Велопоход к вепсам в лес #2 Возвращение '2015. Велопоход к Шимозеру

Jul 01, 2017 12:42

Ещё путешествия по Северу, в т.ч. природа Севера
Оригинал взят у un-ricciottoПутешествие к Шимозеру
Природный парк «Вепсский лес» (вепс. Vepsän mec) - особо охраняемая природная территория регионального значения в Ленинградской области / Фотографии для души и ума

Вепсские леса меня не отпускают. Почти нетронутая человеком природа, миллионы озер, ягодные леса, заброшенные деревни - что еще нужно для счастья путешественника?!Далее Вепсский лес и ещё парки, сады и огороды

___
Тем более я продолжаю снимать свой проект про заброшенные вепсские деревни, но пока карты не буду раскрывать.В понедельник утром, отложив все дела, я поехал на велосипеде на вокзал - еду до станции Бабаево в Вологодской области (6 часов пути). Велосипед в чехол и на третью полку плацкарта, а сам - на вторую - отсыпаться перед марш-броском. До захода солнца надо преодолеть 60 км - хочется заночевать в заброшенной деревне, а не просто в лесу у дороги. Первые 3 часа - технические, все время по асфальту, средняя скорость - 17 км в час. По пути уже попадаются заброшенные дома и церкви.

Что-то я подзабыл, что здесь темнеет раньше, чем в Питере, все-таки 400 км на восток. И въехал в последнее большое село на моем пути - Борисово-Судское уже после заката. А ведь еще надо проехать 3 км до заброшенной деревни через лес. В лесу совсем темень, под ногами почти ничего не видно, узкая лесная дорога иногда теряется, затем снова появляется. Приходится идти, а не ехать. Когда сумерки почти прошли и появились первые звезды, я вышел на простор, где-то здесь в зарослях травы должна быть заброшенная деревня.

На меня оказывает всегда магическое действие то, как из-за угла вдруг появляются полуразрушенные дома, поросшие травой и деревьями, особенно под почти полной луной. Я выбрал домик поприличней и решил заночевать прямо у него. «Страшно ли в таких местах ночевать?» - всегда меня спрашивают. Да, немного, но любопытство и адреналин всегда сильнее. А чего бояться то? Медведи тут вряд ли водятся, да даже если есть, они не такие дикие, как камчатские, людей чуют за версту и не придут. Ночь была очень тихая, безветренная, я долго не мог заснуть, жажда нового дня и новых мест не давала мне заснуть.

В 6 утра уже пью чай и собираю палатку. Побродил по разрушенным домам, в некоторых с потолка свисают старые газеты, по ним удалось установить год - например, тут дата - 1930 год.

По утренней росе выезжаю через поля к небольшой жилой деревне. Пасутся коровы на лугу, где-то за изгородью лают собаки, но ни одного человека я так и не увидел. Хочу немного срезать, не хочется ехать по асфальту. Но это желание меня погубило - дорожка потерялась в лесу, совсем, видимо только охотники и грибники сюда ездят, судя по охотничьим вышкам.

Пришлось вернуться на асфальт, таким образом сделал крюк в 20 км. На обед даже подремал часок в лесу. А затем началась гравийная дорога. Не очень приятная для велосипеда - неровная и пыльная, тем более здесь ездят лесовозы. Вечером добрался до последней жилой деревеньки перед Шимозером. Здесь стоит очень красивая деревянная церковь на берегу озера.

Помимо гаражей для лодок на берегу стоят беседки, все очень культурно, даже не ожидал встретить такое в глуши. Вот две тетеньки с собакой приплыли на надувной лодке откуда-то с другого берега с 2-мя огромными ведрами, наполненными черникой, убрали лодку в гараж и пересели на велосипеды. Укатили в соседнюю деревню.

Заночевал прямо на берегу, озеро подарило мне огненно-красный закат. После заката пошел к церкви и прогулялся по деревни - снимаю заброшенные дома.

Утром меня разбудил звук двигателя машины. Видимо рыбаки приехали, надули лодки и уехали на озеро. Мне тоже надо поскорее в путь. Пока собирал палатку, ко мне подошел мужик, видимо один из рыбаков. Поболтали, он поспрашивал куда еду, а я спросил у него как дорога. Потом он вдруг так жалобно спросил: «Мужик, а выпить че есть?». Так жалобно, что мне даже стало его жалко, 6 утра, где же он сейчас найдет выпить. У меня, конечно, ничего нет. Так он и побрел грустно к магазину, который открывается в 9 утра. Мне кажется, в тот момент, когда я сказал, что ничего нет, на его лице отразилась вся печаль человечества.

А я еду по бетонке, углубляясь в лес. На дороге никого, только один раз обогнал меня мотоциклист. Вокруг болота, а вдоль дороги краснеет брусника - уже спелая. Её легко собирать - она висит гроздями по 4-6 ягод, раз и в рот целую ладонь ягод.

К обеду я уже выехал к Шимозеру. Здесь развилка - налево мой путь дальше, а направо - дорога вдоль озера. Время есть - поеду исследовать шимозерье. Сразу у дороги первая заброшенная деревня. Дома не совсем еще разрушенные, в один из них даже можно зайти. Внутри шкафы и кровать - почти всё цело. Тут даже кто-то спрятал пенки и спальники на полках, видимо рыбаки приезжают на ночевки.

Дальше мой путь лежит к Черной яме - карстовый провал, в него осень уходит вода и остается только воронка. Но пока рановато - вода ещё есть и воронки не видно. Вдоль дороги полно малины - объедаюсь между делом. Вот и дорога кончается - здесь последние деревни, даже еще жилые - в паре домов кипит жизнь - живность, кто-то топит печь. Поэтому дорога сюда не заросла. Удивительно, что на одном из домов памятная табличка, написано, кто здесь жил. Почему бы на каждый дом такую не вешать. Сразу другое отношение к дому, не как к безличной полуразрушенной постройке, а как к чьему-то дому. Подремал около этого дома, пообедал и поехал обратно.

Перед закатом время ещё есть и я решил поглядеть на заброшенные церкви - полуразрушенную кирпичную церковь и целую деревянную. У кирпичной церкви свод наполовину обвалился, но на куполе еще просматривается роспись. Здесь же рядом загадочная каменная табличка в траве. А деревянная церковь заперта, видимо есть надежда её восстановить.

Заехал посмотреть и на берег самого Шимозера, а то весь день вокруг него езжу, а к воде так и не спускался. Озеро спокойное и зеркальное. Тишина и покой тут на берегу.

А заночевал я в заброшенной деревне у реки - здесь стоит домик, видимо приют рыбаков и даже поставлен столик со скамейками. Ночью пошёл к заброшенным домам, набежал туман, стало вдвойне страшнее бродить в темноте.

Утром погода испортилась - пасмурно и накрапывает дождик. Делать нечего - надо ехать в любом случае, тем более сегодня самый длинный и тяжелый переход - под 100 км. Чем дальше, тем сильнее дождь и тем темнее в лесу. Через час уже весь мокрый. Даже решил остановиться под навесом какого-то сарая по пути. Но потом понял, что дождь не прекратиться и смысла ждать нет. Когда крутишь педали под дождем - тепло, главное долго не стоять.

Вот доехал до Яндозера - здесь куча рыбаков на джипах, хотя дорога довольно тяжелая - болотистая и петляющая. 3 км по такой дороге пешком и я выехал на бетонку - по ней возят лес. Дорога идеально ровная. Вот почему для вырубки лесов такую дорогу можно построить, а к деревням нет. Ведь ближайшее село в 50 км, дорога только для лесовозов. И вообще страшно смотреть, сколько леса вырубают. За следующие 50 км по бетонке, практически не осталось нетронутых кусочков леса, все вырублено, лесовозы постоянно шныряют туда-сюда. Дождь прекратился только тогда, когда я начал спуск с Вепсской возвышенности - с 300 метров почти до уровня моря. Вот и первое село за день. А в Оште я даже нашел магазин и купил себе пару пирожков на обед. Хорошо, что до вечера дождь меня больше не трогал и я успел даже подсохнуть. А последняя ночевка у меня у старой церкви в Родионово. Церковь непростая - деревянная клетская церковь св. Георгия Победоносца, построенная в 1493 году. Является третьей по возрасту из сохранившихся до наших дней деревянных церквей России и самой старой на своём месте (два более старых храма перевезены в музеи). Церковь огорожена забором, идет реконструкция второй церкви рядом.

Я решил поискать батюшку, спросить разрешения ночью походить у церкви и поснимать её. Вместо батюшки нашёл настоятеля подворья монастыря, которое находится рядом. Он меня пригласил на чай. Как всегда с такими людьми - долгие бессмысленные беседы о вере, русском народе и церкви. Бессмысленные, потому что каждый в итоге остается при своем. Но я в гостях, пришлось поддерживать беседу, тем более мне предложили переночевать внутри.

На рассвете сбегал к церкви - туман заволок все вокруг, красота!

Сразу в путь, пока без дождя. Попрощался с настоятелем. Он уезжает на службу, сегодня ведь праздник - Успение. Поехал через проселочную дорогу через другие деревеньки. Одна из таких деревенек называлась «Конец». Собственно тут можно было бы поставить точку, так как потом я выехал на асфальт и быстро доехал до станции, пошел дождь и я ждал поезда несколько часов, обдумывая путешествие и новые маршруты с целью снова вернуться в вепсский край.

Мой маршрут на интерактивной карте можно посмотреть по ссылке:

путешествия и туризм, деревня и село, христианство, север, провинция, автомотовело, храмы и монастыри, регионы, природа и экология, памятники и достопримечательности, религии, реки и водоёмы, города и сёла, современность, православие, санкт-петербург, музеи и выставки, фото и картинки, леса и парки, россия