России не терявшие... / К 165-летию

Sep 01, 2018 12:26

Еще красно-белая армия здесь, здесь и здесь

Алексей Брусилов: остался верен воинскому долгу
Какой вклад знаменитый военачальник внёс в развитие русского военного искусства?

31 августа 1853 года в Тифлисе (сейчас - Тбилиси) в семье генерала и польской дворянки родился легендарный русский полководец Алексей Алексеевич Брусилов. В мировую историю он вошёл как талантливый, но неразборчивый в политике военачальник. ©Ещё с Брусиловым



Алексей Брусилов
Его ненавидели монархисты и недолюбливали коммунисты. На протяжении десятилетий в нашей стране было принято игнорировать огромный вклад Брусилова в развитие русского военного искусства.От прапорщика до генерала

В 1872 году Брусилов закончил престижный Пажеский корпус и был зачислен в 15-й драгунский Тверской полк. В составе этого соединения принял участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов на Кавказском театре военных действий.

На войне будущий герой Первой мировой проявил себя как храбрый и находчивый офицер, отличившись при штурме крепости Ардаган и при взятии Карса. За проявленную отвагу он получил три боевых ордена. В 1879 году Алексей Алексеевич уходит с головой в преподавательскую деятельность, специализируясь на обучении кавалеристов.

«Он был внимательным, строгим, требовательным к подчинённым руководителем и давал очень хорошие знания. Его военные игры и ученья на местности по своим разработкам и исполнению были образцовыми и донельзя интересными», - охарактеризовал Брусилова бывший генерал-лейтенант императорской армии Карл Маннергейм.

Карьера Брусилова развивалась стремительно. В августе 1892 года он был произведён в полковники, в январе 1893 года назначен начальником Драгунского отдела. Немаловажную роль сыграла заграничная командировка 1898 года, где офицер изучал кавалерийское искусство в армиях Германии, Австрии и Франции. В мае 1900 года Алексею Алексеевичу был пожалован чин генерал-майора, в декабре 1906 года - генерал-лейтенанта.

В 1907 году Брусилов вновь отправился в Германию для наблюдения за масштабными учениями кайзеровских войск. В 1909 году он получил должность командира 14-го армейского корпуса Варшавского военного округа (ВВО). Через три года стал помощником командующего ВВО, а в 1913 году был переброшен в Киевский военный округ на должность командира 12-го армейского корпуса.

Талант генерала ярко проявился летом-осенью 1914 года при проведении Галицийской и Карпатской операций. 8-я армия Брусилова выбила австро-венгров из Галиции, Галича, Перемышля и вышла в район Дуклинского перевала. Победа в Австро-Венгрии позволила нивелировать последствия разгрома русского корпуса в Восточной Пруссии. Летом 1915 года противник нанёс мощный контрудар на Горлицком направлении. Однако 8-й армии удалось сдержать натиск в условиях нехватки боеприпасов и при отсутствии опытных командиров младшего и среднего звена, а затем и выправить линию фронта.

В марте 1916 года Алексея Алексеевича назначили главнокомандующим войсками Юго-Западного фронта. Летом он начал масштабную наступательную операцию (тот самый «Брусиловский прорыв»), которая поставила на колени австрийскую армию. Русские прорвали фронт на протяжении 340 километров, вклинившись вглубь на десятки километров. Противник потерял 1,5 миллиона убитыми, ранеными и пленными. Немцы были вынуждены перебросить на помощь союзнику 17 дивизий.

«Спасти Россию от развала»

Брусилова часто обвиняют в измене Государю и в переходе в 1920 году на сторону большевиков. Генерал действительно поддержал смещение императора, встал на сторону Временного правительства, а потом вступил в ряды Красной армии. Однако к Николаю II он никогда не питал симпатий, считая его слабой и нерешительной фигурой.

Отрицательное мнение Брусилова укрепилось в результате общения с Государем в период Первой мировой войны. В частности, он негативно воспринял решение Николая II возложить на себя обязанности Верховного Главнокомандующего в августе 1915 года, и у генерала были поводы недолюбливать царя.

Например, знаменитый «Брусиловский прорыв» так и не получил стратегического развития. Более того, император отказался поддержать инициативу Госдумы по награждению Алексея Алексеевича орденом Святого Георгия 2-й степени за разгром австро-венгерских войск. Суть претензий полководца сводились к тому, что Николай II постоянно сдерживал его наступательный порыв, сетуя на нехватку ресурсов.

«Он был немец до мозга и костей, с соответствующими симпатиями», - критиковал императора генерал. Подобное высказывание сложно назвать адекватным, но при этом у Брусилова было не отнять военного таланта, патриотизма и желания закончить войну победой.

«Одно тут чрезвычайно тяжёлое - это грандиозная ответственность перед Россией. Ответственности вообще не боюсь, да и личных целей не имею и славы не ищу, но от всей души желаю и имею лишь одну цель - спасти Россию от развала, неминуемого в случае проигрыша войны…», - говорил Брусилов о своём назначении Верховным Главнокомандующим в мае 1917 года.

Тем не менее, Алексей Алексеевич не стал препятствовать возвышению Лавра Корнилова, который сменил его на должности главкома. Позже Корнилов организовал поход против Временного правительства (так называемый «корниловский мятеж»). В этот момент Брусилов окончательно отказался от участия в политической борьбе, хотя фактически стал её участником в первой половине 1917 года.

Несмотря на нежелание генерала вступать в Белое движение, в августе 1918 года он был арестован сотрудниками ВЧК за организацию «тайного офицерского кружка». В октябре того же года Брусилова освободили. В 1919 году его сына, вступившего в ряды Красной армии, расстреляли белогвардейцы. Возможно, именно это событие предопределило непростой политический выбор в пользу большевиков.

В 1920 году бывший военачальник императорской армии был назначен главным инспектором Главного управления коневодства и коннозаводства Народного комиссариата земледелия РСФСР, в 1923 году занял должность инспектора кавалерии Красной армии. В 1924 году Брусилов ушёл в отставку и приступил к работе над мемуарами. Полководец скончался 17 марта 1926 года и был с воинскими почестями похоронен на Новодевичьем кладбище.

В советские годы Алексей Алексеевич был вычеркнут из отечественной истории, как и другие военачальники-участники «первой империалистической войны». Восстановление памяти о героях Первой мировой началось ближе к 2000-м годам. В 2007 году в Санкт-Петербурге генералу был открыт памятник, а в Юго-Западном административном округе Москвы появилась улица Брусилова.

Степан Зайцев
«Русская планета», 31 августа 2018

политика и политики, 20-й век, диссида и оппозиция, правители, революции и перевороты, 18-19-ее века, память, народ и элиты, факты и свидетели, войны и конфликты, сражения, символы, известные люди, ссср, романовы, героизм и подвиги, первая мировая, высшая школа, военные, день рождения, нравы и мораль, образование и воспитание, история, армия, даты и праздники, российская империя, родина и патриотизм, идеология и власть, биографии и личности, красные и белые, 20-е

Previous post Next post
Up