Ещё из религиозных биографий
здесь,
здесь и
здесь, а также
Основатели учений в реальности Варлаам Хутынский: «Блюдитесь от всякой неправды и не завидуйте!»
Как и Сергия Радонежского, этого святого считали покровителем всей русской земли / Варлаам Хутынский - покровитель всей русской земли / «Наша вера»
Благодатная почва Руси привела к появлению неисчислимого множества святых, от первых подвижников, которые уходили в пещеры, позже ставшие монастырями, до исповедников, отказавшихся предавать веру под дулами большевистских винтовок. О них, о том, чем живет Православная церковь сегодня и как хранит дух русской святости, мы и будем рассказывать в рубрике «Наша вера».
©Ещё в
«Нашей вере», в т.ч. о
Сергие Радонежском Варлаам (Алекса) Хутынский, икона
19 ноября Православная церковь чтит память преподобного Варлаама Хутынского. Этого чудотворца равняли с Сергием Радонежским, а его образ украшал собой стены Московского Кремля. «Русская планета» вспоминает, почему так произошло.
Отказ от богатства
Он ушел из богатой новгородской семьи чернецом в монастырь и, прожив там какое-то время, стал отшельничать. Для этого монах Варлаам (в миру его имя было Алекса) выбрал Хутынский холм в десяти верстах от Новгорода. Название холма, полагают краеведы, произошло от слова «худо»: место было дикое, новгородцы его не любили. Здесь Варлаам поставил небольшую деревянную церковь Спаса Преображения. В 1192 году храм освятил архиепископ Новгородский Гавриил и «нарече монастырь» по названию холма - монастырь стал Хутынским, как и его основатель.
К приезду архиепископа рядом с преподобным уже жили несколько иноков. Они пришли к нему, привлеченные рассказами о его благочестивой жизни. Тогда же, видя пополнение братии монастыря, Варлаам составил грамоту, по которой даровал Хутынской обители все свои родовые земли: село с челядью и скотом, угодья для охоты и рыбной ловли. Этот документ, выполненный на пергаменте, сохранился до сих пор - его считают самым древним подлинником русского акта.
Братию монастыря преподобный Варлаам учил: «Чада! Блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, а давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям».
До современников дошло более десяти редакций жития преподобного. Кроме того, о его деятельности говорят новгородские летописи. Один из житийных списков описывает эпизод встречи преподобного с новгородским князем Ярославом Владимировичем. Князь прибыл в обитель к Варлааму и беседовал с ним на душеспасительные темы. На прощание преподобный благословил его и произнес: «Будь здоров, князь, и здоровья благородному сыну твоему». Вернувшись в Новгород, Ярослав узнал, что его жена родила, и уверовал в провидческий дар настоятеля Хутынской обители.
Спас Смоленский с припадающими прп. Сергием Радонежским и прп. Варлаамом Хутынским
Моление за Москву
Местное почитание преподобного Варлаама началось сразу же после его смерти. Историки спорят о дате кончины преподобного: он умер, по одним данным, в 1197 году, по другим - в 1243-м. К тому же летописные списки называют разные даты. Кроме того, ряд новгородских источников путает преподобного Варлаама с неким иноком, носившим такое же имя, - инок этот, судя по всему, был одним из учеников преподобного.
Всенародное почитание святого началось в 1460 году. В этот год согласно текстам жития у гроба преподобного Варлаама свершилось чудо - воскрес постельничий московского князя Василия II, прибывшего в Новгород на паломничество (вскоре после победы москвичей над новгородцами и подписания Яжелбицкого мирного договора, по которому Новгород лишился части своей независимости). Предание так описывает этот момент: постельничий заболел, прибыв в Новгород в свите князя. Во сне он видел преподобного Варлаама и попросил, чтобы его отвезли в Хутынскую обитель и похоронили там, если он умрет в дороге. Он действительно умер, но, когда его тело привезли в монастырь и положили рядом с гробницей святого, постельничий неожиданно воскрес. «Я был мертв, и ныне здесь!» - воскликнул он.
Молва о чуде воскресения широко разнеслась по Руси. Сам князь, вернувшись в Москву, повелел устроить в 1461 году в московской церкви Иоанна Предтечи престол во имя преподобного.
На иконах Варлаама Хутынского нередко изображали вместе с Сергием Радонежским. Так слились воедино новгородская и московская традиции: святых воспринимали здесь как зачинателей духовной жизни и монашеского благочестия. Популярным образом иконы с Варлаамом Хутынским был так называемый Спас Смоленский: первый известный образ этого извода висел над главными воротами Московского Кремля - Спасскими (тогда Фроловскими). На иконе, написанной в первой четверти XVI века, преподобные Сергий и Варлаам припадают к ногам Спасителя.
История создания этого образа восходит к нашествию хана Магмет-Гирея на Москву в 1521 году. По преданию, в это время слепой инокине кремлевского Вознесенского монастыря открылось видение: все святые покидали стены Московского Кремля и уносили с собой икону Владимирской Богоматери. Навстречу уходившим святым вышли преподобные Варлаам и Сергий и спросили: «Почему исходите из города этого?» - «Город сей прогневил Бога и наказан за то татарским нашествием», - отвечали святые. Тогда Варлаам и Сергий бросились к их ногам и умолили остаться, а Москва, как гласит предание, избежала разорения.
История Спаса Смоленского напоминает детективный сюжет. До недавних пор считалось, что эта надвратная икона была снята большевиками - специалисты искали ее в музейных архивах и не нашли. Позже выяснилось, что Спас написан прямо на стене, и все это время образ был скрыт слоями штукатурки. В 2010 году икону отреставрировали, и сегодня она вновь украшает Спасскую башню.
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, Великий Новгород
Защитник от стихии
Хутынская обитель, сильно разрушенная во время Великой Отечественной войны, действует и ныне - сегодня это женский монастырь. Мощи преподобного Варлаама находятся в Спасо-Преображенском соборе обители.
Святого почитают как защитника и покровителя Новгородской земли, но, кроме этого, к нему обращаются за помощью при угрозе стихийных бедствий. Это особое почитание берет начало в его житии. По преданию, в 1505 году святой явился ночью монастырскому пономарю Тарасию и предсказал скорый разлив озера Ильмень и затопление города. Кроме того, он поведал о пожаре и море в Новгороде - насланным, как узнал Тарасий, за грехи горожан.
Летописи подтверждают пожар и мор, датируя их промежутком 1505-1508 годов. А православные с тех пор веруют, что преподобный Варлаам может предсказать и уберечь от напастей стихии.
Михаил Боков
«Русская планета», 19 ноября 2015