Москва-на-Волге / К 80-летию КиМа

May 11, 2017 21:15

Ещё водные Москва и ещё Подмосковье

Крутое русло
Александр Лыскин и Сергей Мещеряков заглянули в прошлое и настоящее канала Москва-Волга / Канал им. Москвы (сокращённо КиМ, до 1947 года - канала Москва - Волга им. Сталина) - соединяет реку Москву с Волгой

Исполняется 80 лет со дня открытия одного из крупнейших рукотворных каналов России - канала имени Москвы. ©По теме: КиМ и его музей



Навигация на канале продолжается все теплое время года / На фото - насыпь над рекой Сестрой
В этом году юбилей совпал с началом навигации.


2.За десятилетия, прошедшие с открытия канала, Москва успела заметно поменяться / На фото - нижние ворота шлюза N 8 на фоне столичных новостроек

Каналу имени Москвы мы обязаны многим: ну, например, выражением "порт пяти морей" - говорят, его впервые употребил "вождь всех народов" аккурат на открытии грандиозного проекта. Сталин не то чтобы лукавил, но, скажем так, обобщал: идея была в том, что соединить Москву водным путем с Белым и Балтийским морями на севере и с Каспийским, Азовским и Черным на юге, да к тому же обеспечить город водой. Пресса в те годы захлебывалась от восторга: канал Волга-Москва, как он тогда назывался, пришлось копать на протяжении всех 128 километров, а уж сколько кубометров земли вынули строители - дух захватывает: больше, чем при возведении Панамского канала! Никто, правда, не упоминал тогда, что реализовывали проект в основном заключенные. Никто не говорил и о тысячах загубленных на амбициозной стройке жизней, сотнях тысяч сломанных судеб...



3.Оценить масштаб канала можно, например, с борта самолетов, садящихся в Шереметьево / На фото виден Тушинский район гидросооружений



4.Верхние ворота одного из шлюзов с 1930-х годов украшают скульптуры в духе сталинской эпохи



5.Заградворота в римском стиле в районе Дубны - советские архитекторы на красоту не скупились



6.Работу канала обеспечивают множество людей. Например, потомственный "каналец", капитан судна "Путейский-2" Александр Соколов отслеживает водную обстановку...

Помимо самого канала в советское время было выстроено и множество обслуживающих его сооружений - одно красивее другого: с каравеллами, напоминающими колумбовские, с суровыми скульптурными комсомолками, с лепниной и мозаикой. К юбилею эти прелести начали приводить в порядок, остается только ими любоваться. Вот только от горечи никуда не деться - слишком страшной оказалась у всего этого цена.



7....а диспетчер на этом снимке руководит шлюзованием



8._______

Рождение канала
Архив

80 лет назад "Огонек" вел репортаж с открытия канала Москва-Волга

Мы стоим на гребне бетонной плотины. Идут последние приготовления. Каналоармейцы устанавливают чугунную балюстраду, очищают от опалубки бетонные парапеты. Из строительного хаоса уже вырисовываются очертания красавицы плотины. Внизу шумит и пенится, разбиваясь о "бетонные" гасители, волжская волна.



9.Через час сюда ворвется вода. Но пока еще рабочие очищают камеру шлюза от строительного мусора. Работа спорится. На участке весело играет каналоармейский оркестр / Фото: Г. Зельма

В эти дни рождения "Московского моря" творилось нечто непостижимое. Реки, впадавшие в Волгу выше плотины, остановились и... потекли вспять. Потом они разлились во все стороны и стали частью моря. Скрылись навсегда под водой места, где еще недавно стояли десятки сел и даже маленький городок Корчева.



10.23 марта 1937 годав 10 часов 37 минут два портальных крана опустили последний щит плотины. Впервые в своей истории Волга остановилась на 3 минуты / Фото: Г. Зельма

На заградительных работах последние сутки шла очень напряженная работа. Рядом с котельщиками шли плотники и маляры. Работу, которая в нормальной обстановке должна была быть проделана в течение суток, прораб Скрипкин со своей бригадой закончил в три часа.



11.Плотина, преградившая путь Волге. Река течет по новому руслу, вырытому рядом со старым

Каналоармейцу Скрипкину, бывшему конокраду, а теперь герою соцстроительства, тут же объявили, что представляют его к досрочному освобождению. Скрипкину оставалось еще полтора года до освобождения.



12.Теплоходы первой флотилии входят в канал Волга-Москва

Грандиозный канал, превосходящий и по масштабам, и по объемам работ, Панамский, сооружен в четыре года по советским проектам и целиком из советских материалов. Насосы, которые используются на насосной станции, поднимают в секунду 25 кубических метров каждый. Насосов такой мощности нигде в мире еще нет.

Текст: Сергей Мещеряков, фото: Александр Лыскин и архив "Огонька"
«Коммерсантъ», 1 мая 2017

20-й век, правители, строительство, архивы_источники_документы, тюрьма и зона, символы, репрессии и цензура, регионы, ссср, дороги и транспорт, архитектура и дизайн, юбилеи, природа и экология, 30-е, реки и водоёмы, современность, сталин и сталинизм, социализм и коммунизм, история, эпохи, даты и праздники, агитпроп и пиар, фото и картинки, идеология и власть, подмосковье, сми, россия, москва

Previous post Next post
Up