Георгий Победоносец

Sep 06, 2016 19:08

Ещё из религиозных биографий, а также Основатели учений в реальности, а также Орден Святого Георгия | Крылатый «Георгий Победоносец» из штрафбата

Георгий Победоносец: покровитель защитников Отечества
Как палестинский святой появился на гербе Москвы / «Наша вера»

С тех пор как князь Владимир в 988 году привел Русь к христианству, наша страна исповедует православную веру. Православие стало державообразующей основой русского государства, фундаментом его культуры, письменности, общественной жизни, который не смогли назрушить даже 70 лет советского атеизма. Восприняв православие от Византии, столицу которой почитали как Второй Рим, Русь и Москва спустя всего несколько веков стали Римом Третьим и окончательным - последним местом на земле, где веру Христову хранят в чистоте и неизменности, местом, над которым распростерся особый покров Божий. ©Ещё в «Нашей вере»: Константинополь | Мартин Исповедник | Кирилл Туровский | Свтль Пётр Московский | Пафнутий Боровский | Апостол Лука | Афанасий Великий | Апостол Иаков Праведный | Миры Ликийские и Николай Чудотворец / Свтль Спиридон Тримифунтский | Иона Новгородский | Игнатий (Брянчанинов) | Елена Дивеевская | Философ Орнатский | Прпдбн Антоний и Феодосий Киево-Печерские | Восстановление Патриаршества | Фёдор Конюхов #1 / #2 | Сергий (Страгородский) | Ушёл архимандрит Кирилл (Павлов) | Евгений Родионов | Прот. А.Мень



Чудо Георгия о змие, икона
Благодатная почва Руси привела к появлению неисчислимого множества святых, от первых подвижников, которые уходили в пещеры, позже ставшие монастырями, до исповедников, отказавшихся предавать веру под дулами большевистских винтовок. О них, о том, чем живет Православная церковь сегодня и как хранит дух русской святости, мы и будем рассказывать в рубрике «Наша вера».6 мая Православная церковь вспоминает святого Георгия Победоносца, воина и великомученика. Он открыто объявил себя христианином в годы самых тяжких гонений на веру и пострадал. Этот поступок вдохновлял людей во все времена - подобно Георгию, они предпочитали смерть от рук иноверцев отказу от Христа.

Житие

Житие говорит: Георгий родился в Палестине в правление императора Диоклетиана (вторая половина III века), в семье христиан. Под флагами Диоклетиана он сделал успешную военную карьеру в римской армии, став одним из любимых военачальников императора.

В первые годы правления Диоклетиана его отношение к христианам было безразличным: император, подобно некоторым своим предшественникам, попросту игнорировал их существование (есть, впрочем, сведения, что время от времени проводили чистки армии и чиновничьего аппарата, заменяя христиан язычниками). Под конец правления курс резко переменился. В 303 году императорский эдикт отменил все введенные ранее права христиан и началась эпоха, которую историки назвали позже «великим гонением». Георгию было суждено стать одной из его главных жертв.

Новые законы предписывали запретить христианские собрания, уничтожить церкви и священные книги. По мере реализации этих пунктов меры по отношению к христианам ужесточали - за отказ принять участие в языческих обрядах их подвергали смертной казни. Есть версия, что инициатором этих реформ был не сам Диоклетиан, а его соправитель Галерий, ревностный язычник. Гонения предваряло предсказание языческого оракула: он объявил, что сам Аполлон благоволит императорским инициативам.

Видя бедственное положение единоверцев, Георгий поступил так, как требовала его воинская честь. Он раздал свое имущество гонимым, а затем открыто объявил о своем вероисповедании перед лицом императора. Вслед за этим последовали арест и пытки.

Предание гласит: римским воинам, мучившим своего недавнего военачальника, неоднократно являлись чудеса - раны на теле Георгия заживали, перебитые кости срастались заново, а яд, поднесенный волхвом, не действовал.

Итогом семидневных мучений стало решение Диоклетиана обезглавить святого. Перед тем как принять смерть, Георгий словом сокрушил статуи языческих богов в римском храме.

Почитание

Святого Георгия Победоносца считают покровителем всех воинов, которые сражаются за христианскую веру и отечество. На иконах святого чаще всего изображают сидящим на коне и поражающим копьем змея. Это изображение основано на предании, которое говорит о посмертных чудесах великомученика Георгия. В один из дней Георгий явился на белом коне с копьем и убил «древнего змия», опустошавшего земли Бейрута. Под «древним змием» часто понимают победу над дьяволом.

Традиция почитания святого Георгия на Руси возникла с первых веков принятия христианства. Летописные источники сообщают, что первый храм и монастырь в его честь возвел в середине XI века князь Ярослав Мудрый. На гербе Москвы изображение Георгия Победоносца появилось во второй половине XV века, в период правления князя Ивана III. Иван III превратил Москву в центр русского государства, князь присоединил к Москве Новгород и Тверь, освободил Русь от власти Орды.

Образ Георгия Победоносца на московском гербе был призван защитить столицу единого русского государства от врагов, в первую очередь от западных соседей - Литвы и Швеции.

Георгиевский крест

Впервые орден в честь святого Георгия Победоносца учредила императрица Екатерина II в 1769 году. Орден присуждали воинам, проявившим храбрость на поле боя. Установлено четыре степени ордена. Воины, получившие эту награду, указом императрицы назывались «кавалерами ордена Святого Георгия». Тогда же появились и знаменитые двухцветные георгиевские ленты, где черный цвет означает цвет пороха, а желтый (позже оранжевый) - цвет огня.

Знак отличия военного ордена для нижних чинов - солдат и унтер-офицеров русской армии учредил император Александр I в 1807 году. Эта награда стала пятой степенью ордена, позже она получила официальное название «Георгиевский крест».

Цвета георгиевской ленты стали вновь использовать в государственных наградах в 1943 году, когда учредили орден Славы и медаль «За победу над Германией».

Помолиться святому

Воин при жизни, святой Георгий и в сонме святых остался покровителем тех, кто стоит на защите Отечества. Cвятого великомученика просят о помощи в военных делах, о покрове над воинами на поле брани, а еще - об избавлении от греховных помыслов и защите от бесов.

В Москве поклониться мощам святого Георгия можно в храме на Поклонной Горе, названном в его честь. Частица мощей великомученика была подарена российской столице иерусалимским Патриархом в 1998 году.

Михаил Боков
«Русская планета», 6 мая 2016

бл_восток и магриб, русские и славяне, святыни, серии, христианство, символы, награды, вера, мифы и мистификации, героизм и подвиги, православие, история, армия, древний мир, российская империя, родина и патриотизм, традиции, палестина, турция и византия, #1, правители, смерти и жертвы, язычество, средневековье, репрессии и цензура, ссср, русь, военные, религии, нравы и мораль, города и сёла, даты и праздники, святые, биографии и личности, #2, москва

Previous post Next post
Up