О русско-армянской вековой дружбе (Часть 2) у
sos_movsisyan в
grazhrep Павел I, принимая во внимания «отличное трудолюбие, тщательное домостроительство, благонравие и примерное поведение» переселившихся армян и с целью привлечения новых переселенцев, жалует им грамотою от 28 октября 1799г. «новые милости и преимущества». В переселении армян в Россию большую роль сыграл знаменитый полководец А. В. Суворов, мать которого, кстати, была армянкой- Ашхен Тер-Манукова.
Во время нашествия Наполеона на Россию, в только что присоединенной к России Грузии местами начались антирусские волнения, но армяне, число которых в Грузии было значительно, проявили стойкость и активно поддерживали русские войска. После окончания войны Александр I издал особую грамоту от 16. 09. 1813г. на имя всего армянского народа, в которой он «явил армянам новый знак милости за доказанную ими преданность». «Они, - говорится в грамоте,- отличились мирным постоянством и преданнастью, когда легкомыслие и неблагонамеренность старались всуе поколебать...спокойствие, и посреди смутных обстоятельств пребыли тверды и непоколебимы в своем усердии к нам и к престолу нашему жертвуя имуществом своим и всеми средствами и самою жизнею на пользу службы нашей и для блага общего... Заслуги их и подвиги налагают на нас приятную обязанность засвидетельствовать пред целым светом справедливую нашу им признательность и благоволение. Да сохранится сие свидетельство во славу и честь их и в память потомков».
Еще более активно проявили себя армяне в русско-персидских и русско- турецких войнах. Описывая события русско-персидской войны 1826г. русский историк Сергей Глинка /брат знаменитого композитора/ ее успехи приписывает сколько русскому оружию, столько же «неимоверной преданности армян, оказавших важные услуги России, под предводительством архипастыря Нерсеса».
Наконец, в 1828г. Восточная Армения была присоединена к России. Армянский народ на долго связал свою судьбу с русским народом. И какие бы манипуляции ни делали некоторые современные новоиспеченные «историки» и политики с оценкой этого исторического события, оно навсегда останется знаменательной и решающей датой в истории двух народов. Начался период взаимообогащения во всех областях общественной жизни.
Русский народ сыграл решающую роль в дальнейшей судьбе армянского народа. Вот, что писал один из видных руководетелей Первой армянской республик О. Каджазнуни: если не была России, название “Армения” на карте мира стояло бы под вопросом. Но существование Армении исходило также из интересов самой России. Еще в 1910 г. великий армянский поэт О. Туманян говорил: “очень хорошо когда наши интересы совпадают с интересами Великой России”. Армяне, в свою очередь, внесли значительную лепту в развитие экономики, культуры, науки и военного дела России. Где бы ни поселялись армяне, там за сравнительно короткое время быстро развивались промышленность, сельское хозяйство, торговля, культура. Об этом достаточно ярко свидетельствуют вышеприведенные указы русских государей.
Уже упомянутый выше немецкий путешественник доктор Рорбах отмечал, что в «армянском народе огромная сила. Дайте этому народу свободу развернуться и помогите ему нравственно и духовно подняться и все изумятся его развитию». Он писал: «Не следует думать, что умственная сила обнаруживается у армян лишь в практических делах... Мало на свете народов, обладающих таким уважением к знанию, таким стремлением к основательному учению, как армяне».
И действительно, многие переселившиеся в Россию армяне, имея малейшую возможность развития, проявили себя с самой лучшей стороны во всех сферах жизни. Выдвинулись крупные военные, промышленники, деятели культуры, ученые.
Вспомним хотя бы некоторых из знаменитых генералов-армян: гр. Лорис Меликов /впослии миниедствстр внутренных дел, даже на короткое время премьер России/, И. Лазарев, кн. М. Аргутинский-Долгорукий, А. Тер-Гукасов, Б. Шельковников, Як. Алхазов, В. Бебутов, В. Мадатов, адмирал Серебряков и др., которые честно и самоотверженно служили России и которым высокие оценки давали современники и историки.
Россия была второй родиной многих армян, которые, получив хорошее образование в лучших учебных заведениях Москвы и Петербурга, впоследствии, тесно сотрудничая со своими русскими коллегами, внесли свою весомую лепту в развитие культуры и науки России. Еще в конце XVIII столетия, в Петербурге проживал один из знаменитых иерархов армянской церкви, архиепископ Иосиф кн. Аргутинский-Долгорукий, который основал типографии в Петербурге, Н. Нахичевани, Астрахани. Он издавал на русском и армянском языках ряд важнейших книг древнеармянской литературы, некоторые исторические сочинения, а также русский перевод Чина-священной литургии армянской церкви и др. произведения.
В первой четверти XIX столетия в Петербурге, Москве, Астрахани появляются другие видные представители армянской интеллигенции - Иосиф Иоанесов, Артемий Аламдаров, еп. Михаил Салантьян, Гаврил Патканян (отец известного поэта Р. Патканяна), Н. Эмин, проф. К. Патканов и др., которые своими многочисленными трудами подняли на новый уровень армяно-русские культурные и духовные связи. И. Иоанесов перевел на русский язык “Историю Армении” выдающего историка 5 века Мовсеса Хоренаци. А. Аламдаров впервые попытался составить “Краткий русско-армянский словарь”. Наряду со многими собственными трудами и учебниками по преподаваемым предметам в Лазаревском институте, еще в 1836г. Н. Эмин, в сотрудничестве со своим товарищем Кротковым, перевел на русский язык знаменитую в свое время “Историю литературы средних веков” Вильмена, в трех томах. Тогда еще проф. Надеждин писал, что Эмин действительно стал «русским писателем и ученым».
При Лазаревском институте, под редакцией Сергея Глинки были изданы трехтомное «Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа”» и его же «Краткая история Армении». Многие ученые, как проф. Патканов, были тесно связаны с уже давно существовавшей кафедрой армянского языка Петербургского университета.
Крупным научным и культурным центром становится, основанный в 1815г. в Москве, знаменитый Лазаревский институт восточных языков, который сыграл значительную роль не только в деле образования и воспитания армянских ученых, деятелей культуры и вообще интеллигенции, но и подготовке кадров России для дипломатической работы, особенно на Востоке, и для других областей экономики и науки. Уже к середине XIX века слава Лазаревского института распространилась за пределами России.
Семья Лазаревых соорудила также армянские церкви в Москве и Петербурге, обеспечив всем необходимым для их деятельности. О «щедрой благотворительности истинно благородной фамилии Лазаревых, о подвигах ее человеколюбия свидетельствуют свыше 22 православных каменных храмов с домами для причта, воздвигнутых ими в разных местах своих обширных приуральских и других владений, множество школ, богаделен и других богоугодных заведений, ... в то время, когда в высшем обществе о народном образовании думали разве только такие передовые люди, как Радищев, Новиков и Чаадаев», - писал один из бывших лазаревцев.
Старший сын Лазаревых Иван поддерживал близкие отношения с знаменитыми деятелями России того времени кн. Потемкиным, гр. Безбородко, гр. Румянцевым, гр. Зубовым, кн. Суворовым и др.. Приобретя от гр. Строгановых их обширные владения на Урале, он дал сильный толчок уральской металлургии и соляному делу. Современники писали, что Павел I, покупая Ропшу Лазарева, отказавшегося назначить цену, сам назначил цену 500000 руб., из коих Лазарев 100000 руб. тут же пожертвовал в пользу бедных. Растроганный Павел собственноручно повесил ему на шею орден Иоанна Иерусалимского. Слава о Лазареве дошла даже до Австрии и «Римский император» возвел его сначала в баронское, потом в графское достоинство.
Наряду с Лазаревым свое почетное место в истории России имеет род Деляновых, из Джульфинских армян, которые переселились сначала в Астрахань, а потом в Петербург. Давид Делянов, окончив курс в кадетском корпусе, посвятил себя военной карьере. Командуя Сумским гусарским полком, он участвовал в Отечественной войне, был ранен, потом снова продолжал войну до самого вступления русских войск в Париж. Генерал Делянов состоял в близких родственных связях с известным тогда кн. Голицыным, гр. Хвощинским, гр. Мясоедовым и Н. Акимовым. Младший сын генерала Иван Давидович окончил Лазаревский институт и юридический курс Московского университета. С 1858г. он был попечителем С. Петербургского учебного округа, а с 1881г. был назначен министром народного просвещения России. Был возведен в графское достоинство. Проф. Докучаев посвятил ему в «С. Петербургских ведомостях» статьи, в которых отмечались его высокие достоинства и педагогические заветы. Один из Джульфинских армян - И. П. Айрапетов, который был в дружеских отношениях с И. С. Тургеневым и, в качестве члена редакционной комиссии, принимал деятельное участие в реформе по освобождению крестьян России.