Охладиться утренней северной свежестью в Москве... / Музеи и мифы КНДР

Jun 30, 2017 20:17

Ещё музеи и выставки Москвы

Жизнь севернее 38-й параллели
Мария Портнягина представляет фотовыставку «(Не)возможно увидеть: Северная Корея»

22 июня в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка «(Не)возможно увидеть: Северная Корея». ©Ещё Фотокореи здесь и здесь



___Филипп Шансель. "Мансудэ. Празднование 100-летия со дня рождения Ким Ир Сена. 15 апреля 2012 года" / Фото: Philippe Chancel / В сериях, посвященной Северной Корее, Филипп Шансель представляет закрытое общество и действующий режим как тотальный спектакль. Фигуры зрителей и операторов, присутствующие на этом снимке, отсылают к идее постановочного действия

Игра слов в названии раскрывает замысел: из тотально закрытой страны жернова пропаганды пропускают в мир лишь парадную картинку жизни в КНДР, в которую не верится, а фотографам, чьи работы собраны в экспозиции, удалось почти невозможное - запечатлеть повседневность северокорейцев.В Пхеньяне перерыв на обед. Просто одетые мужчины и женщины идут в парк, садятся на траву и принимаются за еду, принесенную с собой. Что в их свертках? Ведь, как говорят, в самой изолированной в мире стране постоянная нехватка продовольствия. О чем они беседуют? Смеются ли, шутят по-приятельски? Ведь, как опять же говорят, доносительство - не норма, обязанность в КНДР, из-за неверно сказанного слова можно оказаться в одном из многочисленных трудовых лагерей, разбросанных по стране, по типу советского ГУЛАГа.




1. Эрик Лаффорг. "Дети в сельской местности. 2008 год" / Фото: Eric Lafforgue
Запечатлеть подобную обыденную сцену - редкость для иностранца, оказавшегося в Северной Корее. Да и сами иностранцы в этой закрытой стране - редкость. Попытка сфотографировать нечто, что, видимо, не полагается, а приезжему кажется обыкновенным, хоть прохожих на улице, обрывается заученной фразой бдительного соглядатая (иностранцы всегда под надзором сопровождающих лиц): "Корейцы не любят фотографироваться!" Поэтому о стране с почти 25-миллионным населением известно лишь по благостной картинке счастливого социалистического общества, смонтированной пропагандистской машиной, да по редкой съемке тех, кто посетил Северную Корею, но, скорее всего, проехал ее по заведомо срежиссированному маршруту.



2. Филипп Шансель. "Из серии "Ариран". Стадион 1 мая. Пхеньян. 2006 год" / Фото: Philippe Chancel
Это широкие проспекты Пхеньяна, подобные московским. После Корейской войны (1950-1953) разрушенный город отстраивался заново с размахом даже большим, чем в дружественном КНДР Советском Союзе. Правда, они почти пустые: машины полагаются партийному и госаппарату, а общественный транспорт - в дефиците.



3. Мэтт Пэш. "Девушка из Пхеньяна. 2012 год" / Фото: Мэтт Пэш
Это многометровые монументы, славящие правящую династию Ким: Ир Сена, Чен Ира и нынешнего руководителя Трудовой партии Кореи Чен Ына. Только фотографировать их полагается целиком, в кадре ни в коем случае нельзя обрезать ноги или уж тем более голову кого-то из почитаемых товарищей.



4. Эрик Лаффорг. "Мальчик в школе города Кэсон, идущий мимо пропагандистских символов, рассказывающих о конфликте с США. 2011 год" / Фото: Eric Lafforgue
Это массовые постановки, подобные шоу "Ариран" об истории Северной Кореи, что устраиваются на самом большом в мире, 150-тысячном стадионе имени 1 мая, где артистов больше, чем зрителей, куда туристы могут купить билеты за валюту. А еще валютные магазины, рестораны, отели - все это для иностранцев и совершенно не дает представления о том, как живут миллионы северокорейцев.



5. Эрик Лаффорг. "Люди, стоящие в очереди на троллейбус после работы. Площадь Ким Ир Сена. 2011 год" / Фото: Eric Lafforgue
"Как фотографу мне пришлось нелегко: фотографировать людей не разрешалось, да и вообще вся фотосъемка тщательно контролировалась,- вспоминает свой визит в КНДР британский фотограф Мэтт Пэш.- Многие живые фотографии я сделал "подпольно", "снимая от бедра", чтобы не привлекать внимания".



6. Мартин Парр / Magnum Photos. "Северная Корея. Пхеньян. Школьники возвращаются с Мансудэ. 1997 год" / Фото: Martin Parr
Работы Пэша представлены на выставке среди фотографий девяти других выдающихся авторов - Мартин Парр, Эддо Хартман, Филипп Шансель, Элис Велинга, Матьяж Танчич, Мэтт Пэш, Вонг Гуофенг, Эрик Лаффорг, Оливер Уэйнрайт - из Великобритании, Франции, Нидерландов, Словении, Китая, а также СССР, посетивших Северную Корею в разные годы.



7. Оливер Уэйнрайт. Раздевалка. Стадион Первого мая. 2015
"Перед поездкой я собрал много информации о ней, о пропаганде и антипропаганде,- рассказывает другой участник экспозиции, словенский фотограф Матьяж Танчич.- Я был готов ко всему, к любой крайности. Но, к своему удивлению, я увидел там... обычную жизнь. И это шокировало вдвойне".



8. Эддо Хартман. "Ракета во дворце школьников. Из проекта "Подготавливая сцену: Пхеньян, Северная Корея". 2014 год" / Фото: Eddo Hartmann
На выставке, которая продлится до 3 сентября, представлено больше 70 фотографий, показывающих, какая она, жизнь севернее 38-й параллели - именно по этой линии почти 70 лет назад был разделен Корейский полуостров.



9. Эрик Лаффорг. "Пустой магазин в Пхеньяне, украшенный к национальному празднику. 2011 год"/ Фото: Eric LafforgueЕще один снимок Эрика Лаффорга был сделан в магазине Пхеньяна, украшенном к национальному празднику. Нарядность и яркие краски гирлянд подчеркивают пустоту зала, а витрины, заполненные одинаковыми бутылками, напоминают об ограниченных возможностях выбора.



10. Вонг Гуафенг. Урок английского языка в Международной футбольной школе Пхеньяна. Северная Корея. 2014 В сериях, посвященных Северной Корее, Вонг Гуофенг исследует панораму закрытого общества, уделяя внимание мельчайшим деталям. Он тщательно прорабатывает фотографии, с помощью технологии подвижного фокуса заполняя изображение целиком и делая видимыми все символические коды, через которые зрителю предлагается считать идеологию и социальный порядок государства. На этом групповом портрете школьников можно бесконечно рассматривать выражения лиц, детали одежды, замечая, как правильное и идеальное сочетается со случайным.



11. Чхэ Чель Бок, 25 лет, электрик, и Чо Сон Ран, 32 года, работница удобрения мочевиной. Завод удобрений Хыннама, 2014 / Фото: Матьяж Танчич Эта работа Матьяжа Танчича - часть масштабной серии портретов, сделанной автором в Северной Корее. Его задачей была сместить фокус внимания с официального образа страны, как негативного, так и идеалистического, и передать опыт реальных людей разных возрастов, статусов и профессий, с которыми любой мог бы себя идентифицировать. Техника объемного изображения, в которой работает автор, отчасти способствует такому соотношению. С другой стороны, технология создает эффект застывшего, несуществующего времени, отдаляя зрителя от изображаемого.



12. Женщины Пхеньяна, 2012 / Мэтт Пэш Северокорейская серия британского независимого фотографа Мэтта Пэша насчитывает несколько сотен снимков, в которых фотографу удалось запечатлеть часто невидимую внешнему наблюдателю повседневную жизнь закрытого государства и уловить разные эмоции на лицах жителей Пхеньяна. Многие фотографии сделаны подпольно: в условиях строгого контроля фотограф снимал с помощью телеобъектива или от бедра, чтобы не привлекать внимания. Благодаря этому, в частности, можно увидеть военнослужащих в неформальной обстановке, как в случае с этим снимком.



13. Северная Корея, 2012 / Эрик Лаффорг Снимок французского фотографа-журналиста Эрика Лаффорга был сделан в метро Пхеньяна, в одну из его многочисленных поездок в КНДР. На снимке видно, как люди читают газеты на станции, в условиях ограниченного доступа к медиа. Стенды с газетами до сих пор остаются актуальным источником информации для жителей города. Внимание Лаффорга часто направлено на социальные проблемы общества, и, несмотря на относительную нейтральность кадров, он неоднократно сталкивался с ситуацией, когда на выезде из страны его просили удалить фотографии.



14. Час пик, 2014. Из проекта «Подготавливая сцену: Пхеньян, Северная Корея» / Эддо Хартман Эта работа нидерландского фотографа Эддо Хартмана из серии «Подготавливая сцену. Пхеньян». Хартман обращается к архитектурной эстетике и исследует город, задуманный как идеальное социалистическое пространство. Чаще в его объектив попадают экстерьеры, но этот снимок, сделанный в метро в час пик- исключение. Благодаря длинной выдержке движение пассажиров превращается в общую неразличимую массу, в то время как окружающее пространство сохраняет свою монументальность и неподвижность.



15. Комната для прессы, 2015. Стадион Первого мая, Пхеньян / Оливер Уэйнрайт Эта работа британского архитектурного критика Оливера Уэйнрайта, посетившего КНДР по заданию журнала Guardian. По его словам, Пхеньян - один из самых красочных городов, в которых он когда-либо был: «Вы ожидаете увидеть серую, разрушающуюся антиутопию 1950-х годов из разваливающегося бетона, но там - сознательное усилие сделать место более оптимистичным». Современный интерьер помещения парадоксально сочетается на этом снимке с портретами лидеров, напоминая, что вся ткань повседневности, включая внутренние пространства, выстраивается вокруг идеологических символов и установок.



16. Не отступая, 2013-2014. Из серии «Северная Корея: жизнь между пропагандой и реальностью» / Элис Велинга Эта работа нидерландской художницы Элис Велинги из серии «Между пропагандой и реальностью». С помощью техники монтажа она совмещает идеальные образы северокорейской официальной живописи и документальные кадры, сделанные ею во время путешествия по стране. Зритель не сразу понимает, на что именно он смотрит, постепенно замечая контрасты и сконструированность изображения.



17. Из серии «День солнца». 1989 / Анатолий Хрупов Снимок советского репортера Анатолия Хрупова, посетившего Северную Корею по заданию журнала «Советский Союз» в 1989 году. Фотография сыграла значимую роль в становлении социалистических режимов и представлении выверенных образов внутри и за пределами стран. Надпись, присутствующая в кадре, напоминает об официальной дружбе СССР и КНДР, притом что сам кадр выглядит достаточно неформальным.



18. Хван Сон Се, 13 лет, Кан Чхоль Хо, 45 лет, тренер по тхэквондо, Ан Сон Иль, 15 лет, Дворец школьника. 2014. Из серии 3DPRK / Матьяж Танчич



19. Фото: Philippe Chancel



20. Фото: Philippe Chancel



21. Фото: Philippe Chancel



22. Фото: Philippe Chancel



23. Фото: Philippe Chancel



24. Фото: Philippe Chancel



25. Фото: Philippe Chancel



26. Фото: Philippe Chancel



27. Фото: Philippe Chancel



28. Фото: Philippe Chancel



29. Фото: Philippe Chancel



30. Фото: Philippe Chancel



31. Фото: Philippe Chancel



32. Фото: Philippe Chancel



33. Фото: Philippe Chancel



34. Фото: Philippe Chancel



35. Фото: Philippe Chancel



36. Фото: Philippe Chancel



37. Фото: Philippe Chancel



38. Фото: Philippe Chancel



39. Фото: Philippe Chancel



40. Фото: Philippe Chancel



41. Фото: Philippe Chancel



42. Фото: Philippe Chancel



43. Фото: Philippe Chancel



44. Фото: Philippe Chancel



45. Фото: Philippe Chancel



46. Фото: Philippe Chancel



47. Фото: Philippe Chancel



48. Фото: Philippe Chancel



49. Фото: Philippe Chancel



50. Вон Иль Мён, 38 лет, работник печи. Из серии 3DPRK. Сталелитейный завод Чхоллима, 2014 год / Матьяж Танчич



51. День рождения Ким Ир Сена. Из проекта «Подготавливая сцену». Пхеньян, Северная Корея, 2014 год / Эддо Хартман



52. Из серии «Ариран». Стадион Первого мая. Пхеньян, 2006 год / Фото: Philippe Chancel



53. Фото: Philippe Chancel



54.



55.



56.



57.



58.



59.



60.



61.



62.



63.
Дописточники фото: Афиша. Daily / «Вечерняя Москва» / «Мир 24» / Газета «Культура» / Philippe Chancel / «Моя планета»
Мария Портнягина
«Коммерсантъ Огонёк», №24, стр. 10, 19 июня 2017

правители, факты и свидетели, кореи, журналистика, репрессии и цензура, культура, иностранцы, мифы и мистификации, диктатура и тоталитаризм, нравы и мораль, азия, современность, социализм и коммунизм, дальний восток, запад, агитпроп и пиар, музеи и выставки, фото и картинки, идеология и власть, народы, москва, восток, мастер

Previous post Next post
Up