиво выглядит наша кавалькада: пыльный шлейф в поле за нами, будто облако после реактивного самолета... Но вокруг только тьма.



15. Поселок Борисоглебское, Ярославская область, 2001 год
Вот и еще одна святыня, кажется, завершила свой скорбный круг. Это я о веригах преподобного Иринарха. Только неделю назад монахи отвоевали вериги у Угличского музея. Чудо уже только в том, что они сохранились. Два железных креста, соединенных цепями: общий физический вес - восемь килограмм. Но о физическом весе говорить здесь не принято. Для каждого вериги будут весить по-своему, ведь имеют они прежде всего духовный вес. И величайшее счастье для паломника - хоть немного пронести на себе святыню. Представляете, что значит нести на себе вериги человека, благословлявшего еще князя Дмитрия Пожарского на освобождение Москвы от литовцев?



16. Село Зимовенька, Белгородская область, 1999 год
Приготовление пасхальных угощений. Зимовенька - обыкновенное южнорусское село, мало чем отличающееся от соседних селений. Правда, здесь, на границе с Украиной, произошло некоторое смешение двух славянских культур. Подробнее - в приложенной далее фотоистории.



17. Село Болтинка, Нижегородская область, 2001 год
Почему-то земля Русская по-особенному богата на чудеса. Лично я знаю больше десятка подобных историй обретения икон сверхъестественным образом. Согласно официальной легенде, перед самой отменой крепостного права (в конце 50-х годов XIX века) в одном из родников, которые обильно истекали из горы на северо-восточной окраине села, местный пастух обнаружил икону. Пастух был человек малограмотный и не слишком верующий, и потому принес находку попу. Тот определил, что лик изображает Богоматерь, точнее, это была каноническая Боголюбская Божья Матерь. Икона попала к местному помещику и тот, недолго думая, решил отвезти ее в Боголюбский монастырь, что под городом Владимиром, так как было не совсем понятно: возможно, она была украдена и брошена злодеями. В дороге икона... пропала. И обнаружили ее через несколько дней все в том же роднике. Весть о чуде разнеслась по всей округе, и чудотворный образ был помещен в местную церковь. А к роднику, который обустроили и углубили, создав колодец-резервуар для воды, потянулись паломники.

Окончание

вера, религии, города и сёла, православие, история, христианство, даты и праздники, фото и картинки, родина и патриотизм, жизнь и люди, традиции, журналистика, провинция, регионы, турция и византия

Previous post Next post
Up