Станция Плесецкая.

Oct 22, 2014 01:57




Станция Плесецкая - фотография 1898 года.

Станция Плесецкая первая встречает человека, приехавшего в Мирный на службу или по иным причинам. Для многих мирян это - своеобразная точка отсчета, с которой начинается жизнь в городе, и последнее, что они провожают взглядом, покидая его.

«Дорога Мамонтова»

Много ли мы знаем о ее истории, поднимаясь и спускаясь с платформы вокзала? А ведь наследие Плесецкой неразрывно связано с историей Северной железной дороги и многими потрясениями, что пережила наша страна в 19 и 20 веках. Три войны, интервенция, взрывы и пожары, человеческий героизм и трагедии - все коснулось этого провинциального участка СевЖД протяженностью в 1,5 км. Поздравляя работников железной дороги с профессиональным праздником, отмечаемым в первое воскресенье августа, вспомним о ключевых моментах.



Строительство узкоколейки по линии Вологда - Архангельск длилось 3 года, с 1894 года, в топях огромных болот, в глухих лесах. Это стало возможным благодаря стараниям крупного предпринимателя и мецената, председателя Акционерного Общества Московско-Ярославской железной дороги Саввы Мамонтова, который видел в развитии транспортного сообщения большое значение для хозяйственного развития русского Севера. Дорогу прокладывали с обеих сторон, от Вологды и Архангельска, и 25 марта 1897 года южнее станции Плесецкая (в районе ст. Лепша) рельсы наконец-то сомкнулись. 3 ноября 1898 года было открыто регулярное движение поездов.

От Плесцов к Плесецкой.

В том же 1894 года началась и подготовка к строительству железнодорожных станций. Первыми, наряду с Плесецкой, стали Емца, Обозерская и Левашка (ныне Холмогорская). Вокзал и другие строения станции Плесецкая заложили в 1895 году. Первый вокзал можно увидеть на фотографии 1898 года - это деревянное строение под высокой крышей с вальмовыми срезами, в так называемом «швейцарском» стиле. Через какое-то время станцию и место вокруг нее стали обживать крестьяне из деревни Плесцы, они же стали и работать на ней.

От войны до войны.

С началом Первой мировой войны пропускная способность узкоколейки в 2 пассажирских и 6-7 грузовых поездов при скорости 12-15 верст в час перестала удовлетворять нужды страны, и в 1915 году участок Вологда - Архангельск стал ширококолейным.

В годы Гражданской войны Плесецкая стала важным объектом стратегического значения и переходила несколько раз из рук в руки от белогвардейцев и интервентов к красноармейцам. Здесь же в 1918 году был создан 1-й Онежский партизанский отряд, отправившийся на борьбу с английскими захватчиками. За годы войны станция понесла колоссальные потери, став грудой развалин: вокзал сгорел, водокачку взорвали, путевые стрелки и звенья станционных путей были украдены или разрушены при артобстреле, покорежена техника. После окончания войны железнодорожные рабочие встали на борьбу с разрухой. Благодаря особому положению, которое было введено Советом Труда и Обороны, Всероссийскому Коммунистическому субботнику и Неделе ремонта удалось расчистить пути, заготовить топливо и дрова для заправки паровозов, починить технику. После войны закипела жизнь не только на железной дороге, но и в поселке, который начал строиться от железнодорожного переезда вдоль Питерского тракта. Полное восстановление Северных железных дорог было завершено в 1925 году.

С конца 20-х годов значение Северной железной дороги в массовых перевозках как грузов, так и пассажиров существенно возросло. И вплоть до 1941 года на станции Плесецкая происходили положительные перемены: реконструировался железнодорожный транспорт и пути, увеличивалась производительность и пропускная способность.

Не прошла мимо Плесецкой и Великая Отечественная война. В 1942 году в районе дороги стали появляться группы фашистов-диверсантов. Однажды между разъездом Тимме и станции Шелекса диверсанты взорвали пути. На сошедших с рельсов паровозе и вагонах начался пожар, а машинист был убит. Как и во всей стране, железнодорожные рабочие станции Плесецкая отдавали все силы работе, все для того, чтобы приблизить долгожданный мир. Об этом свидетельствует факт неоднократного награждения коллектива станции переходящим Красным знаменем ВЦСПС и Минпути сообщения, управления Северной железной дороги и отделения.

Плесецкая сегодня.

Сегодняшний небольшой, но дружный коллектив станции, трудящийся под руководством
молодого и энергичного начальника Евгения Иванова, все так же заботится о том, чтобы безопасно и вовремя довести пассажиров и груз из пункта А в пункт В. Многие работники станции Плесецкая достойны уважения и почета за добросовестный труд и дисциплину. Вот уже который год безупречно выполняют свои обязанности и Нина Зверева, проработавшая на станции 20 лет, и молодой специалист Алексей Лях. Славятся ответственностью и трудовые династии, которых на станции немало, среди них семьи Егоровых, Савка, Голиковых, Зверевых и другие.

Невозможно переоценить труд железнодорожного рабочего, который, начиная со строительства дороги, вкладывал в нее не только свой труд и силы, но, зачастую, отдавал здоровье, а иногда и жизнь. Как пишет историк Николай Александрович Макаров в книге «Земля Плесецкая»: «Железная дорога - это наше достояние, наша история, наше прошлое, и, конечно, наше будущее. Дорога дала жизнь станциям Плесецкого района. И за всем этим - великий, тяжелый, созидательный труд людей». Машинисты и дежурные по станции, сцепщики и кондукторы, кассиры и приемосдатчики, начальники и простые рабочие - они и сейчас продолжают трудиться, напряженно, с большой ответственностью, с тревогой и надеждой вглядываясь вдаль, вослед сходящимся на горизонте параллелям рельс, вослед уходящим поездам…

ИРОНИЯ СУДЬБЫ.




Обидно, но имя Саввы Ивановича Мамонтова, отдавшего столько сил, энергии, денег, потерявшего из-за несправедливых обвинений в корыстной растрате не только репутацию и огромную часть состояния, но и здоровье, так и не было увековечено ни на одной станции Северной железной дороги. Такой неблагодарностью отплатили одному из самых бескорыстных русских энтузиастов и меценатов.

Роковая дорога.

«Затраты на строительство дороги и на ремонтно-восстановительные работы по введению ее в эксплуатацию из-за сложных природных условий, усугубленных наступающим в России промышленным кризисом, были столь велики, что Акционерное общество во главе с С. И. Мамонтовым оказалось в трудном финансовом положении. Министр финансов граф Сергей Юльевич Витте обвинил С.И. Мамонтова в перерасходе средств в корыстных целях. Против Мамонтова было возбуждено уголовное дело. 11 сентября 1899 года он был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. В июне 1900 года состоялся суд, все обвинения были признаны несостоятельными, прокурорские обвинения присяжные отвергли и вынесли оправдательный вердикт. За 5 месяцев заключения его силы и здоровье были надорваны, а сам он разорен. Его детище, труд всей его жизни, железная дорога больше не принадлежал ему. Пока Савва Иванович сидел в тюрьме, министр финансов добился, чтобы все акции общества были отчуждены в государственную казну практически за бесценок».

СЕРЬЕЗНЫЙ СТАЖ.

Елена Александровна Рябкова, приемосдатчик станции Плесецкая, работает здесь уже 30 лет
- Работа здесь живая, мне предлагали как-то раз перейти на другую должность, но я не могу на одном месте сидеть: мы принимаем вагоны, грузы, формируем поезда, отправляем вагоны, работаем с клиентами, выгрузкой и погрузкой грузов, много документации. Что меня здесь держит? Как-то вот привыкла, да и люблю сворю работу. Самое трудное - у нас очень большая ответственность, ведь грузы идут во все уголки России. Коллегам желаю, в первую очередь, терпения, здоровья, ну и удачи, и всего самого хорошего!

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ.

Сидящая за пультом со множеством кнопок и рычажков дежурная по станции Ия Жердяева всегда мечтала об этой работе, о которой знала по рассказам родственников, работающих на станции. В свое третье дежурство по станции молодая девушка уверенно формирует составы, принимает и отправляет поезда.

- Конечно, сначала страшно было. Но сейчас справляюсь нормально. Наша работа заключается в приеме и отправлении поездов. Плесецкая - станция не только пассажирская, но и грузовая, мы формируем поезда, отправляем приходящие к нам грузы и пассажиров. Тяжело, конечно, все время в напряжении работать, но что делать. Но мне все нравится, необходимо планировать, глядя на схему станции, как и куда совершать маневры. Поезда идут со всех сторон, поэтому все надо делать вовремя и синхронно, без незапланированных останово

(При подготовке статьи использованы материалы книги Н.А. Макарова «Земля Плесецкая», историко-архитектурного очерка В. А. Сметанина «Дорога Мамонтова», фотографии и материалы экспозиции «Станция Плесецкая» Плесецкой районной библиотеки)

Отсюда.

Ещё фото:

1. Здание вокзала в Плесецке.



2. Станция Плесецкая. Рисунок начала века.



3. Памятная доска в музейной экспозиции Плесецкой библиотеки.



Предметы из музейной экспозиции

4.



5.



6.



7.



Станция Плесецкая

8.



9.



10.



40-е, ж/д, 18-19-ее века

Previous post Next post
Up