Ещё
музеи и выставки Москвы, в т.ч. ещё
исторические и
фольклор Заповедный край
В Государственном историческом музее проходит выставка «Русский Север» / Фоторепортаж
На севере европейской части страны, включая земли современных Вологодской, Архангельской, Мурманской областей, республик Карелия и Коми, на протяжении столетий складывался уникальный бытовой уклад, особенная, ни с чем не сравнимая атмосфера, в которой получили свое развитие необыкновенные русские народные художественные ремесла.
©Ещё с
ГИМ и ещё
культура и традиции Севера ___
Этот край всегда славился прежде всего искусством резьбы и росписи по дереву: деревянная посуда, мебель, украшения дома с изображениями коней и птиц, львов и грифонов, птицы Сирин и русалок, разнообразными жанровыми композициями раскрашивались яркими сказочными цветами...Все это многообразие представлено на выставке. Здесь же - деревянные ковши, скопкари, короба, солоницы, берестяные изделия, прялки, а также предметы одного из крупнейших центров росписи XIX века, который находился в районе Пермогорья на Северной Двине.
2. Чарка, чаши и серьги (Сольвычегодск, XVII-XVIII вв.)
Среди изделий северодвинских мастеров особо выделяется прялка середины XIX века Якова Ярыгина, где по светлому, почти белому фону яркими красками искусно изображены жанровые сценки - девичьи посиделки за прялками и гармонист; женщина за шитьем; тройка, запряженная в возок с ездоками; чаепитие за круглым столиком с самоваром и чайником. А рядом - изображение льва и единорога и любимых мастером птиц на фоне пышного растительного орнамента - «травки».
3.
4.
5.
6. Праздничный женский костюм (сарафан, душегрея, ожерелье)
Народный костюм - наиболее яркий и самобытный элемент любой культуры. Исторически сложилось так, что только на Русском Севере до поздних времен сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи - традиционный сарафанный комплекс, состоящий из сарафана, рубахи, фартука и пояса, дополнениями служили различные украшения. А самой драгоценной частью костюма были головные уборы, особенно свадебные. На выставке демонстрируются женские костюмы и головные уборы Олонецкой, Каргопольской, Архангельской губерний XVIII-середины XIX вв.
7. Санки детские (Вологодская область, 1870 г.)
8.
9. Монастырь с южной стороны из альбома «Собрание видов местностей острова Валаама» (1863 г.)
10. Обрядовая рубаха с поясом (XIX в.) и праздничный женский костюм (Вологодская область)
Искусство Русского Севера существовало и развивалось в тесной связи с Церковью. На выставке можно увидеть точнейший резной список образа Николая Можайского, упоминаемый в летописи, и скульптуру святой Параскевы Пятницы, экспонируются иконы XVI-XVIII вв. и деревянный крест-голгофа, а также традиционная для старообрядческого искусства резная икона.
11.
12. Швейка старинная (Вологодская область, XIX в.) - женщины шили на них одежду, скатерти, рушники и многое другое
13. Складень «Распятие», «Святые Александр Свирский и Кирилл Белозерский» (XVIII в.)
14.
На северной иконописи с XIV-XV вв., отразилось влияние Новгорода, позднее - Ростова Великого, Владимира, Москвы. А с XVI в. стали формироваться местные художественные традиции, крупными центрами иконописания становились монастыри, такие, как Соловецкий и Антониево-Сийский.
15. Житие преподобного Кирилла Белозерского (Кирилло-Белозерский монастырь, 1778 г.)
16.
17. Распятие с предстоящими (1775 г.). По сторонам креста стоят: Богородица с Марией Магдалиной, апостол Иоанн Богослов с сотником Лонгином
18. Святитель Николай Чудотворец (XVII в.)
Центром «северной черни» - своеобразной гравюры на металле - был Великий Устюг. Среди серебряных предметов великоустюжских мастеров были распространены ларцы, табакерки, шкатулки, посуда. В этих изделиях, так же, как и в других народных промыслах, прослеживается влияние различных стилей, характерных вообще для искусства XVIII-XIX вв.
19. Евангелие - переплет изготовлен в Вологде в 1578 году по заказу ее владельца, священника вологодской церкви Феодора Стратилата
20.
21. Походная церковь (XVI-XVII вв.) - в верхней части помещалась икона, в нижней - свечи и церковные принадлежности, а внутри изображен Голгофский крест
22. Кресты двусторонние (XVII-XIX вв.), подсвечник церковный (1655 г.) и Троица Новозаветная с предстоящими Богоматерью и Архангелом (XVIII в.)
Например, пасторальные сцены и пейзажи, заимствованные, по-видимому, из модной книжной иллюстрации того времени, и творчески переработанные местными мастерами. На выставке можно видеть серебряный позолоченный поднос 1837 года, на дне которого - вид Вологодского кафедрального собора и надпись: «Губернский город Вологда М: Иванч Зуевъ». По краю подноса мастер Зуев расположил черневые гирлянды из листьев и цветов, а по углам - корзины с цветами.
23. Распятие с орудиями страстей на фоне Иерусалимских стен (XVII в.), на раме - надпись молитвы «Да воскреснет Бог»
24.
25.
26. Венец девичий (Архангельская губерния)
Русский Север славится не только своими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного искусства, но и памятниками древнерусской письменности. Красота художественного оформления рукописных книг, миниатюры, инициалы превращают многие памятники письменности в настоящие произведения искусства. Неразрывно с Русским Севером связано имя знаменитого русского художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя И.Я. Билибина. Некоторые привезённые им из путешествий на Север традиционные вышивки демонстрируются впервые.
27. Расправа с соловецкими старцами. Неизвестный художник. Вторая половина XIX в.
28.
29.
30. Икона-крест. Россия. Выговская пустынь. XVIII в._______
По материалам СМИ
Подготовила Мария Максимова
«Столетия», 6 февраля 2019