Ещё водные
Москва и ещё
Подмосковье Крутое русло
Александр Лыскин и Сергей Мещеряков заглянули в прошлое и настоящее канала Москва-Волга / Канал им. Москвы (сокращённо КиМ, до 1947 года - канала Москва - Волга им. Сталина) - соединяет реку Москву с Волгой
Исполняется 80 лет со дня открытия одного из крупнейших рукотворных каналов России - канала имени Москвы.
©По теме:
КиМ и его музей Навигация на канале продолжается все теплое время года / На фото - насыпь над рекой Сестрой
В этом году юбилей совпал с началом навигации.
2.За десятилетия, прошедшие с открытия канала, Москва успела заметно поменяться / На фото - нижние ворота шлюза N 8 на фоне столичных новостроек
Каналу имени Москвы мы обязаны многим: ну, например, выражением "порт пяти морей" - говорят, его впервые употребил "вождь всех народов" аккурат на открытии грандиозного проекта. Сталин не то чтобы лукавил, но, скажем так, обобщал: идея была в том, что соединить Москву водным путем с Белым и Балтийским морями на севере и с Каспийским, Азовским и Черным на юге, да к тому же обеспечить город водой. Пресса в те годы захлебывалась от восторга: канал Волга-Москва, как он тогда назывался, пришлось копать на протяжении всех 128 километров, а уж сколько кубометров земли вынули строители - дух захватывает: больше, чем при возведении Панамского канала! Никто, правда, не упоминал тогда, что реализовывали проект в основном заключенные. Никто не говорил и о тысячах загубленных на амбициозной стройке жизней, сотнях тысяч сломанных судеб...
3.Оценить масштаб канала можно, например, с борта самолетов, садящихся в Шереметьево / На фото виден Тушинский район гидросооружений
4.Верхние ворота одного из шлюзов с 1930-х годов украшают скульптуры в духе сталинской эпохи
5.Заградворота в римском стиле в районе Дубны - советские архитекторы на красоту не скупились
6.Работу канала обеспечивают множество людей. Например, потомственный "каналец", капитан судна "Путейский-2" Александр Соколов отслеживает водную обстановку...
Помимо самого канала в советское время было выстроено и множество обслуживающих его сооружений - одно красивее другого: с каравеллами, напоминающими колумбовские, с суровыми скульптурными комсомолками, с лепниной и мозаикой. К юбилею эти прелести начали приводить в порядок, остается только ими любоваться. Вот только от горечи никуда не деться - слишком страшной оказалась у всего этого цена.
7....а диспетчер на этом снимке руководит шлюзованием
8._______
Рождение канала
Архив
80 лет назад "Огонек" вел репортаж с открытия канала Москва-Волга
Мы стоим на гребне бетонной плотины. Идут последние приготовления. Каналоармейцы устанавливают чугунную балюстраду, очищают от опалубки бетонные парапеты. Из строительного хаоса уже вырисовываются очертания красавицы плотины. Внизу шумит и пенится, разбиваясь о "бетонные" гасители, волжская волна.
9.Через час сюда ворвется вода. Но пока еще рабочие очищают камеру шлюза от строительного мусора. Работа спорится. На участке весело играет каналоармейский оркестр / Фото: Г. Зельма
В эти дни рождения "Московского моря" творилось нечто непостижимое. Реки, впадавшие в Волгу выше плотины, остановились и... потекли вспять. Потом они разлились во все стороны и стали частью моря. Скрылись навсегда под водой места, где еще недавно стояли десятки сел и даже маленький городок Корчева.
10.23 марта 1937 годав 10 часов 37 минут два портальных крана опустили последний щит плотины. Впервые в своей истории Волга остановилась на 3 минуты / Фото: Г. Зельма
На заградительных работах последние сутки шла очень напряженная работа. Рядом с котельщиками шли плотники и маляры. Работу, которая в нормальной обстановке должна была быть проделана в течение суток, прораб Скрипкин со своей бригадой закончил в три часа.
11.Плотина, преградившая путь Волге. Река течет по новому руслу, вырытому рядом со старым
Каналоармейцу Скрипкину, бывшему конокраду, а теперь герою соцстроительства, тут же объявили, что представляют его к досрочному освобождению. Скрипкину оставалось еще полтора года до освобождения.
12.Теплоходы первой флотилии входят в канал Волга-Москва
Грандиозный канал, превосходящий и по масштабам, и по объемам работ, Панамский, сооружен в четыре года по советским проектам и целиком из советских материалов. Насосы, которые используются на насосной станции, поднимают в секунду 25 кубических метров каждый. Насосов такой мощности нигде в мире еще нет.
Текст: Сергей Мещеряков, фото: Александр Лыскин и архив "Огонька"
«Коммерсантъ», 1 мая 2017