Не полопаешь - не потопаешь: фастфуд от гамбургера до Лужкова

Dec 13, 2016 18:24

Ещё из истории еды

Готовь быстро, умри пожилым и богатым
Коммивояжер, «полковник», студент, мэр и другие основатели популярных сетей быстрого питания / Статья 2014 года

15 апреля 1955 года американский бизнесмен чешского происхождения Рэй Крок открыл свой первый ресторан McDonald’s в городе Дес-Плейнc, штат Иллинойс. ©


Фото: John Swart
«Русская планета» рассказывает истории создания некоторых сетей быстрого питания.Рэй Крок: «Я верую в бога, семью и McDonald’s, а когда я на работе, порядок обратный»

До того как стать мультимиллионером, Рэй Крок работал коммивояжером по продаже пластиковых стаканчиков в компании Lily Tulip Cup и давал концерты на фортепьяно. Затем он перешел на продажу мультимиксеров для взбивания молочных коктейлей. В 1954 году к нему внезапно стали поступать заказы со всех концов США с формулировкой «Мне нужен точно такой же миксер, какой стоит у братьев Макдоналдов в Сан-Бернардино».

В своих мемуарах «McDonald’s: Как создавалась империя» Крок делился своими впечатлениями от первого знакомства с калифорнийской закусочной и ее персоналом: «Это были мужчины в отглаженных белых рубашках и таких же белых брюках, а на головах - колпаки из белой бумаги. Внешний вид этих людей мне не понравился». Тем же вечером он встретился с Морисом и Ричардом Макдоналдами, и они познакомили его с концепцией своего бизнеса и показали план нового здания закусочной - с желтыми арками, проходящими сквозь крышу. На следующий день Крок предложил братьям открыть подобные рестораны по всей стране, но им нравилась тихая жизнь и они не хотели лишних забот. Тогда Крок заключил с братьями контракт, дающий ему право открывать рестораны быстрого питания с таким же названием и организацией производства. «Мне исполнялось 52 года, у меня был диабет и артрит в начальной стадии. В предыдущих сражениях я потерял желчный пузырь и щитовидную железу, но я был убежден, что лучшее было впереди», - описывал Крок свое состояние в начале большого пути.

15 апреля 1955 года Крок открыл свой первый ресторан в городе Дес-Плейнс. Он начал приносить прибыль с момента открытия. Первые три франшизы на «Макдоналдс» были проданы в Фресно, Лос-Анджелес и Резеду, все в штате Калифорния, после этого география начала расширяться. Через пять лет в Ноксвилле, штат Теннесси, открылся 200-й McDonald’s. В 1961 году Крок полностью выкупил права у братьев Макдоналдов, о которых он был невысокого мнения.



Рэй Крок в 1979 году
Идея о необходимости обучения владельцев и обслуживающего персонала новых ресторанов сети переросла в «Гамбургерский» университет, где опытные работники компании читали лекции новичкам, а те по окончанию обучения получали степень бакалавра гамбургерологии со второй специальностью «картофельные чипсы».

В 1955 году франшиза McDonald’s стоила $950, через десять лет ее средняя стоимость увеличилась в 86 раз. К 1963 году рестораны сети продали миллиард гамбургеров. В том же году был открыт 500-й McDonald’s, а также впервые появился персонаж - клоун Рональд Макдоналд. Крок умер в 1984 году в возрасте 81 года. На тот момент его состояние оценивалось в $500 млн.

На сегодняшний день рестораны McDonald’s есть в 118 странах мира, их общее число превышает 32 тысячи. В них работает больше 1,5 миллиона человек.

В России первый «Макдоналдс» открылся в январе 1990 года на Пушкинской площади, и за первый же день работы обслужил больше 30 тысяч посетителей, установив мировой рекорд. На открытии второго «Макдоналдса» в Газетном переулке присутствовал президент России Борис Ельцин. На данный момент в России работает 422 заведения сети, 111 из которых находятся в Москве и 65 - в Санкт-Петербурге. Ежедневно все вместе они обслуживают больше 950 тысяч человек.

Kentucky Fried Chicken: работать и не жадничать

Будущий основатель сети ресторанов быстрого обслуживания Kentucky Fried Chicken (KFC) Гарлан Сандерс родился в многодетной семье небогатого фермера в Генривилле, штат Индиана. Когда отец умер, Сандерсу пришлось сидеть со своими братом и сестрой, пока его мать была на работе. В это время он научился готовить. После смерти фермера вдова женилась повторно, отчим Сандерса бил его, поэтому мальчик бросил школу и устроился работать на соседнюю ферму.

«Полковник» Сандерс никогда не был офицером. В 16 лет он по поддельным документам пошел служить рядовым в армию, но уже через три месяца вернулся в Алабаму к дяде, который работал на железной дороге. После этого Сандерс трудился кочегаром, пожарным, юристом, продавцом страховок, коммивояжером, основал и продал компанию, которая занималась паромными перевозками через реку Огайо, и затем создал еще одну, производящую карбидные лампы. Эта последняя идея прогорела из-за появления электрических ламп.



Джон Браун-младший и Гарлан Сандерс (справа) в 1964 году
В 1924 году Сандерса позвали работать на автозаправке в Николасвилле, но через шесть лет она закрылась из-за Великой депрессии. Нефтяная компания предложила ему бесплатную аренду автомастерской в Корбине, штат Кентукки, в обмен на проценты с продаж. Сандерс начал готовить курицу и некоторые другие блюда для своих клиентов. Поскольку у него не было ресторана, он обслуживал их у себя дома. В 1935 году губернатор Кентукки наградил кулинара почетным званием «Полковника Кентукки» за заслуги перед штатом.

Популярность жареного цыпленка Сандерса стремительно росла. Секрет был в приправе, состоящей из 11 ингредиентов. Полковник одним из первых начал использовать для приготовления своих блюд скороварку, которая значительно сократила время на приготовление цыплят. В 1937 году «полковник» открыл мотель Sanders Court & Cafe, который обратил на себя внимание ресторанных критиков и получил положительный отзыв в журнале Adventures in Good Eating.

Получив почетное звание «полковника», Сандерс начал носить белый костюм с черной бабочкой, и именно в таком виде его стали изображать на логотипах KFC.

Первая франшиза «Кентуккийского жареного цыпленка» была продана владельцу крупного ресторана в Солт Лейк Сити, штат Юта, Питу Харману. С помощью ставшей знаменитой на всю Америку курицы Харман хотел расширить свое меню.

Когда Сандерсу было 65 лет, завершилось строительство 75-й федеральной магистрали и число клиентов его заведения стало падать, ресторан в Корбине пришлось продать. Пожилой Сандерс отправился в разъезды по США, предлагая владельцам ресторанов приобрести его способ приготовления курицы. В середине 1960-х годов KFC насчитывало больше 600 ресторанов не только в США, но и Канаде, Англии, Мексике и Ямайке. «Полковник» решил, что растущее напряжение становится ему не по силам, и в 1964 году продал корпорацию Джону Брауну-младшему, будущему губернатору Кентукки, за $2 млн. В сделку не входили канадские общепиты, а также права на франшизы в Англии, Флориде, Юте и Монтане, которые он уже продал. Сандерс после этого стал лицом и представителем компании, за что получал примерно $250 тысяч в год.

Сандерс умер в 1980 году в возрасте 90 лет. На сегодняшний день в 110 странах мира работают 18 тысяч ресторанов, готовящих куриные крылышки по его рецепту.

В 1986 году компанию купила пищевая компания PepsiCo, помимо прочего производящая газировку Pepsi и чипсы Lay’s. В 1997 году бренды KFC, Pizza Hut, Taco Bell выделились из корпорации в отдельную компанию Yum! Brands.

В России в 1993 году появилась сеть «Ростикс», по сути повторяющая концепцию KFC. Какое-то время в совет директоров компании входил бывший заместитель председателя правительства Борис Немцов, однако это не помогло ей сохранить репутацию. В 2005 году «Ростикс» слился с KFC, а еще через пять лет был полностью выкуплен Yum! Brands.

Юрий Лужков и его национальная идея

В 1995 году в Москве появилась сеть ресторанов быстрого питания «Русское бистро», которая должна было стать отечественной альтернативой McDonald's. Правительство Москвы под эгидой мэра Юрия Лужкова инвестировало в проект $2,5 млн. Мебель и пластиковую посуду «Русского бистро» делала жена Лужкова Елена Батурина, а поставками оборудования и продуктов занимался сын руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимира Малышкова. Акции принадлежали родственникам сотрудников мэрии. Торговые точки с блинами, борщом и пельменями появились в виде кафе, киосков и бистро в фуд-кортах торговых центров. Сеть была нацелена восстановить «традиции национальной русской кухни в современной жизни». Проблема состояла в том, что русская кухня не предназначена быть фастфудом.

Самое разнообразное, в том числе индивидуальное и нестандартное, торговое оборудование в России здесь.

Борщ получался путем разведения содержимого пакетика с надписью «Borstch» кипятком. Также из пакетиков получались различные «навары»: куриный, говяжий, томатный, гороховый и овощной. В меню был представлен «молочный напиток» из ананаса. Лужков не только выступал в качестве покровителя проекта, но и получил патент на два блюда из меню: «пирожок печеный полуоткрытый» и кулебяку.



Юрий Лужков и Владимир Малышков на открытии Тишинского рынка пьют кофе с пирожками в кафе «Русского бистро», 1996 год / Фото: Дмитрий Духанин
Первоначальный успех «Русского бистро» обеспечило наличие в меню водки «Русская» и коньяка «Баргузин». Но это никому не мешало приносить свой алкоголь с собой. В заведении постоянно царила атмосфера праздника и веселья, и персоналу не всегда удавалось его закрыть по вечерам. Когда работники бистро уставали прогонять засидевшихся посетителей, они садились выпивать вместе с ними. После того, как драки стали нормой для «Русского бистро», руководство опомнилось и изъяло алкоголь из меню. Популярность традиционной русской кухни сразу заметно упала.

Во время кризиса 1998 года сеть понесла большие убытки. Правительство Москвы объявило тендер на управляющую компанию, которая поможет привести «Русское бистро» к успеху. Но составить конкуренцию McDonald's у у сети так и не получилось, зато в 2000 году Следственный комитет при МВД возбудил уголовное дело о незаконном присвоении $1,3 млн из бюджета Москвы. После этого начался закат сети, и она скоро перестала существовать.

Subway: свежее и больше

Основателю сети ресторанов быстрого питания Subway, американцу Фрэду ДеЛюке было всего 17 лет, когда в 1965 году он открыл свой первый киоск Pete's Submarines. Такое название было выбрано потому, что сэндвичи по форме были похожи на подводную лодку. Но в радиорекламе оно звучало недостаточно четко, и имя закусочной трансформировалось сначала в Pete's Subs, а потом в Subway. Первую тысячу долларов ДеЛюке одолжил друг семьи Питер Бак, который хотел помочь ему заработать денег на медицинский колледж.

Первый Subway был открыт в Бриджпорте, штат Коннектикут. Его слоган «Ешь свежее» (Eat fresh) позиционировал меню заведения как более здоровое по сравнению с другими предприятиями фастфуда. В 1984 году первое кафе за пределами США открылось в Бахрейне. Еще через пять лет открылся тысячный киоск.



Фрэд ДеЛюка / Фото: Jonathan Nackstrand
Все кафе Subway открыты по франшизе, поэтому их оформление, меню и ценовая политика могут заметно различаться. Это, однако, стало одной из причин, по которой сеть в конце 2010 года смогла обойти McDonald's по количеству открытых точек (около 75% ресторанов McDonald's работают по франшизе): детище ДеЛюки имело 33749 заведений, тогда как компания Рэя Крока - всего 32737. На американском рынке Subway завоевал лидирующие позиции еще в начале текущего века.

Ежегодно по всему миру открывается около тысячи новых ресторанов сети. На данный момент их существует более 40 тысяч в 105 странах.

Pizza Hut: наследство Горбачева

Еще один бренд, принадлежащий корпорации Yum! Brands, был основан студентами государственного университета в Уитчите, штат Канзас. Братья Дэн и Фрэнк Карни заняли у матери $600, чтобы арендовать маленький ресторан, вмещающий 25 человек. Их мечтой было открыть большую пиццерию, которых тогда было не много. Место для вывески над дверью могло вместить только девять букв, и в какой-то степени это повлияло на выбор названия. Небольшое помещение вызывало ассоциации с хижиной, поэтому слово «hut» придумалось довольно быстро.



Дэн (слева) и Фрэнк Карни в 1958 году
Первый ресторан Pizza Hut открылся 15 июня 1958 года. Через несколько месяцев он уже приносил прибыль в несколько сотен долларов в неделю. На следующий год в Топеке открылся первый ресторан по франшизе. В Канаде первая Pizza Hut появилась в 1968 году, а еще через шесть лет франшиза добралась до Великобритании.

В 1972 году Pizza Hut стала общественной компанией, а в 1978-м была поглощена PepsiCo. В 1986 году сеть одной из первых начала практиковать доставку еды на дом. Тогда же в Далласе, штат Техас, был открыт 5-тысячный по счету ресторан.

Братья не были довольны тем, что случилось с их детищем. Фрэнк с 1994 года работает в Papa John's Pizza - конкуренте Pizza Hut. В конце 1990-х он даже снялся в рекламе, в которой по сюжету он приходит к акционерам «хижины» в фартуке Papa John's и говорит: «Простите, ребята. Я нашел пиццу лучше». Фрэнк и Дэн считают, что качество еды в заведениях франшизы значительно ухудшилось по сравнению с тем временем, когда они только начинали.

В России первая пиццерия с таким названием открылась в 1992 году на Кутузовском проспекте и проработала шесть лет. В 1997 году в рекламе франшизы снялся первый и последний президент СССР Михаил Горбачев со своей внучкой. По сюжету ролика посетители пиццерии обсуждают достижения и провалы бывшего президента, после чего приходят к выводу, что главная его заслуга - это появление в России Pizza Hut. Горбачев получил за эту роль $160 тысяч.

Реклама пиццы с Горбачёвым

image Click to view


В Москве Pizza Hut не прижилась, уступив место на рынке другим забегаловкам, предлагающим итальянскую еду. На сегодняшний день в столице работают только два ресторана этой сети.

Ольга Кузьменко
«Русская планета», 15 апреля 2014 2014

20-й век, бедные и богатые, правители, экономфинбиз, мэры и губернаторы, факты и свидетели, известные люди, ссср, еда, сша, рейтинги, олигархат и корпорации, горбачёв, нравы и мораль, капитализм и либерализм, видео, статистика, нонсенс, история, торговля и рынки, биографии и личности, россия

Previous post Next post
Up