Ушли в Рождественские дни... / Памяти Александра Ведерникова и Михаила Державина

Jan 10, 2018 23:19

Ещё известные люди музыки и кино и театра

Певец большого стиля
9 января не стало Александра Ведерникова / Народные артисты СССР

В Москве на 91-м году жизни умер Александр Ведерников - выдающийся оперный певец, знаменитый бас советской эпохи, несколько десятилетий служивший в Большом театре и составлявший его славу с конца 1950-х и до 1990 года. ©Ещё ушедшие известные люди



Певец Александр Ведерников / Фото: Леонид Жданов
Узнаваемый образ «большого стиля» советского оперного театра второй половины XX века связан с именем Александра Ведерникова.Советская опера изъяснялась басами в большей степени, чем каким-либо другим вокальным тембром. Рядом работали Александр Пирогов, Евгений Нестеренко, Александр Рейзен. Ведерников выделялся из плеяды не только звучанием голоса, но и особенным, неприкрыто выразительным постшаляпинским артистизмом - когда крупный рисунок роли сопровождают россыпи уникальных, индивидуальных деталей, а предельный эмоциональный накал не отменяет проникновенности и пронзительности.

Этот ведерниковский талант сделал его не только лицом и голосом театрального «большого стиля», но и легендарным камерным исполнителем. Камерный репертуар был огромен, в нем были Шуберт и Шуман, Глинка и Бородин, Шостакович и Гаврилин. Но краеугольной в нем была музыка Свиридова: от песен на стихи Пушкина до «Патетической оратории» на стихи Маяковского. Именно по пути ведерниковской интерпретации свиридовской темы позднее следовал Хворостовский, отчасти продолжая ее, отчасти с ней полемизируя. Но сперва музыка Свиридова в исполнении Ведерникова приобрела свое уникальное, одновременно хрупкое и страстное звучание.



2.Фото: Александр Косинец

На театральной сцене Ведерников спел десятки партий в главных русских операх - от всех трех басовых ролей в «Борисе Годунове» Мусоргского (Борис, Пимен, Варлаам) до Кутузова в «Войне и мире» Прокофьева. Важной частью его певческой биографии стали и многие партии европейского оперного репертуара - от Лепорелло («Дон Жуан» Моцарта) до Мефистофеля («Фауст» Гуно). Но в русской оперной музыке ему практически не было равных.

Александр Ведерников. «Борис Годунов»

image Click to view


___Фрагмент "Бориса Годунова" М. Мусоргского в исполнении Александра Филипповича Ведерникова. Программа "Абсолютный слух"

Национальным колоритом в пылкой версии Ведерникова отмечены десятки его ролей и записей, сотни выходов в знаменитых спектаклях своего времени, его партии стали хрестоматийными. Но для многих поклонников певец остался бы легендарным, даже если бы спел что-то одно из своего громадного репертуара. Для кого-то важнее девять песен на слова Роберта Бернса, для кого-то - ведерниковский Варлаам, для кого-то - Фарлаф, а для кого-то - Сусанин. Но любая из этих партий, даже будь она единственной, сделала бы певца знаменитым, а советский оперный стиль - классикой.



3.Народный артист России Михаил Державин / Фото: Александр Миридонов

Пан-театральность / «Я просто не представлял, чем бы я мог еще заниматься в жизни»
Умер Михаил Державин / Народные артисты

10 января, на 82-м году жизни, после продолжительной болезни скончался народный артист РСФСР, один из старейших актеров Московского театра сатиры, актер кино и эстрады Михаил Державин. Подробности творческого пути артиста, известного как по киноролям, так и по работе в театре,- в фотогалерее «Ъ». ©



4.Михаил Державин родился 15 июня 1936 года в Москве в семье народного артиста РСФСР и одного из ведущих актеров Театра им. Вахтангова Михаила Степановича Державина (на фото). С началом Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Омск, а после ее окончания семья вновь вернулась в Москву

Стать актером Михаилу Державину, кажется, было написано на роду. Он сын знаменитого актера Московского театра имени Вахтангова - тоже Михаила Державина и тоже народного артиста. Семья жила в вахтанговском доме на Арбате - Театр имени Вахтангова буквально в 100 м от него, а театральное училище имени Щукина в соседнем подъезде. Михаил Державин вспоминал потом, что в их доме играли всегда, в гости приходили актеры и прочие известные деятели культуры, а сам он еще в детстве пересмотрел весь репертуар, в котором участвовал его отец, и даже знал наизусть некоторые монологи.



5.После окончания Театрального училища имени Б.В. Щукина в 1959 году начинающего артиста пригласили в Московский театр имени Ленинского комсомола. В 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной, и в этом же году попал в труппу Московского академического театра сатиры, где проработал всю жизнь / На фото: Михаил Державин (второй слева) с актерами Московского театра сатиры и французским режиссером Антуаном Витезом (в центре) / Фото: Виталий Арутюнов



6.В 1970-е годы артист был ведущим знаменитой телепередачи «Кабачок «13 стульев», принесшей ему популярность / Фото: Н. Агеева и А. Агеева

В 1954 году Державин-младший поступил в институт - конечно, в тот, который располагался в соседнем подъезде. Как правило, все его лучшие выпускники вливались в вахтанговскую труппу. Но Михаил Державин попал в труппу Театра имени Ленинского Комсомола, тоже хорошо известного в то время. Проработав в нем восемь лет, он успел сыграть в нескольких спектаклях великого Анатолия Эфроса - режиссера, эстетика которого была очень далека от приподнятой, праздничной, не слишком жаловавшей психологизм вахтанговской школы.



7.За время своей работы в театре Михаил Державин сыграл более 60 ролей. Им были исполнены роли Скалозуба в «Горе от ума», Бобчинского в «Ревизоре», Епиходова в «Вишневом саде», Виктора Викторовича в «Самоубийце», Тартюфа в одноименной пьесе Жана-Батиста Мольера



8.В кино артист дебютировал в 1956 году, снявшись в фильме «Они были первыми». Наибольшую известность на экране ему принесла кинокартина «Трое в лодке, не считая собаки» 1979 года

Так что со временем страсть к лицедейству, к открытой игре взяла свое - и с конца 1980-х Державин играл в Московском театре сатиры, став одним из тех, кто принес этому театру под руководством худрука Валентина Плучека в 1970-х и 1980-х годах фантастическую популярность в столице. Ученик Всеволода Мейерхольда, Плучек владел не только яркой, динамичной постановочной формой, но и умением заинтересовать, увлечь и развлечь демократические зрительские круги. И неудивительно, что Михаил Державин стал одним из первых актеров труппы.



9.Михаил Державин был трижды женат: на однокурснице Екатерине Райкиной (дочь артиста Аркадия Райкина), Нине Буденной (дочь маршала Семена Буденного) и певице Роксане Бабаян / На фото: Михаил Державин с супругой Роксаной Бабаян / Фото: Валерий Мельников



10.Большой популярностью пользовались эстрадные выступления Михаила Державина с актером Александром Ширвиндтом (справа). Вместе они вели телепрограммы «Утренняя почта» (в середине 1980-х годов) и «Хочу знать» (в 2007-2013 годах) / Фото: Василий Шапошников

Его ролевая биография сама освобождает от необходимости искать «главную тему» его творчества и тайные смыслы его сценических высказываний. Такие актеры, как Державин, обладающие несокрушимым сценическим обаянием и знающие самые верные пути к зрительским сердцам, всегда нужны театру: и во времена расцвета искусства, и в годы культурного безвременья.



11.В 1990-е годы Михаил Державин много снимался в комедиях режиссера Анатолия Эйрамджана: «Бабник», «Моя морячка», «Жених из Майями», «Третий не лишний» / Фото: Наталья Логинова



12.В 2006 году на Аллее российского кино была открыта именная звезда актера. Он награжден орденом Дружбы, орденом «За заслуги перед отечеством» III степени, орденом Почета. Имеет звание народного артиста РСФСР / На фото актер получает орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени из рук Владимира Путина / Фото: Дмитрий Духанин

Державина легко можно представить себе и в напудренном парике галантной эпохи, и в кресле какого-нибудь мелкого советского чиновника в проходной сатирической пьеске на злобу дня, и в хитрых перипетиях высокой комедии.

Мольеровский святоша Тартюф или руководитель жэковской самодеятельности в «Маленьких комедиях большого дома», суетливый гоголевский Бобчинский или член строительной комиссии из острой для своего времени пьесы Гельмана «Мы, нижеподписавшиеся...» были у Михаила Державина, актера победоносного комического дарования, равно убедительны.
Его талант был столь заразителен и демократичен, что перейти с театральных подмостков на эстрадные для актера Державина не представляло никакой методологической или имиджевой проблемы. Иногда, впрочем, для этого и ходить никуда не надо было - Театр сатиры не раз обращался к жанру «обозрения», своего рода театрального варьете. Но и уходы на концертные площадки или в телевизионные программы вроде той же «Утренней почты» всегда были успешными: дуэт Державина и его верного друга и постоянного партнера Александра Ширвиндта принес обоим поистине всенародную популярность. Кто-то, возможно, скажет, что выйти на концерте в переливающемся женском платье и уморительно смешно щебетать - это вам не «Гамлета» сыграть, но такова природа зрителя: талантливо найденная маска для него не менее значительна, чем страдания великого трагического персонажа.



13.С начала 2000-х годов актер стал реже сниматься в кино и сыграл в пяти кинолентах, в том числе в фильме-мюзикле «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя» / Фото: Вячеслав Прокофьев



14.Михаил Державин скончался 10 января после продолжительной тяжелой болезни в возрасте 81 года / Фото: Алексей Филиппов

Что же касается персонажа, действительно сделавшего Державина навсегда и безошибочно узнаваемым, то еще до одного из джентльменов из «Трое в лодке, не считая собаки» или отдыхающего с аккордеоном в «Моей морячке» таким стал пан Ведущий в телевизионной юмористической передаче «Кабачок “13 стульев”», с которой, точно с неосознанной надеждой на какой-то нездешний, элегантный и беззаботный мир, большая страна прожила все застойные 1970-е. Персонаж Державина открывал и закрывал популярнейшую программу, в роли конферансье объявлял других героев - с неподражаемым юмором, будто все зная наперед и всему ведая цену. Теперь кажется - будто понимая, что со временем все шутливое и сиюминутное вдруг наполняется горьким и глубоким смыслом.

Юлия Бедерова
«Коммерсантъ», 10 января 2018

смерти и жертвы, актёры, поколения, наследие, память, кланы, символы, известные люди, искусство, ссср, культура, кино и театр, легенды, видео, современность, даты и праздники, фото и картинки, музыка и песни, траур, биографии и личности, россия

Previous post Next post
Up