Куда и почему увезли Гагарина после приземления / К 55-летию

Apr 12, 2016 11:40

Ещё о космонавтике в СССР, в т.ч. о Гагарине здесь и здесь
Оригинал взят у chronographГагарин в Куйбышеве
Русская советская мировая космонавтика

Не многие знают, что после своего первого полёта в космос Юрий Гагарин с середины 12 апреля до середины 14 апреля 1961 года был на отдыхе в Куйбышеве (ныне - Самара). В целях безопасности, средства массовой информации тех лет писали, что Гагарин находился «в одном из городов на Волге».


В другие годы Гагарин также бывал в Куйбышеве. Часть фото - из «Исторической Самары».Из воспоминаний почетного сотрудника ФСБ, полковника Сергея Георгиевича Хумарьяна (источник): "В апреле 1961 года я имел звание капитана и занимал должность старшего оперуполномоченного отдела контрразведки управления КГБ по Куйбышевской области. За несколько дней до 12 апреля из сотрудников нашего управления КГБ было создано несколько специальных групп, в одну из которых включили и меня. Задача, поставленная нашей группе, звучала так: уже в ближайшее время быть готовым к выполнению всего необходимого комплекса оперативных и охранных мероприятий, связанных с освоением космоса. Более конкретно о характере предстоящего задания нам не говорили. Конечно же, существовала какая-то категория высших руководителей, которые знали, что готовится полет человека в космос, и что именно куйбышевцам, скорее всего, и предстоит встречать на Земле первого космонавта, но лично я в те дни об этом еще ничего не знал. Уровень этой государственной тайны был таков, что рядовые сотрудники КГБ допуска к ней не имели. О том, что утром 12 апреля в космос полетел человек, я, как и подавляющее большинство советских людей, узнал из радиосообщения. Сейчас, когда речь заходит о той незабываемой весне, я вспоминаю ее с особым трепетом. Атмосфера тех дней была совершенно удивительная, и настроение этой поры очень трудно передать словами - ее можно только прочувствовать. Лично для меня 12 апреля 1961 года ассоциируется с Днем Победы. Да это и была победа всей нашей страны, всего нашего народа, когда каждого советского человека переполняла гордость за свою Родину. И мы были вдвойне горды тем, что мы хотя бы немного причастны к этому великому делу.

Потом мне стало известно, что вскоре Гагарина привезут в Куйбышев, на аэродром завода № 1. Сам его прилет на аэродром мне тогда увидеть не довелось - в этот момент я в составе своей группы находился на посту близ ставшего впоследствии всемирно известным "маленького домика на берегу Волги", который тогда был обкомовской дачей на Первой просеке в Куйбышеве. Сотрудники управления КГБ уже знали, что именно в этот домик Гагарина скоро привезут для медицинского обследования и отдыха. Но еще до приезда первого космонавта мы представляли себе его как человека большого личного мужества, совершившего беспримерный подвиг. Первый космонавт нам невольно представлялся этаким бравым, бесстрашным, рослым офицером, которому все нипочем. А на самом деле мы увидели перед собой обычного парня небольшого роста, с простым лицом и широкой, открытой и благожелательной улыбкой".

Вскоре после приезда первого космонавта на дачу здесь для него был устроен обед, но вовсе не роскошный банкет, как можно прочитать в некоторых источниках. Нет, это был простой русский стол, с первым, вторым и третьим блюдами. Кажется, на первое у Гагарина тогда был борщ, остальные же блюда я сейчас уже не помню. Еще мне запомнилось, как после медицинских обследований он периодически спускался в биллиардную и играл за одним из столов.

Могут спросить: а почему местом послеполётной реабилитации космонавтов был выбран именно Куйбышев? Скажу, что это было сделано по целому ряду причин. Во-первых, наш город находился достаточно близко от запланированных мест посадок первых космонавтов. Во-вторых, после 1958 года здесь часто бывал Главный конструктор ОКБ-1 Сергей Павлович Королев, который к тому же сам часто жил на Первой просеке, а в здании обкома КПСС не раз проводил всесоюзные селекторные совещания с директорами заводов космического профиля. Но самое главное другое: именно в Куйбышеве и по сей день находится предприятие-флагман нашей космической отрасли, который впоследствии получил название Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс». И поэтому в начале 60-х годов в Москве решили: раз уж у куйбышевцев есть опыт по оперативной защите ведущих космических предприятий, то и безопасность пребывания в городе первых космонавтов они тоже смогут обеспечить".



1. Здание дачи Обкома КПСС в Куйбышеве, в которой отдыхал Гагарин. Вид со стороны фасада, обращенного к Волге



2. Вид с другой стороны



3. 12 апреля 1961 Гагарин на выходе из самолёта в Куйбышеве, аэродром "Безымянка"



4. Встреча Гагарина в Куйбышеве, 12 апреля 1961 года



5.



6. 13 апреля 1961 Гагарин на отдыхе в Куйбышеве



7. 13 апреля 1961 Гагарин подписывает газету со своим портретом в Куйбышеве



8. Гагарин после полёта в космос на отдыхе в Куйбышеве - фотограф газеты Волжская коммуна А. Тихомиров 1961



9.



10. Гагарин раздаёт автографы в Куйбышеве, 13 апреля 1961
Из воспоминаний инженера ракетно-космических войск Дмитрия Панкратовича Глотина (источник) : "Из-за нештатной ситуации перед посадкой спускаемый аппарат приземлился в 110 километрах от расчетной точки (вместо намеченной Волгоградской области - в Саратовской, в районе города Энгельса). Тем не менее, когда Гагарин, доставленный в штаб ракетного дивизиона ПВО, по телефону связался с командиром дивизии, он просил передать главкому ВВС, что «приземлился в заданном районе, задачу выполнил, чувствую себя хорошо». Здесь, кстати, он узнал, что министр обороны Р. Я. Малиновский присвоил ему внеочередное звание майopa.

Из Энгельса Гагарина доставили в Куйбышев. Почему именно туда, а не в Москву? Он должен был доложить результаты полета госкомиссии, пройти необходимый медицинский контроль и адаптацию на Земле. А в Куйбышеве как раз находится завод «Прогресс», который изготавливает ракеты-носители всех пилотируемых космических кораблей и имеет свой аэродром, способный принимать все типы отечественных самолетов. С Байконура сюда и прибыли члены госкомиссии, дублер Герман Титов. Тогда я впервые и увидел Гагарина. Он был в спортивном костюме и докладывал председателю госкомиссии К. Н. Рудневу о выполнении полётного задания. Там, на аэродроме, Сергей Павлович Королев представил меня Юрию Алексеевичу Гагарину, при этом сказал: - Благодаря этому майору ты оказался на орбите. Юрий Алексеевич пожал мне руку. Затем была встреча с представителями общественности двух авиазаводов. После Гагарин и Титов с членами госкомиссии выехали на дачу Куйбышевского обкома КПСС. А уже там лучшие портные гарнизонного aтелье шили всю ночь ему комплект парадной военной одежды. Интенданты Приволжского военного округа к утру доставили на дачу новые ботинки, галстук, носки.

На следующий день с 9 часов 30 минут до 12 часов Гагарин с записью на пленку магнитофона докладывал госкомиссии о своем полете в космос. Как показалось мне, он завысил параметры перегрузки, которые перенес в полете, - с 3 g на 5 g, при спуске с 8 g на 10 g. Я доложил о фактических показаниях приборов. Полемики не было. (Все следующие 5 космонавтов, которые при мне докладывали на госкомиссии, эти параметры не озвучивали.) Послe заседания госкомиссии Ю. А. Гагарин ответил на вопросы журналистов. Любопытно, что в их последующих сообщениях не указывалось место пребывания космонавта в Куйбышеве, а назывался «город на Волге». Кстати, доклад госкомиссии и пресс-конференция фиксировались на ленту магнитофона. Один из корреспондентов тогда написал, что магнитофон (катушечный) был огромный, в половину письменного стола. Это было преувеличением - магнитофон имел размеры полметра на полметра, но он был изношенным. На последующих встречах космонавтов этот старый скрипучий магнитофон почему-то не был заменен. Потом в Куйбышеве на аэродроме, на заседаниях госкомиссии и в сборочном цехе завода «Прогресс» я встречался с Юрием Гагариным еще несколько раз.



11.



12. Фотография с автографом, подаренная Гагариным Мурысеву, 14.04.1961



13.



14.



15.
Из воспоминаний личного врача Гагарина, доктора медицинских наук Виталия Воловича (источник): "приземление Гагарина было произведено на колхозном поле неподалеку от одного из районных центров Саратовской области - города Энгельса. Спустившись на парашюте на землю и почувствовав твердую опору под ногами, Гагарин осмотрелся по сторонам. Двум жительницам деревни Смеловка выпало счастье первыми встретить космонавта, вернувшегося на Землю из неизведанных просторов Вселенной и представшего перед ними во всей соответствующей случаю экипировке! Анна Акимовна Тахтарова и Рита, ее внучка, стали единственными очевидцами приземления "Востока". Сняв гермошлем, Юрий Гагарин поприветствовал ошеломленных Анну и Риту. Конструктивные особенности “Востока” не предусматривали посадку в кабине корабля. На высоте 7000 метров космонавт должен был катапультироваться, а затем спускаться на тяжелом, неуправляемом парашюте. Приземлиться он мог и в горах, и в тайге, и на море. Чтобы вовремя оказать космонавту помощь, решено было десантировать к месту его приземления врача-парашютиста. Для этих целей была подготовлена группа медиков-спасателей. Возглавил подразделение подполковник медицинской службы и опытный парашютист Виталий Волович.

- Я с группой дежурил на военном аэродроме Кряж под Куйбышевом. Нам выдали по комплекту аварийного запаса летчика и особый мандат. В нем было указано: советские и партийные органы Советского Союза должны оказывать нам содействие в размещении, обеспечении транспортом, средствами связи и медицинской помощью. Мы сели в обычный грузовой “Ил-14”, в 9.30 уже заняли боевой пост в своей “зоне ответственности”. Предполагалось, что посадка произойдет южнее Сталинграда на 110 километров. Разброс точки приземления составлял 400-600 км. Кто из подготовленной шестерки космонавтов полетит, мы не знали. И тут радист вдруг закричал: “Гагарина запустили”. Мы дружно ответили: “Ура!”. Пока Левитан зачитывал торжественную речь по радио, поисковый отряд Виталия Воловича получил координаты места посадки. Штурман быстро произвел расчеты. К предполагаемому месту посадки группа подошла точно в назначенное время. Но вдруг по радио поступила команда: “Изменить курс на 45 градусов”. Спустя 20 минут: “Лечь на прежний курс”. Бортмеханик увидел огромное оранжевое пятно корабельного парашюта. Мы приготовились к прыжку. Высота шестьсот метров. Вдруг вспыхнула красная лампа. Мы услышали: “Отставить прыжок. Космонавт уже на земле. Следуйте на аэродром Энгельса”. Когда приземлились, Виталий Волович не стал дожидаться, когда подадут трап, спрыгнул с трехметровой высоты на взлетку.

- Юру Гагарина нашел на втором этаже. Он снял скафандр, сидел в центре на стуле в голубом теплозащитном комбинезоне. А вокруг него в почтительном молчании стояла группа мужчин, одетых в одинаковые длиннополые темные пальто, с фетровыми шляпами в руках. Мы обнялись. Только хотел начать детальное обследование, как Гагарина вызвал к телефону председатель Президиума Верховного Совета Брежнев. Потом Юру схватил в охапку заместитель главнокомандующего ВВС Агальцов. На черной генеральской “Волге” они умчались в НИИ ВВС, где был телефон прямой связи с Хрущевым. Я попытался было встрять, но услышал: “Никаких пока осмотров”. Казалось, что здоровье Гагарина никого не волновало. Вскоре Гагарина доставили к специальному штабному самолету, который вылетал в Куйбышев. Туда же взяли курс с Байконура и члены Государственной комиссии. На борт “Ил-14” к космонавту пустили только доктора Виталия Воловича, кинооператора Махмуда Рафикова, конструктора скафандра Отари Бахрамова и спортивного комиссара Международной авиационной федерации Ивана Борисенко. В салоне самолета я наконец приступил к осмотру Юрия Гагарина, - продолжает вспоминать Виталий Волович. - Кровоизлияний, которые возникают под воздействием высоких перегрузок, не обнаружил. В легких было чисто, частота дыхания не увеличилась. Температура 36,6 градуса, пульс 65. Померил давление, оно оказалось отличным - 125 на 75 миллиметров. Сказал: “Как у младенца, словно и не летал в космос”.

Конечно, все захотели получить автограф космического первопроходца. Отарик хлопал себя по карманам, ничего подходящего не нашел, вытащил паспорт. Гагарин запротестовал: “Нет, я на документах не расписываюсь”. Бахрамов за свое: “А я его потеряю”. В общем, уговорил. Мне Юра в полевом блокноте написал: “Виталию Воловичу. Передовой медицине. Гагарин”.

- Когда подлетали к Куйбышеву, Гагарин, глядя в иллюминатор, сказал: “Что же делать? На аэродроме, наверное, холодновато. Вот по Волге какие-то льдины плывут. Фуражку, что мне подарил майор Ахмед Гасиев из расположенного рядом с местом приземления зенитно-ракетного дивизиона, я кому-то передал, и ее у меня увели. Да и околыш у нее черный, артиллерийский, а я же все-таки летчик”. Тогда из парашютной сумки я достал кожаный летный шлем с длинными ушами. Говорю Гагарину: “Только уж ты, Юра, не потеряй его, я ведь в этом шлеме совершил первый в мире прыжок с парашютом на Северный полюс”. Он уверил, что шлем не пропадет. Но куда там… На аэродроме завода “Прогресс” в Куйбышеве наш самолет зарулил на самую дальнюю стоянку, но и там космонавта встречала толпа народа. Грянуло громовое “ура”.

- Космонавт, глядя на море людей, обратился ко мне: “Доктор, возьми, пожалуйста, бортжурнал и пистолет”. Как только Гагарин сошел с трапа, к нему сразу же бросился светловолосый капитан. Это был Герман Титов, первый дублер Гагарина.

Пока я собирал вещи, толпа встречающих рассосалась, и колонна черных “Волг” покинула аэродром. Я остался стоять на взлетной полосе, в одной руке - пистолет Гагарина, в другой - бортжурнал, побывавший в космосе. И тут ко мне подкатила одна из оставшихся машин. Я сказал, что врач Гагарина, со мной важные документы и их надо немедленно доставить начальству. Водитель сказал: “Садитесь, я вас отвезу по назначению, на правительственную дачу”. Мы помчались по улицам, которые были все перекрыты милиционерами. Пропуском нам были слова: “Это врач Гагарина”.



16. Юрий Гагарин на берегу Волги в Куйбышеве, 14 апреля 1961
После этого Гагарин бывал в Куйбышеве ещё несколько раз.



17. Гагарин и Титов в Куйбышеве, август 1961 г.



18. Прогулка по Волге в Куйбышеве, сзади слева-направо Н.П.Каманин, А.С.Мурысев и И.Г.Павловский (год ?)



19. Первые советские космонавты в Куйбышеве 1962 год



20. Г.С. Титов и Ю.А. Гагарин на даче Куйбышевского обкома КПСС

гагарин, секреты и тайны, хроника, ретро и старина, архивы_источники_документы, поволжье, факты и свидетели, воспоминания, символы, регионы, ссср, космос и космонавтика, общество и население, госбезопасность и разведка, города и сёла, 60-е, история, армия, эпохи, даты и праздники, фото и картинки, идеология и власть, биографии и личности, медицина и здравоохранение

Previous post Next post
Up