Ещё
фольклор на Украине Указала landesheНеизведанная Бессарабия: шаманские пляски в православном селе Ренийского района
Рождество народов Русского мира
Село Орловка Ренийского района, пожалуй, единственное в Одесской области, где Рождество Христово празднуют по-европейски - 25 декабря. Но не только этим примечательна эта украинская глубинка. Христианский праздник проживающие здесь молдаване отмечают самобытным языческим обрядом, которого нет нигде в Украине.
©Еще
религиозные праздники, в т.ч. о
Рождестве и
языческие праздники, в т.ч.
Маланка Об этой уникальной церемонии расскажет «БессарабияINFORM».Тот, кто попадает впервые в Орловку на празднование Рождества, испытывает настоящий культурный шок. Старинный рождественский обряд - целое костюмированное шоу с элементами шаманизма. Вместо Деда Мороза - Мошул, вместо детей-колядников - неженатые парни, облаченные в старую воинскую форму. Христианских рождественских традиций вы здесь почти не увидите. В Орловке до наших дней сохранились ритуалы языческих предков, несмотря на то, что местные молдаване - народ православный.
2.
Празднование начинается вечером накануне Рождества. Село условно делится на две части - Пэдуря и Кятра. В каждой части села формируется своя команда молодых людей. Они выбирают себе лидера - Мошула. Он надевает страшную маску из кроличьих и козьих шкур, кожаных ремешков, конских волос и ленточек. Устрашающий вид главных персонажей праздника имеет символическую роль - они должны отпугивать из села злых духов. На поясе у каждого Мошула висят четыре увесистых колокола (такие раньше вешали коровам на пастбище), поэтому каждое их движение сопровождается характерным звоном.
3.
Остальные ребята одеты в старую воинскую форму: те, кто еще не отслужил в армии, наряжаются десантниками, отслужившие - моряками. Таким образом, каждая команда делится на старшую и младшую группы - Чата Маре и Чата Мошулуй.
4.
Всю ночь Орловка не спит. Юноши в своей части села заходят в каждый дом и колядуют. При этом они не ходят, а бегают - чтобы успеть до утра обойти каждый двор (а их в Орловке около 1 тысячи!). И на территорию соперника - ни ногой, таковы правила.
5.
Первой заходит во двор Чата Маре и сигнализирует о приближении Чата Мошулуй. Участники обряда в каждом дворе исполняют рождественские песнопения. Все это действо сопровождается звуками барабана и кларнета, а также глухими ударами по земле перевязанных снопов рогоза (мэчукэ). Хозяева щедро благодарят колядников калачами и деньгами, угощают домашним вином. Если в доме есть незамужняя девушка, она цепляет на головной убор парня, который ей нравится, цветок.
6.
Рождественским утром Моший со своими «армиями» встречаются в центре села, где начинается основная часть празднования - «битва» главных персонажей. В это время на сельской площади их уже ожидает большая часть населения села и приезжие гости. Под звуки шаманских песен каждая группа поднимает на руки своих предводителей. Мошулы жестами всех приветствуют, кланяются, звенят колокольчиками на поясе. Затем «войска» идут в наступление друг на друга и разворачивается «борьба» двух старейшин.
7.
И так - несколько раз подряд. Команды то собираются в две хоры, то в одну большую единую хору, танцуя до головокружения. В конце Мошулы «мирятся», обнимаются и одаривают друг друга подарками. В знак примирения они разбрызгивают на всех зрителей шампанское и раздают всем присутствующим собранные калачи.
8.
…Праздник Рождества собрал в Орловке в этом году рекордное количество зрителей - на площади собралось около 3000 человек. Посмотреть на старинный обряд съехались не только жители соседних сел, но и гости из Одессы, а также из Молдовы и Румынии. Было очень много журналистов.
9.
Оценил красочное представление и заведующий сектором инвестиций в туризм Одесской обладминистрации Роман Козловский, который, поздравляя орловчан с праздником, отметил, что «такое шоу, надо показывать всем». Праздник посетили и другие высокие гости: заместитель председателя Одесского облсовета Юрий Димчогло, советник народного депутата Украины Александра Урбанского Игорь Скоробреха, старший научный сотрудник «Центра региональных исследований» Олег Дьяков и др.
10.
Первым поприветствовал гостей праздника и поздравил всех с Рождеством сельский голова Орловки Михаил Куванжи. Почетным гостям председатель вручил сувенирные маски Мошулов, которые изготовили учащиеся сельской школы своими руками. Маски настолько всем понравились и имели такой большой спрос, что организаторы решили в следующим году к празднику наладить их массовое производство и продавать всем желающим.
11.
В завершении скажем - после посещения подобных мероприятий убеждаешься, что туристический потенциал Бессарабии абсолютно недооценен. У нас есть, что показать - самобытные традиции и обряды, потрясающая национальная кухня, отменное вино, красивейшая природа. Как оказалось, вопреки стереотипам, туристам здесь есть чем заняться в любое время года, не только летом. С этим согласились все съехавшиеся издалека на праздник гости. Представители областного руководства заверили, что в следующем году за несколько недель до праздника будет организована серьезная информационная кампания, чтобы привлечь в Орловку как можно больше гостей. Кстати, Юрий Димчогло дал во время праздника еще одно обещание - поменять в следующем году военную форму на молдавские национальные костюмы, чтобы все было «как сто лет назад». Идея местным жителям пришлась по душе.
12.
…Но это будет в следующем году. А пока, предлагаем вам погрузиться в веселую атмосферу колоритного празднования Рождества Христова молдаванами в Орловеке, посмотрев красочный фоторепортаж от корреспондента «БессарабияINFORM»...
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
Елена Веснина
«БессарабияINFORM», 26 декабря 2016