Толковая православная хрестоматия

Jan 16, 2018 21:05

Ещё религиозная литература здесь, здесь и здесь

9 текстов, которые знают все православные
Курс №43. «История православной культуры» о том, как возникло православие, на чем оно стоит, каково его место среди других христианских конфессий и что оно сделало для русской культуры

Главные молитвы, заповеди и Символ веры с комментариями священника. ©Ещё в курсе №43: продолжение следует...



Григорий Михайлов. Девушка, ставящая свечу перед образом. 1842
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма Космы и Дамиана в Шубине и кандидат богословия, объясняет, во что верят православные и что значат слова, которые они произносят почти каждый день.


Евангелие от Матфея 6:9-13. Фрагмент Синайского кодекса, содержащий молитву Господню. IV век
1. «Отче наш»

Текст

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки.
Аминь.
_______
/Текст приведен в Синодальном переводе - это устоявшийся термин, обозначающий пере­вод книг Священного Писания на рус­ский язык, осуществленный в XIX веке и ут­вер­жденный Святейшим синодом для домаш­него чтения/

Что это

«Отче наш», или Молитва Господня, - главная молитва христиан. Ее текст пол­ностью приведен в Евангелии от Матфея и в более кратком виде - в Еван­гелии от Луки (Лк. 11:2-4). Это текст молитвы, оставленный людям самим Иисусом Христом. По версии евангелиста Луки, апостолы обратились к Иисусу: «Госпо­ди! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» /по мнению богословов (см. «Толковую Биб­лию Лопухина»), молитвы, которым учил Иоанн Креститель, были похожи на ветхо­заветные иудейские молитвы, но лишены фарисейского благочестия. Вероятно, име­ется в виду смиренная сердечная молитва без человекоугодия и тщеславия/ (Лк. 11:1). И в ответ на эту просьбу Он произнес эту молитву. По версии еван­гелиста Матфея, «Отче наш» - часть Нагорной проповеди /Нагорная проповедь - проповедь Ииcyca Христа, в которой выражена сущность Нового Завета и его отличие от Ветхого Завета. Была произнесена Спасителем на холме близ Капер­наума в Галилее вслед за призванием двенадцати апостолов. Содержание пропо­веди излагается в Евангелии от Матфея (Мф. 5-7) и Луки (Лк. 6, 17-49)/ (Мф. 6:9-13). Текст молитвы дошел до нас уже переведенным на древнегреческий (Иисус со сво­ими учениками говорил на род­ном для него древнеарамейском языке, который был разговорным языком Иудеи в то время). Во время литургии, главного хри­стианского богослужения, ее произ­носят все молящиеся вслух (либо от их лица поет хор).

Комментарий священника

«Самое главное в этой молитве (единственной, которую дал нам сам Гос­подь) - это то, что Бог назван Отцом. Для ветхозаветного человека Бог - это нечто очень могущественное, далекое, загадочное. И вот Иисус предлага­ет называть Бога отцом и сам так к Нему обращается. Сразу возникает пред­став­ление о родительской заботе и любви. Причем отец не „мой“, а наш, то есть всех людей. Так люди становятся друг другу братьями и сестрами.

Отец этот не такой, как наши земные отцы, а Тот, Который на небесах. Небо для иудаизма было, разумеется, не атмосферным понятием, а духовным. Сло­восочетание Царствие Небесное обозначало у иудеев близость Бога, и часто они употребляли его, чтобы лишний раз не произносить слово „Бог“, памятуя о третьей заповеди „Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно“.

Как правило, человек в молитве сразу начинает говорить о каких-то своих нуждах. А здесь молитва начинается с „Да святится имя Твое“, с предсто­яния перед чем-то загадочным, необычайно возвышенным. Святое значит отде­ленное от нашего обычного мира (в древнееврейском слово „святой“ - „кадош“ - имело оттенок отдельности, особости); Бог отделен, потому что Он - Творец, а мы - творения.

Когда мы говорим „Да приидет Царствие Твое“, то молимся о том, чтобы воля Божья господствовала везде, и коль скоро мы об этом просим, то понятно, что наш мир очень далек от того, каким он задуман Богом, тогда как в Небесном Царстве, где господствует Его воля, всё достигнуто и есть полнота жизни, по­лнота бытия, радости. Мы просим о том, чтобы воля Божья всё более и более охватывала этот мир. Но при этом мы знаем уже из нашего жизненного опыта, из всего опыта ветхозаветной Церкви и нашей новозаветной, что мир воле Божьей сопротивляется. В основе отпадения от Бога лежит именно желание человека: будет воля моя, а не Твоя. И суть грехопадения именно в этом „будете как боги“ - самыми главными, не признающими над собой верховенство Бога.

И только после этого уже идет прошение о земном: „Хлеб наш насущный дай нам на сей день“. Понятно, что речь идет не только конкретно о хлебе, но обо всем необходимом для жизни.

Говоря „И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим“, мы при­знаем, что мы должники перед Богом, что мы ведем себя чаще всего недостойно, даже когда стараемся делать что-то хорошее, и поэтому заранее просим Бога простить нас. В том, чтобы вот так признать себя несовершен­ными, есть уже и необходимое для каждого человека качество - смирение, и ощущение необходимости прощения. Но если мы сами не будем прощать, то как дерзать просить прощения себе? И именно это последнее предложение комментирует сам Христос, который говорит: „Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согреше­ний ва­ших“ (Мф. 6:14-15). По-видимому, именно это самое важное для нашей повседневной жизни - прощать. И это же самое главное в молитве „Отче наш“».

2. Иисусова молитва

Текст

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.

Что это

Самая короткая молитва. Ее появление принято относить к IV веку, но первый записанный текст принадлежит святому Григорию Синаиту, жившему на Кри­те в XIII веке. Многие святые советовали регулярно произносить эту молитву в те­чение дня. Особое место она занимает в духовной практике исихазма - мис­тического направления православного монашества. Непрерывное произ­не­сение этой молитвы в определенном состоянии духа, которое достигается в том числе и физическими упражнениями (дыхательные техники), способствует особой концентрации, «схождению ума в сердце».

Комментарий священника

«В этой молитве заключается исповедание Иисуса как Сына Божьего. Он не про­сто выдающаяся личность или благородный страдалец, а именно Сын Божий. Обращаясь к нему „Господи“, мы признаем его господином, проще го­во­ря - царем. Когда человек принимает крещение, священник у него спраши­вает: „Веруешь ли Ему?“ - и крещаемый отвечает: „Верую Ему, яко Царю и Бо­гу“. То есть не просто чему-то высшему, далекому, относящемуся к духовному миру. Ведь именно за это христиан гнали, распинали: они не признавали сло­во „кириос“ („господин“) за императором Рима, а поклоня­лись только Христу как царю.

И когда, произнося эту молитву, мы говорим о помиловании („помилуй мя, грешного“), речь идет именно об осознании нашего недостоинства, необходи­мости милости Божьей. Милости не только в смысле прощения наших грехов, но и устройства тех жизненных обстоятельств, в которых мы оказы­ваемся, с тем чтобы мы могли достойно через них проходить и через них учиться, возрастать».



Икона «Символ веры». Россия, вторая половина XVII века
3. Символ веры

Текст

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых
И жизни будущаго века.
Аминь.

Что это

Это главная формула христианского вероисповедания, которая в сжатом виде излагает суть христианского учения. Ее полное название - «Никео-Царь­градский Символ веры»: в первой редакции он был принят на Первом Все­ленском соборе в горо­де Никея в 325 году, а в окончательном виде - на Втором Вселенском соборе в Константинополе (Царьграде) в 381 году. Символ веры состоит из 12 ут­вер­ждений («членов»), каждое из которых раскрывает один из принци­пиа­льных аспектов веры: в Бога Отца, в Иисуса Христа, Сына Божия, в Святого Духа, в Церковь, в одно крещение, очищающее от грехов, и в воскре­сение мерт­вых. Символ веры читается на каждой литургии и во время таинства креще­ния. Именно несовпадение в одном из членов Символа веры считается глав­ным бого­словским различием католиков и православных: православные гово­рят «в Духа Святаго, иже от Отца исходящего», а католики - «в Духа Святаго, иже от Отца и Сына исходящего». Это так называемый спор о филиокве (filioque) - об исхождении Святого Духа.

Комментарий священника

«Символ веры говорит о том, как христиане формулируют свою веру в Бога. В начале говорится о вере в единого Бога Отца, Сына Божия, Иисуса Христа, после чего кратко рассказывается Его жизнь. Сразу заявлено радикальное различие между рождением и сотворением. Подчеркивается: „от Отца рожденного прежде всех век“, то есть до начала времени. Это поэтическое произведение, за которым стоит нечто, не выразимое иначе, кроме как средствами поэзии, - божественная сущность Отца, Сына и Святого Духа. Но утверждаются и земные реалии: „Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы“ - это описание евангельских событий.

Смерть Христа была не просто трагической случайностью, но Его жертвой, принесенной за утверждение того, что Он - Мессия, Спаситель. Об этом два слова - „распятого за нас“. Для израильского народа и, конечно, для перво­священников, фарисеев это было абсолютно непонятно: как тот, который спасает, сам подвергается бичеванию, казни, умирает? Какой же это Мессия, это какой-то нонсенс.

Его распяли, но победа осталась за Ним в факте воскресения. Современникам Христа трудно было в это поверить, так же как и нам. Но иначе невозможно объяснить, почему апостолы вдруг из испуганных рыбаков превратились в пла­менных проповедников. Что-то произошло. Гроб был пуст, Он к ним пришел, они Его видели и потом отдали за Него свои жизни (из двенадцати апостолов только Иоанн умер своей смертью). Апостолы знали Его вос­кресшим. Факт воскресения Христа они отстаивали ценой своей жизни и смерти. Трудно себе представить, чтобы столь могучее течение, как хри­стианство, которое вызвало революционное изменение всего мира, уст­роили 12 человек, сговорившиеся всех обмануть или ввести в заблуждение.

Затем говорится о Духе Святом, то есть особой силе, которая исходит от Бога. Здесь сформулирована наша вера в то, что мы называем Святой Троицей. Этим трудным для нашего восприятия понятием Бог словно приоткрывает нам свою внутреннюю жизнь.

Молитва заканчивается словами „Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века“. Отцы Церкви деликатно, зная наши трудности и маловерие, не вкла­дывают в наши уста слова „Верую в воскресение мертвых“. Но ос­торожно: чаем, ожидаем. Эта строка - про надежду.

Мы можем искренне сказать: веруем в Бога, веруем во Христа. Но наш опыт не дает нам с уверенностью сказать, что мы воскресаем. Да, есть люди, пе­режившие клиническую смерть или что-то подобное, которые свидетель­ствуют об этом. Но всё равно, пока человек сам на себе не испытает, для него это остается предметом веры, а значит, и сомнения. И здесь важно всегда помнить о том, что сомнение не противоположно вере. Вере противоположно равнодушие, безразличие, а сомнение - это нормально. Когда человек сомне­вается, он ищет - значит, для него это важно, это значимо».

4. «Царю Небесный»

Текст

Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и всё наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши /в церковнославянском тексте при обращении используется форма звательного падежа «Царю Небесный»/.

Что это

Одна из самых известных молитв, обращение к третьему лицу Святой Трои­цы - Святому Духу. Входит в состав утреннего и вечернего правила /ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане/, звучит во время многих богослужений. Авторство и происхождение неизвестны; считается, что она возникла не ранее VIII века.

Комментарий священника

«В этой молитве мы обращаемся к Святому Духу, который сходит с небес. То есть он царствует там, где совершенство Бога. Про землю мы этого пока не можем сказать, потому что здесь царствует наш грех и несовершенство. Мы говорим об Утешителе, цитируем слова Христа: „Если Я уйду, то Отец мой, Отец ваш Небесный, пошлет вам Дух Святой, если не уйду, то не пошлет“ /«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7)/. То есть с его уходом действие Святого Духа стало более явным, более ощу­тимым для людей. Дальше мы говорим: „Который везде существует, всё собой наполняет“. Понятно, что как Бог, третье лицо Троицы, он везде существует. И просим, чтобы пришел, вселился в наше сердце, очистил нас от всякой скверны и спас наши души. То есть мы просим об особом очищающем действии Божьем, которое Господь дает через вот эту особую благодать действия Святого Духа.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что цель христианской жизни - стяжание Святого Духа. Это особая радость. Скажем, когда человек влюб­ляется, он наполняется особым состоянием, всё становится для него другим. Так и действие Святого Духа - это как бы пробуждение нашей особой любви к Богу. Когда мы любим Христа, мы открываем сердце для действия Божия, и к нам приходит Святой Дух, и становится легко быть лучше, легко прощать, легко что-то преодолевать, не обижаться, не завидовать.

Есть традиция читать эту молитву перед началом каждого важного дела. Перед тем как что-то сделать, любой человек сначала входит в форму: певцы распе­ваются, спортсмены разминаются. А христиане молятся Святому Духу».



Икона «Заповеди блаженства». Россия, не позднее XVIII века
5. Заповеди блаженства

Текст

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
_______
/Текст приведен в Синодальном переводе/

Что это

Евангельский текст - девять заповедей, которые Иисус Христос дал во время Нагорной проповеди в дополнение к десяти заповедям Моисея (Мф. 5:3-11). Эти заповеди выражают суть Евангельского учения и поются за каждой литургией.

Комментарий священника

«Блаженство - это когда воля Божья перестает быть чем-то абстрактным, далеким, но приходит в наше сердце, в нашу повседневную жизнь. Когда говорится „блаженны нищие духом“, речь идет о понятии „бедняки Господни“ - это странники, ради духа избирающие другую, необычную жизнь, жизнь без погони за богатством, без погони за социальным положением, властью и так далее.

Господь говорит о том, что „блаженны алчущие и жаждущие правды“, то есть люди, которые страстно желают добра, справедливости. Мы знаем диссидентов и прочих правдоискателей и правдолюбцев. Про таких, как они, и идет речь. Сродни солженицынскому „жить не по лжи“. Следуя за Христом, они в Цар­ствии Небесном получат ту правду, ту истину, которую они так стремятся найти в этом мире.

Про „блаженны плачущие“ возможны два толкования: плачущие о собственных грехах, то есть осознающие свою греховность, и плачущие о печальных со­бытиях, которые нас окружают в мире, то есть это люди с сочувствующим сердцем, чувствительные к чужой беде, к чужому горю, неравнодушные.

Милостивые утешатся, потому что будет восстановлена во всем спра­ведливость, Господь отрет всякую слезу.

„Миротворцы сынами Божиими нарекутся“, потому что Бог несет мир. Как Господь сказал в прощальной беседе с учениками: „Мир Мой даю вам“ /«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27)/. Он принес в обычный земной мир, полный скорбей, другой мир, другое измерение, другие начала и принципы жизни.

„Блаженны, когда будут гнать вас, злословить и так далее“. Парадоксальная вещь, но люди, которые действительно страдают за правду, за истину, даже физическую боль чувствуют не так остро. Они понимают, что страдают за правду, за то, ради чего стоит жить и умереть. Они блаженны, потому что высшее счастье - когда человек понимает, что ценой страданий, ценой каких-то лишений он остался всё-таки верен своему слову, верен своему долгу - тому, что он считает истиной.

Когда неправедно гонимый человек страдает, но остается верен себе, можно это назвать упрямством, но на самом деле это верность - тот же самый корень, что и в слове „вера“.

И в конце: „Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах“. Это необязательно в потустороннем мире. Небеса - это и измерение человеческой жизни, ее духовная ипостась».



Ефрем Сирин. Фреска церкви Успения Богородицы. Афон, начало XIV века
6. Молитва Ефрема Сирина

Текст

Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя пре­грешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Что это

Самая известная покаянная молитва, которая читается ежедневно в течение всего Великого поста и дома, и во время богослужений. Написана святым Ефремом Сирином в IV веке. Молитва знаменита еще и тем, что за полгода до смерти Александр Пушкин написал ее поэтическое переложение - стих «Отцы пустынники и жены непорочны».

Комментарий священника

«В этой молитве мы прежде всего обращаемся к Богу как к владыке нашей жизни. И просим о том, чтобы Господь удалил от нас дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия), празднословия. Потому что они разрушают нашу жизнь, делают ее никчемной, бессодержательной. Когда человек унывает, его ничто не радует, ничто не наполняет его жизнь, ничто не ценится, ни за что он не хочет выразить благодарность. Хотя в нашей жизни всегда можно найти за что благодарить - то, что делал Господь, всё красиво. И когда человек этого не видит, это и есть уныние.

Дальше мы просим дать нам „дух целомудрия“ (благоразумия), то есть не рас­сеиваться, не поддаваться своим страстям. Как остроумно говорил один уче­ный, в своем поведении люди часто руководствуются не действием мозга, а действием желез внутренней секреции. А когда у человека есть целомудрие, он этому не поддается.

Смиренномудрие - это очень характерное для Библии слово: смирение, сое­диняющееся с мудростью. Потому что гордость всегда очень близка к глу­пости.

Терпение необходимо нам и в каждодневной жизни. И, конечно, просим о лю­бви, потому что любовь - это свойство души, но это еще и дар. Мы видим, что у одних людей он в избытке, а у других его совсем мало. Любить - это значит желать предмету любви самого хорошего, прежде всего - свободы. Любить не для себя, чтобы им завладеть, а просто радоваться и удивляться тому, что человек есть на свете. Так что терпение и любовь - то, что нам нужно в нашей повседневной жизни. Поэтому мы их просим. Когда просим, это дается».

7. Молитва оптинских старцев

Текст

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в те­чение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Что это

Самая известная молитва на русском языке. Предположительно, написана монахами Оптиной пустыни в конце XIX - начале XX века. Передавалась в списках, особое распространение получила в конце XX века.

Комментарий священника

«Эта молитва очень популярна. Во-первых, она написана на русском языке, поэтому она понятнее, легче воспринимается. Во-вторых, в ней содержится самое главное, что нам необходимо в повседневной жизни. И она вся о том, как важно принять обстоятельства нашей жизни как допущенные Богом.

„Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день“ - не возмущаться, а полностью и с доверием все принять, потому что неожиданностей много и бывает важно не слишком бурно реагировать на всякие неожиданные события.

„Дай мне всецело предаться воле Твоей святой“ - мы понимаем, что от нас здесь требуется то самое смиренномудрие, которое выражается другими словами.

„На всякий час наставь и поддержи меня“ - это понятно. Не надеемся только на свои силы, но просим помощи во всех больших и маленьких делах.

„Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спо­койной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя“ - это труд­ный момент, потому что воли Божьей не может быть на преступления, на убий­ство, Освенцим и так далее. Но Бог попускает в мире этому быть, дает человеку свободу совершать грехи, даже самые страшные преступления. Это загадка свободы, которая, с одной стороны, величайшее счастье, проявление Божьей любви. Божья любовь дает свободу выбирать то, что мы хотим, свободу нашему творчеству. Мы сами творим нашу жизнь, и это творчество каждого из нас. Но страшное следствие этой свободы - зло, которое господствует в мире. И слова, которые кажутся простыми в этой молитве, на самом деле про­шение о том, чтобы понять, что нет никакого царствующего в мире другого злого бога, но что Бог Творец попускает злу быть. Тайна зла для нас непо­сти­жима. Ответом на вопрошание человека становится лишь личная встреча человека с Богом, подобная той, которую пережил праведный Иов, упрекавший Бога за мировую несправедливость: „Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле“ (Иов. 42:5-6).

„Во всех словах и делах руководи моими мыслями и чувствами“ - мы свободно просим о том, чтобы он нами руководил. Потому что понимаем, что наши мысли и чувства могут куда-то разбегаться или быть неправильными.

„Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою“ - повторение того же самого: не просто какая-то злая сила в мире существует, помимо Бога, которая Его побеждает и действует, - нет, это Он попускает. Хотя, конечно, злая сила существует, но она сама тварная - Дьявол. Когда отца Александра Меня спросили, существует ли дьявол, он ответил: „Увы“.

Дальше в тексте все просто и понятно: просим сил, чтобы нам спокойно провести день. Конечно, мы устанем, но так, чтобы все прошло по воле Божией. „Научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и лю­бить“ - другими словами, стать учениками Христа, учиться тому, чтобы все перечисленные добродетели проявлялись в нашем повседневном поведении. Если мы это всерьез произносим и действительно этого хотим, то мы откры­ваем свое сердце, свой разум, свою волю для Божьих действий».



Царь Давид. Украинская икона. XVI век
8. Пятидесятый псалом

Текст

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя.
Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну.
Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих.
Яко да оправдишися во словесех Твоих и по­бедиши, внегда судити Ти.
Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся.
Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя.
Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя.
Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.
Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уни­чижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския.
Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Что это

Самый известный из псалмов царя Давида, собранных в книге «Псалтирь», вхо­дящей в состав Библии, и используемых в богослужениях. Пятидесятый, так называемый покаянный псалом входит в состав утреннего молитвенного правила и читается в храме во время утрени. На латыни он называется Miserere; многие европейские композиторы писали к нему музыку.

Комментарий священника

«Мы все нуждаемся в понимании того, что наше обращение к высшим силам, обращение к Богу имеет свою историю, что не мы первые это переживаем. Отец Александр Шмеман писал (правда, по поводу другого псалма), Что это строки, написанные три тысячи лет назад, но это абсолютно то, что я пере­живаю сейчас. Это так радостно, что я не открываю что-то новое, а вхожу в общение верующих, присоединяюсь к этому великому делу узнавания, встречи человека с Богом. Псалмы - это ветхозаветная библейская поэзия, и надо сказать, что при всем недоброжелательстве к иудаизму в нашей Церкви ничто так часто не читается во время богослужений и в составе молитвенных правил, как именно иудейские молитвы и псалмы.

Пятидесятый псалом - о необходимости покаяния. Царь Давид написал его после того, как согрешил с Вирсавией, женой своего военачальника Урии, а потом отправил Урию воевать в самое опасное место, где тот и погиб. И тут к Давиду пришел пророк Нафан и рассказал притчу о некоем бедняке, у ко­торого была овечка, он ее холил и лелеял, а рядом жил богатый человек. И когда к богатому пришел гость, он, чтобы его угостить, не свою овцу взял, а зарезал овечку бедного. Давид воспылал гневом: „Кто этот человек? Я сейчас расправлюсь с ним“. А пророк сказал „Это ты. У тебя всё было, а у Урии была только его жена, его драгоценность, ты отнял ее и его убил“. Достоинство Давида было в том, что он сказал: „Да, согрешил я“. Согласился с обличением пророка Нафана.

И вот по этому поводу Давид создал Пятидесятый псалом, который говорит о великой милости Божией: „...по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое“. „Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих“ - то есть речь идет не только об этом грехе, а о всяком другом грехе, который есть прежде всего грех перед Богом. „Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши“ - то есть в любом случае я не могу судиться с Тобой, Господи, потому что я всегда был не прав, а Ты будешь всегда прав.

И дальше говорит о том, что он в беззаконии зачат, то есть что грех в нас сидит с самого нашего зачатия, рождения - своеволие, всякие безрассудные поступки.

Но дальше Давид говорит о том, что в сердце его пробудилась любовь к истине, к правде. И Господь открыл ему тайны премудрости, и он за это благодарит и просит: „окропиши мя иссопом (иссоп - это пучок травы, которым окро­пляют - либо жертвенной кровью, либо святой водой) и очищуся, и паче снега убелюся“ - стану белее снега. „Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя“ - то есть когда я буду чист, то Ты, Господи, дай мне радость и веселье, чтобы всё мое человеческое естество радовалось. И прошу Тебя: „Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти“. То есть не смо­три на мои грехи, очисти мои беззакония, создай во мне чистое сердце „и дух прав обнови во утробе моей“. Я утратил духовную чистоту и правду и прошу Бога обновить, воссоздать во мне эту чистоту.

„Не отвержи мене от лица Твоего“ - не оттолкни, чтобы в сердце не было ощущения богооставленности, одиночества. Именно такой образ близости лица Божия есть образ внутренней радости и уверенности.

„Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычным утверди мя“ - здесь имеются в виду такие случаи, когда человек понимает, что физически никак не мог бы уцелеть и что спасение действительно было свыше. И когда человек переживет такое, он становится обладателем такой радости, такой уверенности на собственном жизненном опыте, что он может и людям неверующим, безза­конным об этом так рассказать, что они обратятся от их нечестивых путей - „нечестивые к Тебе обратятся“.

Очень важная строчка „Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего“. Рань­ше я не очень понимал эти слова, а когда стал водить машину, сразу стало понятно, от каких „кровей“ надо меня избавить: чтобы я ни на кого не наехал, чтобы меня никто не сбил.

„Всесожжения не благоволиши“: жертвы - бык или баран и так далее - не самое главное, а „Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уни­чижит“. Господь ожидает гораздо большей жертвы - осознания своего недостоинства, своей ошибки, греха своего. А за словами „сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит“ стоит огромная вера в то, что Бог милосерд и нас прощает».



Благовещение. Фреска церкви Михаила Архангела в Педуласе. Кипр, XV век
9. «Богородице Дево»

Текст

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Что это

Официальное название - «Песнь Пресвятой Богородице». Одна из главных хри­стианских молитв (светскому миру она известна в католическом варианте Ave Maria). Основана на приветствии архангела Гавриила Деве Марии во время Благовещения и словах праведной Елизаветы во время ее встречи с Девой Марией: «Радуйся, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах» (Лк. 1:28).

Комментарий священника

«После встречи и общения с хорошим человеком всегда остается радостное ощущение: какой прекрасный человек, как он меня любит, как всё понимает. Каким же должно быть ощущение Марии, когда она была с Иисусом, Сыном Божьим, столько лет! Он до 30 лет жил с матерью, своими руками зарабатывал на хлеб, занимался хозяйством. Как Ей радостно было от близости такого чудес­ного сына. Конечно, это Ей сообщало особую высоту, не говоря уже о том, что сама возможность боговоплощения уже предполагала особую чистоту и открытость Марии для Бога. Поэтому мы говорим: „Богородице Дево, радуй­ся!“ То есть присоединяемся к Ее радости, к Ее высоте и прославляем Ее за всё то, что было сделано на этой земле Ее Сыном. „Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших“ - спасение, которое проявлялось во всей жизни Христа, в Его мудрости, в Его любви к лю­дям, доброте, - это идеал, который пришел на землю, а она была проводни­ком, благодаря которому человеческая природа соединилась с природой Бога. Это труднопостижимо, но это факт».

Подготовила Ксения Лученко
«Arzamas», 20 арпеля 2017

иисус христос, русские и славяне, книги и библиотеки, иудаизм, серии, русский язык, библия, христианство, иконы, символы, священники, культура, грамотность, слова и термины, литература, религии, образование и воспитание, православие, древний мир, русский мир, традиции, РПЦ и церковь

Previous post Next post
Up