Крайняя точка Москвы, или Тында - приехали, распрягайтесь, форпост!.. / К 45-летию

Mar 24, 2019 20:44

Ещё дороги в СССР здесь, здесь и здесь

Столица БАМа
«Крайняя точка Москвы». Самое красивое здание - вокзал / Спецпроекты ЛГ / Станционный смотритель / Путешествие во времени / 45 лет Байкало-Амурской магистрали

В наше время в Тынде проживают не более 35 тысяч человек. Это - по меркам нашей страны - сравнительно небольшой административный центр в Амурской области. Но этот город известен всей России, как в 1970-1980-е был известен всему Советскому Союзу. Необычное, диковинное для русского уха созвучие запоминалось с первого раза - Тында. ©Ещё история ж/д здесь, здесь и здесь, в т.ч. ещё БАМ



Байкало-Амурская магистраль. Новые дома посёлка Тындинский, 1974 / Фото: Александр Маршани
Знатоки эвенкийских наречий так и не разрешили спор об этимологии этого названия. В эвенкийском языке есть глагол «тэн». Так обозначают распряжение оленей. По другой версии, название происходит от слова «тэнда» - «поросший лесом берег реки». Слово это в Приамурье знают давно, ведь Тында - это не только город, но и река, приток Уркана, впадающего в Зею.История поселения восходит к середине XIX века. В этих краях путешествовал Павел Петрович Аносов - выдающийся металлург, горный инженер и геолог. Ему принадлежит честь открытия первых золотых месторождений на речках, протекающих в районе современной Тынды. Осенью 1918 года в окрестностях будущего города устроил зимовье охотник Шкаруба. С ним и связано первое письменное упоминание о Тындинском селении.

Стратегически важный город! Для жителей Центральной России - почти край света. От Москвы до Тынды по железной дороге почти 7 тысяч километров, на самолёте - около 5 тысяч километров. Но в прежние годы журналисты непременно упоминали, что самый молодой город Приамурья находится на одной географической широте с Москвой! Город возник в эпицентре большой стройки. Без БАМа нет Тынды, но и без Тынды трудно представить магистраль.

Именно в Тынду со всего Союза съезжались строители магистрали в 1970-е годы. Город не раз называли одним из самых молодых в нашей стране. Газеты рапортовали о высокой рождаемости в столице БАМа. В конце 1980-х население Тынды превышало 60 тысяч жителей. И это не считая военнослужащих и непрописанных. Город нуждался в жилье. Строители трудились с перенапряжением сил, но комфортных квартир всё равно не хватало. Многоэтажки, построенные в московском стиле, придавали Тынде столичный размах. Недаром Тынду называли крайней точкой Москвы.

Разные республики и области страны брали шефство над бамовскими станциями. Муякан строила Белоруссия, Уоян - Литва, Таюру - Армения, Улькан - Азербайджан. Это сказывалось и на топонимике, и на скромных архитектурных изысках. А Тынду - столицу магистрали - строили москвичи. Так появились старинные московские названия - Арбат, Красная Пресня, Сокольники…

В Тынду не раз приезжали управленцы всесоюзного уровня, начиная с Владимира Долгих. Город стал настоящим оплотом страны на Дальнем Востоке. В последние годы мы часто сетуем на недостаточную заселённость Восточной Сибири. Но грантами этот вопрос не решить. Нужны центры - транспортные, промышленные, вокруг которых развивается жизнь.



___
Тында - город железнодорожников, и неудивительно, что самое красивое здание столицы БАМа - вокзал. Все окрестные дороги сходятся именно к этому дому. Когда-то бамовцев принимал простецкий деревянный вокзал. Он был свидетелем и участником главных событий в истории строительства магистрали. В самые суматошные годы строительства городу было не до градостроительных изысков. Но когда БАМ стал реальностью, было решено построить в Тынде не просто вокзал, а настоящее архитектурное чудо. Банальные коробки для главного бамовского вокзала не годились. Вокзал должен был удивлять с первого взгляда - как удивляла путешественников сама магистраль. Архитекторы предложили прихотливый образ, который удалось вписать в холмистое пространство. Огромный белый лебедь, широко раскинувший крылья. В центре композиции - 48-метровые башни.



___
Для главного тындинского объекта не пожалели гранита, мрамора и алюминия. В зале ожидания - выставка живописи, посвящённой строительству БАМа. От станции Тында до Благовещенска курсирует фирменный поезд «Гилюй». И казалось, что к рубежу 2000 года столица БАМа превратится в город-сад.

В городе планировали построить несколько фабрик, научно-исследовательский институт, домостроительный комбинат с заводом… И не просто планировали - уже существовали одобренные проекты, уже формировались «трудовые десанты». Но после 1991 года стало не до строительства. В начале 1990-х Тында превратилась в периферию. В годы «первоначального накопления капитала» на проекты, требовавшие не только многомиллионных, но и многолетних вложений, махнули рукой. Именно тогда город почти на два десятилетия возглавил москвич, давным-давно переехавший на Север, опытный строитель-дорожник Марк Шульц, работавший в поселении Тындинском с 1960-х. Благодаря таким энтузиастам и город, и магистраль удалось сохранить, чтобы в наше время от выживания перейти к развитию. И только в ХХI веке в городе возобновилось капитальное строительство.



___
Одна из главных достопримечательностей города - Музей истории БАМа, открытый ещё в 1976 году. Строители магистрали осознавали важность исторического измерения. Осенью 2001 года музею выделили отдельное двухэтажное здание бывшего детского сада. Музей - это хранилище реликвий, напоминание о прошлом. Но невозможно поверить в то, что у Тынды нет будущего. Ведь это со времён Аносова - «золотой» перекрёсток! Город железнодорожников, строителей, геологов. Такой форпост необходим России.



___Бюст Героя Советского Союза Виктора Петровича Мирошниченко (Тында, Привокзальная ул.). Изначально стоял у сельсовета, затем перенесён к тындинскому железнодорожному вокзалу

Памяти Героя

Неподалёку от тындинского вокзала стоит памятник Герою Советского Союза Виктору Петровичу Мирошниченко (1917-1941).

Он родился в Полтаве, в семье железнодорожника. В 1939 году Виктор, окончив школу младших командиров, возглавил отделение железнодорожного батальона. Служил на Дальнем Востоке. В октябре 1941 года во время ожесточённых боёв в Рогнединском районе Брянской области расчёт сержанта Мирошниченко прикрывал мост через реку Снопоть, неподалёку от железнодорожной станции. Все его товарищи погибли. Сержант получил приказ взорвать мост. Раненый, он подполз к заряду и поджёг бикфордов шнур. Выполнил приказ, но спастись не сумел.

Приказом министра Вооружённых сил СССР сержант Виктор Мирошниченко навечно зачислен в списки отдельного строительного путевого железнодорожного батальона. Его наследники - воины-железнодорожники 1970-х - строили магистраль от Байкала до Амура. Имя героя носит железнодорожный разъезд Тунгала Восточного участка БАМа.

Календарь

15 ноября 1975 года - посёлок Тындинский получил статус города и новое название - Тында.

24 октября 1977 года состоялось торжественное открытие первых экспозиций Музея истории БАМа в Тынде.

26 мая 1986 года - в Тынде открыли новое здание железнодорожного вокзала.



___
Арсений Замостьянов, , заместитель главного редактора журнала «Историк»
«Литературная газета», №10(6682), 13 марта 2019

70-е, 80-е, 90-е, факты и свидетели, символы, провинция, регионы, культура, архитектура и дизайн, памятники и достопримечательности, героизм и подвиги, современность, благовещенск, социализм и коммунизм, история, российская империя, россия, возрождение, 20-й век, строительство, национальная идея, ссср, дороги и транспорт, общество и население, города и сёла, кризис, эпохи, дальний восток, агитпроп и пиар, сибирь, идеология и власть, ж/д, биографии и личности

Previous post Next post
Up