Факультативная история #11 Казачество. Костюм и кухня

Apr 26, 2018 05:56

Ещё о казачестве здесь, здесь и здесь

Серые зипуны, бархатные умы! / Культура казачества
Документальный историко-патриотический молодежный проект «Каникулы в историю» / Исторический цикл «Каникулы в историю. Казачество». Фильм четвёртый, 2013 год

«Каникулы в историю» - проект 2012 года для тех, кто хочет заглянуть за пределы сухого текста учебников и прикоснуться к живой ткани Истории. Документальные съёмки на местах событий, ставших поворотными в истории России, и костюмированные постановки, переносящие зрителя вглубь веков. Фильмы проекта не только покажут события прошлого с необычного ракурса, но и помогут понять корни героического патриотизма России. ©Ещё в «Каникулах в Историю»



___
«Каникулы в историю. Казачество» - шесть фильмов: «История становления российского казачества», «Военное искусство казаков», «Казаки в военных операциях 18-19 веков», «Судьбы казачества в истории России - раскол, репрессии, участие в ВОВ», «Культура казачества» и «Казаки-первопроходцы». Проект является продолжением предыдущих серий о войне 1812 года. На этот раз участники экспедиции встречаются с потомками казаков, с учеными и исследователями, посещают музеи и архивы, участвуют в реконструкциях обычаев, знакомятся с приемами казачьего боя, методами выживания в экстремальных условиях, с идеологией казачества, его духовными основами и традиционным семейным укладом.Из чего же сотканы обычаи и традиции славного казачества? Из суровых условий бытия, где на каждом шагу «сыновей степи» подстерегала опасность. А еще - из непрестанной необходимости (и готовности!) 24 часа в сутки и 365 дней в году противостоять врагу.


Каникулы в историю. Казачество. 4 серия. Культура казачества

image Click to view


___Четвёртая серия документального цикла «Каникулы в историю», посвященного истории казачества. Проект является продолжением предыдущих серий о войне 1812 года. Продюсеры проекта - Елена Ульянова и Игорь Угольников. Режиссер-постановщик - Андрей Голубев. Автор сценария - Ксения Бахарева. Ведущий - народный артист России Александр Галибин © Телеканал ТРО

Стоит ли говорить, что в таких предлагаемых обстоятельствах каждая деталь казачьего гардероба имела четкое целевое назначение, а порой и работала «во спасение»? Это очевидно! Какой предмет мужского гардероба вспоминается Вам, когда Вы слышите слово «казак»? Не правда ли - шаровары?

Это изобретение восходит своими корнями к эпохе древних скифов, однако у казаков эти просторные брюки также являлись ключевой деталью мужского гардероба. На изготовление шаровар, которые мы видим на фото, ушло 4 метра ткани. На подлинные шаровары представителей сильной половины казачьего круга канувших в Лету времен уходило примерно 16 метров!



___
- Что за XXXXXXL?! - удивленно спросите Вы. Ответ лежит на поверхности!

В ходе удачных боевых походов казаки добывали трофеи, а порой и уносили горы турецкого золота! Шаровары выполняли роль удобного мешка, в котором могло уместиться многое. Напрашивается вопрос, было ли удобно скакать в такой одежде на лошади, спаринговать с врагом?

Именно просторные и широкие шаровары были настоящим спасением для всадника - одеждой, которая не натирала ноги даже после нескольких суток почти непрерывного пребывания в седле во время затяжных боевых походов. В рукопашном бою, если требовала того необходимость, шаровары перехватывались веревками, которые крепились к специальным полукольцам, и… казак мог выполнять самые головокружительные трюки!

Казак сызмальства приучал себя спать чутко, «вполглаза». Но никакая чуткость не спасла бы в ходе ночлега под открытым небом. Поэтому складки шаровар надежно защищали нижнюю часть тела казаков от укусов ядовитых степных змей.

Казачий костюм, как нельзя лучше, отражал уникальность культуры и славных традиций казачества. Мужские и женские костюмы не были на 100 % аутентичными, корнями уходящими в историю - исключительно! - казачьих кругов. Казачество всегда было интернационально. Активно торгуя либо воюя со своими соседями, казаки брали замуж полюбившихся им полонянок, а также пополняли понесшее потери войско, обращая в православную веру, чужестранцев! От этих счастливых браков рождались прекрасные дети.

Как только маленький казак появлялся на свет, мама и бабушка начинали активную работу над созданием его гардероба. Из нежного полотна ручной работы для малыша шилась сорочка, которую венчал красивый узор. Такое произведение искусства называлось… «вышиванка».



___
Если глазки маленького казачка были светлыми, то нужно было сшить эту сорочку белоснежными нитями. По-настоящему богатой считалась та сорочка, узор на которой вышивался белым по белому!

С особой любовью, трепетом и надеждой на удачную судьбу казака вышивалась одежда, в которой он шел на Сечь. Ведь в этом случае сорочка была не только одеждой, украшением, но и защитой, своеобразным оберегом казака!

Исторический факт! В 1949 году, на 70-летие И.В.Сталина воспитанниками детского дома, расположенного на острове Хортица, откуда восходят истоки казачества, в подарок вождю народов была отправлена вышиванка в степных (зеленых и коричневых!) тонах.

К этой работе приложила руку и старание здравствующая мастерица Валентина Харлова. Сорочка была отправлена на специальную выставку ВДНХ, которая была посвящена юбилею, который праздновала вся страна. Удивительно! Но сорочка и по сей день бережно хранится в именном музее подарков генералиссимуса в Грузии.

Существовал лишь один элемент гардероба, который был более важен и в «парадном», и в повседневном ношении. Речь о поясах-рушниках, многие из которых в ранге подлинных казачьих реликвий.

Вашему вниманию представлен современный и, не будем скрывать, немного упрощенный вариант. Но длина настоящего пояса-рушника достигала 10 м! Они были весьма «информативной частью гардероба». Только представьте себе. Для того, чтобы удостоверить сегодня наше гражданство, отношение к воинской службе, семейное положение, происхождение, мы должны иметь, как минимум, паспорт, военный билет, свидетельство о браке и рождении, ИНН и СНИЛС. Но в ушедшие времена один лишь беглый взгляд на рушник, мог сказать больше, чем любой «печатный» документ.

Не подпоясаться мужчине-казаку было все равно что опростоволоситься женщине. Однако, подпоясавшись, казак сообщал миру сведения о своем семейном статусе либо приближающемся возрасте жениховства, его отношении к воинской службе («в строю» либо временно «не при делах»!), а также происхождении.

Пояса были самым дорогим из всего того, чтобы было надето на казаке, не только потому, что эти великолепные изделия делались матерями и женами казаков из дорогих материалов с великой любовью к их братьям, детям и мужьям. На поясах вышивались молитвы, оберегавшие детей от бед, сиротства и несчастий, а их отцов… от пули и штыка! Поверх рубахи надевался казачий зипун. Это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного книзу силуэта, который Вы видите на картинке. Его отличительными чертами были узкие рукава и отсутствие ворота. Для верховой езды такая одежда считалась очень удобной!

Важность зипуна, как предмета повседневного гардероба, была настолько велика, что походы за трофеями и добычей нередко называли «Походом за зипунами».

Были и удачные заимствования из моды других стран. Так, наряду с кафтанами, казаки активно использовали для повседневного ношения упомянутые выше жупаны, пришедшие из Польши. Это были старинные полукафтаны, которые упоминаются в лучших произведениях Николая Васильевича Гоголя. Вот, например, - «Вечера на хуторе близ Диканьки»!

Как сочно, как красиво пишет великий русский писатель об одежде: «...если бы одеть его в новый жупан, затянуть красным поясом, надеть на голову шапку из черных смушек с щегольским синим верхом, привесить к боку турецкую саблю, дать в одну руку малахай, в другую люльку в красивой оправе, то заткнул бы он за пояс всех парубков тогдашних!». Разве не чудо?..

Женский костюм (а также палитра украшений!) могли быть праздничными или повседневными. Они играли особую - исключительную! - роль. Искусно сделанные бусы не столько подчеркивали девичью красоту и желание поскорее найти жениха, сколько свидетельствовали о трудолюбии представительниц прекрасного пола в казачьем кругу! Ведь каждое украшение создавалось собственноручно и, порой, среди юных казачек встречались подлинные искусницы, которые могли дать фору современным ювелирам.



___
Там для меня горит очаг!

Шло время! Казачество, которое привыкло в ушедшие века к вольной кочевой жизни, «оседало», обустраивалось, обзаводилось добротными домами. Такова жизнь! Внутри сословия возникало разделение на бедных и богатых - тех, кто мог гордиться хорошим хозяйством и добротным домом.

Появлялись предметы роскоши! На подворьях многих казаков отныне можно было увидеть не только лихих скакунов, но и роскошные кареты. У вчерашних «кочевников» в банках «завелись» счета. Менее успешные казаки нанимались на работу к тем, чья судьба складывалась более удачно. Такая занятость в роли прислуги могла быть сезонной, но, порой, становилась постоянной…

Жизнь вокруг стремительно менялась! И менялись предлагаемые обстоятельства, в которых существовали казаки. Оставалось ли что-то неизменным? Да! Это были формировавшиеся веками казачьи устои, традиции, бережно передававшиеся от отца к сыну, из поколения в поколение.

По-прежнему невозможно было себе представить одного из сыновей степи без серьги в ухе. Казак, который носил серьгу в правом ухе, был последним мужчиной в роду. В левом это украшение встречалось у по-настоящему отчаянных бойцов, которые в бою были готовы на любые, самые решительные и отчаянные действия.

У некоторых казаков было две серьги. Так идентифицировали единственного сына у отца и матери, которому, впрочем, никто не давал послаблений ни в бою, ни на привале. Но товарищеский дух - пожалуй, самая древняя традиция казаков! - диктовал опытным бойцам поберечь такого парня в походе, подставить ему при необходимости плечо, прикрыть от пули.

Согласно одному из преданий, подавая команду «Напра-а-аво!», атаман присматривался к тем бойцам, у которых была сережка. Их старались не посылать на верную смерть. Ведь, умерев, они могли оборвать нить древнего казачьего рода…

Казачий чуб, как и серьга, тоже имел сакральное значение. Его называли «оселедец» - то был один из символов удали опытного казака. Именно оселедец являлся связующей нитью между Казаком и его Небесным Отцом. Чубы, сколь длинными они бы ни были, носили только на левую сторону! Ведь считалось, что справа был Ангел, охраняющий казака от бед, а слева… находился Искуситель, от пагубного влияния которого, согласно поверью, казака «прикрывал» его чуб. Существовала даже присказка, гласившая, что если казак окажется в болоте, Бог обязательно спасет его, ухватив за непокорный чуб! Впрочем, в позапрошлом и прошлом веках чубы многих казаков скрывали известные нам по фильмам папахи…

Своеобразная прическа казаков отличала их от хазар и половцев, которые носили косы. Казаки, жившие на Среднем Дону, Тереке стриглись, обычно, «под горшок». Остриженные волосы прятали, закапывали в землю, опасаясь, что волосы могут попасть к неприятелю, который вполне мог навести порчу!

Всегда ли воевал казак, находясь в седле, да в походе? Отнюдь! Любые войны рано или поздно завершались. И даже те казаки, которые не мыслили своей жизни без сабли и коня, обзаводились семьями и хозяйством. Бесконечное кровопролитие сменялось домашним уютом, в котором далеко не последнее место занимал наваристый душистый борщ и ароматный хлеб, подающийся (по сей день!) на стол в первую очередь. Это древний символ гостеприимства и прочности семьи. А уж после него на столе появлялись горячие блюда.

На Кубани это был пресловутый борщ со сметаной. И, конечно же, палитра божественно вкусных казачьих яств не обходилась без ватрушек с творогом. Были здесь и славные пампушки с чесноком. Но… какой казак не любит мяса? Оно поглощалось в неимоверных количествах. Ножи и вилки в сторону! Казаки ели руками, посматривая на своих детей, среднее число которых в семье варьировалось от 7 до 10.

Казачья служба была трудной и опасной. И далеко не каждый доживал до старости. Поэтому продолжение казачьего рода было предметом особого беспокойства. А наличие большого количества членов семьи требовало четко выстроенной иерархии и беспрекословного подчинения. Отец в казачьей семье был и остается поныне Наместником Бога на Земле! Наказание за неповиновение ему сурово, но справедливо.

А что же его супруга, истинная берегиня казачьего очага? С молоком матери она впитывала любовь к труду, алгоритмы правильного поведения в казачьем кругу, понимание своего места в семье и необходимости уважать своего отца, старших братьев, супруга.

Именно женщина, казачка, была и остается олицетворением подлинного благородства!

Казаки уходили в походы, а вопросы ведения хозяйства, работы в поле, досмотра и воспитания детей ложились на женские плечи. Мать доверяла часть своей непосильной нагрузки детям. Старшие присматривали за младшими, отвечая за их безопасность перед родителями. За малышом, которому исполнился всего 1 год, приглядывал «более авторитетный карапуз», отпраздновавший первый «юбилей» (5-летие).

Мы рассказали Вам еще одну историю о казачестве - сословии, свято чтившим свои традиции на протяжении многих столетий. Это была честная история о Людях, доблесть, мудрость и подлинная отвага которых выдержала многочисленные драматические перипетии Великой Русской Истории, сохранив культуру и святые ценности семейных отношений, актуальность которых в XXI столетии будет только возрастать.

Любо, братцы!

До новых встреч!
Андрей Карелин
«Русская планета», 19 февраля - 18 ноября 2016

русские и славяне, фольклор, факты и свидетели, символы, регионы, еда, культура, томск, украина, мифы и мистификации, молодёжь, история, российская империя, казаки, родина и патриотизм, традиции, юг, россия, ростов_дон, фильмы, поволжье, поколения, краснодар, менталитет, ссср, русь, видео, образование и воспитание, нравы и мораль, эпохи, мода, агитпроп и пиар, сибирь, идеология и власть, биографии и личности, астрахань

Previous post Next post
Up