Лица России. Татары, Ч.2/2

Aug 20, 2014 00:03

Начало

Очерки

Что нужно для большого дома, то нужно и для малого

Есть старинная татарская легенда. В давние времена люди были совсем другие - высокие, могутные. Через еловые леса пробирались, как через большую траву, овражки и буераки, озерца запросто перешагивали.



Как-то сын одного из таких великанов играл-резвился и увидел совсем маленького человечка, пашущего землю. С конем, с плугом. Поставил мальчик человечка вместе с конем и плугом себе на ладонь и долго дивился: откуда такие диковинки? А потом положил их в карман и отнес домой.

Рассказывает отцу: - Когда я играл, нашел вот этого игрушечного человечка, - и показал находку.

Взглянул отец и говорит: - Сынок, ты его не повреди. Где нашел, туда и отнеси. Это один из тех людей, что будут жить после нас.

Мальчик отнес человечка вместе с лошадью и плугом на прежнее место.

Смысл легенды простой: люди бывают разные - кто-то высокий, а кто-то - маленький. И не стоит свой рост считать мерилом всех вещей.

Много мудрых размышлений и наблюдений обнаружили мы и в татарских пословицах.

Арба доставляет хлеб домой, сани везут хлеб на базар.

Если ты горек - будь как соль, если ты сладок - будь как мед.

Кто не спешит, тот и на телеге зайца догонит.

Песня для счастливого - радость, для несчастного - утешение.

Татары - народ уникальный. Несмотря на все исторические перипетии, изменения, катаклизмы, они сумели сохранить себя и свою самобытность.

Из поколения в поколение

Они сохранились на своей исторической родине и в различных регионах, адаптируя свою культуру, речь к потребностям своего времени. Только они в полной мере знают, что пережили на своем пути, как непросто было передать новым поколениям добрые традиции в условиях, далеких от тепличных.

Российские татары живут в Татарстане (1миллион 700 тысяч чел.), в Башкортостане (около полутора миллионов). В Удмуртии, Пермской, Свердловской, Тюменской, Челябинской, Ульяновской, Оренбургской областях по 150-200 тысяч татарского населения. Чуть меньше числом, но весьма влиятельны татарские общины в Мордовии, Чувашии, Республике Коми, Марий Эл, Самарской, Пензенской, Астраханской, Волгоградской, Курганской, Омской, Томской, Новосибирской областях. Даже в областях и краях Дальнего Востока по 10-20 тысяч татар продолжают жить наравне со всеми, сохраняя свой образ жизни. Рыбаки Каспия, шахтеры Кузбасса и Воркуты, газовики Ямбурга, нефтяники Сургута, хлеборобы, речники, нефтехимики Поволжско-Уральского региона, лесники, охотники, строители Сибири поют в своем кругу по-татарски. По данным переписи населения 2002 года, численность татар, проживающих на территории России, составляет 5 миллионов 558 тысяч человек.

Какие они, татары, по характеру, по ментальности? Нам кажется, что исконный татарский характер, да и характер любого другого народа, проявляется через какие-то тонкие вещи, порою едва уловимые. Например, через веру в приметы. Скажем, у русских нет-нет да и дает себя знать вера в то, что черная кошка, перебежавшая дорогу, приносит несчастье.

У татар существует даже некая иерархия примет, посредством которых татарин стремится узнать следующее: 1) какова будет погода, дождь будет или вьюга, и каков будет урожай жита и овощей; 2) когда придет к нему гость, когда кто его угостит, тогда он получит от кого гостинец, не будет ли какой у него радости; 3) когда он встретит беду, когда несчастье на него свалится; 4) не будет ли войны; 5) не умрет ли кто из его ближних, или же и он сам.



Когда трещит зажженная лучина

Вот несколько типичных татарских примет. Какие-то из них устарели, какие-то не выдержали борьбы с сугубо научными представлениями, не в этом дело. Мы сейчас говорим о том, что было значимо для татарина лет сто тому назад, во что он верил и к чему присматривался, за чем следил, наблюдал. Кто-то даже сказал, что приметы приучают человека к наблюдательности и внимательности.

Когда у татарина чешется правое ухо, он заключает из этого, что будет тепло, а когда левое - холодно.

Если солнце восходит «с ушами», то есть тремя лучами, из коих один направляется вверх, другой - от одного бока горизонтально, а третий от другого горизонтально - это предвещает холод.

Когда зажженная лучина издает звук «брррр», татарин ждет вьюги; когда чешется кошка, он также полагает, что будет вьюга; когда валяется собака летом, будет дождь, а зимою - вьюга.

Когда каркает ворон особенным пронзительным криком, татарин заключает, что погода испортится.

Когда падает снег в весеннее время, а скот остается дома и кричит от скуки - это означает, что снег скоро растает и скоту придется идти в поле.

Если бы в строящемся доме первое основание заложила девица, то татары были бы уверены, что в этом доме будет зимою тепло.

Если в зимнее время Волга покрыта грудами льда, то, полагают татары, летом будет урожай.

Если, по ошибке, татарин наденет одежду наизнанку, он увидит в этом знак того, что у него будет какая-нибудь радость.

Если на ногтях появится белое пятно, обнова будет.

Если к дому присоседится галка, то это, по мнению татар, предвещает беду.

Когда курица поет по-петушиному, то это к беде.

Как же справиться с бедой, или совладать с нечистой силой? Очень часто на помощь приходят ум и хитрость.

Татары верят, что в лесах обитает некий Шюряли. Это такое существо, вроде лешего, но не совсем. Шюряли живут по одиночке и группами. Это чудо-юдо может явиться татарину в человеческом образе. Но видок у него еще тот. Груди огромные. Одну из них он закидывают на правое плечо, а другую - на левое.

Если повстречается ему в лесу татарин, то он приглашает его играть в щекотанье, если тот согласится, то Шюряли может защекотать его до смерти.

Правда, татарин может перехитрить Шюряли. Как? Он предложит Шюряли играть в щель, и тот, по глупости своей, соглашается.

Что это за игра? Татарин ударом топора вдоль толстого дерева делает в нем щель, и чтобы она была шире, забивает и нее клин.

Дальше просто. Когда Шюряли засунет в щель свой палец, татарин мигом выхватывает оттуда свой клин. Шюряли вопит от боли диким голосом. Сбегаются другие подобные ему существа, освобождают его из тисков и вроде бы намереваются отомстить обидчику.

Хитрость в том, что до начала игры в щель Шюряли спросил у татарина его имя. И тот ответил, что зовут его «Прошлый год» (балтыр). Теперь понятно, что лесные товарищи, прибежавшие Шюряли на помощь, не пойдут искать хитреца-татарина, а просто расхохочутся над беднягой Шюряли: «Чего искать прошлый год, его не найдешь!»



Разводили и домашнюю птицу

От примет и верований переходим к вещам более устойчивым. К традиционным занятиям татар. Традиционные занятия татар - пашенное земледелие и скотоводство. Они выращивали пшеницу, рожь, овес, ячмень, горох, чечевицу, просо, лён. Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, а также свиней.

Для Татар характерна особая любовь к лошади - это наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток, в последнее время - индеек.

Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских татар. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на реке Урал, и особенно у астраханских татар, имело промысловое значение.

Наряду с сельским хозяйством практиковались различные промыслы и ремесла. Различались виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казенные лесные дачи, лесопильни. Традиционными, особенно для казанских татар, были различные ремесла: лесохимические и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный).

Татары обладали высоким мастерством в обработке кожи («казанский сафьян», «болгарская юфть»), овчины, шерсти.

На базе этих промыслов в Заказанье в XVIII веке возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, золотошвейные мануфактуры. В веке - кожевенные, суконные и другие заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы, в которых татары были большими мастерами.

Сабантуй - праздник плуга

А как же праздники? Какой народ без них? Из народных праздников наиболее значительный и древний - Сабантуй - праздник плуга - в честь весеннего сева. Он не имел не только точной календарной даты, но и определенного (установленного) дня недели. Все зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур.

В последние десятилетия Сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному празднику и тех группы татар, которые в прошлом его не праздновали.

С 1992 года два религиозных праздника - мусульманский Курбан байрам и христианское Рождество - включены в официальный праздничный календарь Татарстана.

В устном народном творчестве Татар представлены эпос, сказки, легенды, песни, загадки, пословицы и поговорки. Татарская музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (губной варган, возможно, проник через угров), скрипка, у кряшен (крещеных татар) - гусли.

Профессиональная культура татар тесно связана с народным творчеством. Значительного развития достигли национальная литература, музыка, театр, наука. Развито прикладное орнаментальное искусство (золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, ювелирное дело - скань, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по камню, дереву).

А вот и долгожданная татарская сказка. Она называется «Шах-петух». И это не просто сказочка, а весьма поучительная история.



Кто на свете храбрее всех?

В одном курятнике жил-был петух. Ходит петух по двору, ходит, по всем сторонам оглядывается, за порядком смотрит и важничает. Вскочил петух на ограду и кричит:

- Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Я - шах-петух, падишах-петух, и хан-петух, и султан-петух! Курочки мои миленькие, чёрненькие, беленькие, пёстренькие, золотенькие, кто на свете красивей всех? Кто на свете храбрее всех?

Сбежались все курочки - чернушки, пеструшки, серенькие, беленькие, золотенькие, обступили своего шаха, великого падишаха, своего светлого хана, могучего султана и запели: - Ку-да, ку-да, ку-да, ясный хан, ку-да, ку-да, ку-да, дивный султан, ку-да, ку-да, ку-да, светлый шах, ку-да, ку-да, ку-да, пресветлый падишах, кому-нибудь с тобой равняться! Нет никого на свете храбрее тебя, нет никого на свете умнее тебя, нет никого на свете красивей тебя.

- Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! - запел ещё громче петух. - У кого на свете голос громче львиного? У кого ноги могучие, у кого пёстрое платье?

- У тебя, наш шах, платье пёстрое; у тебя, падишах, ноги крепкие; у тебя, султан, голос громче львиного, - запели куры.

Петух надулся от важности, поднял свой высокий гребень и запел изо всех сил:

- Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Ближе ко мне подходите да громче мне скажите: у кого на голове корона выше всех?

Подошли курочки к самой ограде, низко кланяясь важному петуху, запели:

- У тебя на голове корона, как жар, блестит. Ты наш единый шах, ты наш единственный падишах!

А толстый повар подкрался к петуху и схватил его.

- Ку-ка-ре-ку! Ай, горе! Ай, беда!

- Куд-ку-да! Ку-да, ку-да? - закричали куры. Поймал повар могучего падишаха за правую ногу, зарезал повар великого шаха острым ножом, ощипал повар со светлого хана пёстрое платье, сварил повар из непобедимого султана вкусный суп.

А люди едят да похваливают:

- Ай да вкусный петух! Ай да жирный петух!

А про шаха-падишаха они и не вспоминают.



Хозяйство и быт

В основе традиц. х-ва волго-уральских Т. было пашенное земледелие. Агрокультура заметно различалась в разных природных зонах: в 19 - нач. 20 вв. в лесной и лесостепной полосе Поволжья, Прикамья и Приуралья господствовала паровая система земледелия в форме трехполья; выращивали: озимую рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо (мишари), полбу. В качестве прядильных культур возделывали лён и коноплю. Пашни обрабатывали обычной для Вост. Европы двузубой сохой с перекладной полицей (сука); в степных р-нах сохранился традиц. для болгаро-тат. земледелия тяжёлый деревянный плуг - сабан. С сер. 19 в. преим. в Приуралье распространились усовершенствованные сохи - курашимка и др. Употреблялась также деревянная борона (тырма, себерке). Урожай убирали серпом (урак), в степных р-нах использовали косу (чалгы). Снопы на поле укладывали в клади, суслон и бэбке, крест (рус. заимствование), а также в традиц. для Т. чумэлэ, зур ат, дунгыз, на гумне урожай хранили в клади. Перед обмолотом снопы просушивали в срубном овине (буралы эвен) рус. типа или в традиц. овине - шише (шэш эвен). Обмолачивали цепом (субагач, цеп). Для помола зерна применялись водяные и ветряные стационарные мельницы (тегермэн), а также ручные жернова (кул тегермэн); для рушения на крупу - конные крупорушки (ат яргыч) и ступы (килэ)Г В степных юго-вост. р-нах Поволжья и Приуралья в агрокультуре Т. сохранились черты, присущие ранним этапам болгаро-тат. земледелия: залежно-переложная система; ведущее место на полях занимала яровая пшеница; практиковался сыромолот снопов лошадьми и т. п.

Животноводство - пастбищно-стойловое у волго-уральских Т. играло подчинённую роль. Держали кр. и мелкий рог. скот. Конину употребляли в пищу. Т.-кряшены разводили свиней. В степной зоне стада были значительными, а у Т. - оренбургских казаков и астраханских Т. животноводство по значению не уступало земледелию, причем напоминало экстенсивное полукочевое скотоводство: лошади и овцы нередко круглый год выпасались на подножном корму (тебеневали). Для Т. характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток, в последнее время - индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Осн. огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Юж. Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство. Традиц. для волго-уральских Т. было пчеловодство: прежде бортевое, в 19- 20 вв. - пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей: на птицу и зверя ставили капканы и силки, охотились верхом на лошади, с собаками и ружьём. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на р. Урал и, особенно у астраханских Т., имело промысловое значение.

Наряду с с. х-вом издавна важное значение имели разл. промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отходничество в р-ны предпринимательского земледелия - на жатву и т. п. и на фабрики, заводы, прииски, лесоповалы, в города. К таким промыслам особенно часто прибегали Т.-мишари и касимовские Т. Традиц., особенно для казан. Т., были разл. ремёсла: лесохимич. и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткац-кий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т. п.). Обладали высоким мастерством в обработке кожи («казанский сафьян», «болгарская юфть»), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказанье в 18-19 вв. возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в 19 в. - кожевенные, суконные и др. заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и др. кустарные промыслы. Мн. крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме (портные, шерстобиты, красильщики, плотники).

Исконными для Т. были торговля и торгово-посреднич. деятельность. Т. практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были Т. С 18 в. кр. торговцы у Т. главенствовали в операциях со Ср. Азией и Казахстаном.

тв и радио, проекты, русские и славяне, фильмы, россияне, сельское хозяйство, поволжье, фольклор, наследие, быт, менталитет, регионы, культура, общество и население, видео, образование и воспитание, единство и община, агитпроп и пиар, фото и картинки, народы, сми, россия

Previous post Next post
Up