«Не думайте, что я такой же веселый парень, которого вы привыкли видеть на экране!» - с ходу заявил Александр Пушной накануне своего концерта в петербургском клубе «Зал Ожидания». Если кто не знает - Александр Пушной еще и музыкант. Он написал и сам исполнил музыкальные темы к программам «Большая разница» и «Слава богу, ты пришел!». Также в его арсенале около двух десятков композиций, в основном, рок-обработки популярных российских хитов. Именно они и были представлены питерской публике в последний уик-энд лета.
- Александр, тогда какой Вы в жизни?
- Я разный! Сейчас разговариваю с Вами - я такой. На сцене нахожусь - другой. Дома - третий. Веселый парень, сумасшедший человек-вопрос - это Александр Пушной внутри программы «Галилео». Это все я, просто разные грани меня. И это нормально. Мне иногда говорят: «Человек должен быть одинаковым везде! Разговаривая с народом, с журналистами, выступая на сцене и даже сидя в туалете, он должен одинаково мыслить и действовать». Нет, только больной человек так себя ведет! Еще часто слышу обвинения в свой адрес: «Ой, что-то Вы какой-то не веселый… В телевизоре такой прикольный, а тут сидит, насупился, бубнит что-то». Зрителям интересно, чтобы персонаж, вытащенный из телевизора, в реальной жизни был таким же, каким они привыкли его видеть. Я в этом смысле их обламываю.
- Образ веселого парня приклеился к Вам еще со времен КВНа?
- С КВНом забавно вышло. В 1997 году я был тапером в команде Новосибирского государственного университета: делал сам и ставил фонограммы на выход игроков. И у меня был номер - пародия на Стинга. Мои товарищи предложили Александру Васильевичу Маслякову: «У нашего тапера есть один номерочек, можно он его покажет?». Посмотрев, Александр Васильевич сказал: «Это будет хит!» У него уникальное чутье - сразу чувствует, что будет популярно! Номер оставили в программе, и после случился взлет меня как звезды КВН. Но это не главное. В КВНе ты находишься в кругу очень талантливых, интересных людей. Представьте, сидишь с человеком, вдруг он вскакивает, начинает что-то придумывать, и - бац! - придумал анекдот! На твоих глазах! И не просто анекдот, а то, что через неделю будет друг другу рассказывать вся страна! Это очень впечатляет. КВН я до сих пор периодически смотрю, но как зритель.
- А основная масса Ваших зрителей, поклонников - кто это? Дети, молодежь? Или взрослые?
- Тут интересная история получается. Если говорить о телевизионной популярности, я очень популярен среди детей, которые смотрят «Галилео». И, если завтра приеду с программой «Галилео», будет Ходынка. Это мы проверяли не раз. Причем, этим детям не нужно ничего рассказывать и показывать, достаточно дать автограф и сфотографироваться ними. А есть параллельная жизнь - например, моя рокерская. Тут совсем немного людей, которые о ней знают и понимают. Этим людям совершенно не имеет значения, что я периодически мелькаю в телевизоре. Равно как детям не интересен данный концерт, где мы кричим и громко играем на гитарах. Такая шизофрения на уровне деятельности. Но я за здоровую шизофрению!
- Какое из творческих направлений Вам приносит большее удовольствие? Работа на телевидении или музыка?
- Сложно сказать. Любой человек - достаточно сложное существо. И, наверное, если Вам нравится брать интервью у кого-то, это не означает, что ничем другим Вы не любите заниматься. Вести программу «Галилео» интересно, но в ней совершенно нет музыкальной составляющей. Если убрать из моей жизни музыку, это тоже будет не полноценная жизнь. Да и как музыкального исполнителя меня воспринимать нельзя, поскольку я вне индустрии. Сознательно не иду с ней на контакт.
- Почему?
- Как только ты продаешься в индустрию, ты перестаешь быть самим собой. Перестаешь принимать решения. Все уже решили за тебя. Тебе говорят: «Тут сделай так, там вот так. Похудей на двадцать килограммов. Накачай себе пресс. Загорай в солярии и пой про то, что любишь девочек по имени Кристина». Это, по их мнению, продается. Но мне не интересно быть марионеткой. У меня однажды была попытка сотрудничать с Universal Music…
- Ваше решение или они сами предложили?
- Они сами меня позвали. Где-то в Интернете нашли мои записи. И говорят: «Эй, старик, мы тебя пригласили, чтобы с тобой поговорить! За это ты должен ночевать под дверьми, чтобы мы послушали твои треки!» Я отвечаю: «Раз я такой крутой, что вы меня позвали, то и сам без вас справлюсь!» А они мне: «Ты сам придешь на радио, и тебя отправят. А если мы принесем твои записи, они попадут в эфир!». И ведь на самом деле так. Прямым текстом радиостанции не пошлют, конечно. Напоят бесплатным кофе, скажут, какой ты классный парень, и все. Ты уйдешь с пониманием, что тебя вежливо послали. А придет звукозаписывающая компания и скажет: «Это наш артист. Если вы его не будете крутить, вы не будете крутить и всех остальных наших артистов!» На тот момент это были «Тату», «Рамштайн» и так далее. Ссориться со слонами никто не хочет. Индустрия диктует свои правила артистам. Это неправильно. Поэтому я пытаюсь что-то делать сам. Клипы снимать, в Интернете размещать. Баловаться за свой счет. Что, конечно, нельзя назвать популяризацией.
- А пародии в «Большой разнице» разве не являются способом раскрутки?
- Нет, там было всего одно выступление. В «Большой разнице» у меня хорошие друзья, они и пригласили. Сказали: «Приходи, долбанем рок в этой дыре!» Я пришел, но с условием, что это будет живое выступление. Отыграли, получили удовольствие сами и те, с кем мы исполняли песню - Жанна Фриске и «Иванушки». Но это одно выступление! К раскрутке оно не имеет никакого отношения. И к индустрии тоже.
- Тем не менее, если Ваше имя ввести в поиск по аудиозаписям в какой-нибудь социальной сети, например, «ВКонтакте», мы найдем более двадцати пяти тысяч треков. Разве это не показатель популярности?
- Да вы что, какая популярность! Наберите «Стас Михайлов», там будет в десятки раз больше!
- Стаса Михайлова ни разу не искала. Но это сопоставимо с количеством композиций, например, Юрия Антонова, в популярности которого усомниться сложно.
- Нет, не сопоставимо! По одной простой причине. Пользователи Интернета, социальных сетей - это определенный круг людей. В основном, молодежь. Им интересно мое творчество, потому что это, в первую очередь, смешно. А Юрий Антонов может приехать в любой город, даже в котором нет и никогда не было Интернета, и соберет зал. Вот это называется абсолютная популярность! А моя интернетовская популярность дает мне возможность собирать в каждом мегаполисе порядка ста пятидесяти - двухсот человек на концерт. Мне кажется, в будущем появится еще больше артистов со своей аудиторией в соцсетях, но которые будут вне индустрии. Но останутся и топовые исполнители типа Стаса Михайлова. Почему я так часто вспоминаю про него? Просто он занял место, которое пустым не бывает. Страна в массе своей хочет любить кого-то одного. Вам, может быть, это не слишком понятно. Все же петербуржцы - это люди, испорченные интеллектом. Вам нужно слушать то, что никто не слушает. Но у страны в целом должен быть свой герой, в том числе и музыкальный.
- А как Вы относитесь к попсе? Есть ли что-то такое из поп-музыки, что действительно с удовольствием слушаете?
- К попсе хорошо отношусь! В целом. Есть определенные песни у конкретных исполнителей, которые слушаю с огромным удовольствием. Например, у группы «Корни» была тема "Ты узнаешь ее из тысячи". Это хит, реальный хит! Он мне действительно нравится! Мы не успели ее никак обработать, но от этого он хуже не стал. Есть вещи, которые сделаны красиво. Например, Игорь Матвиенко, при том, что он делает популярную музыку, для меня является эталоном композитора. Понимаете, не нужно делить на попсу и не-попсу. Есть хорошая музыка, а есть плохая.
- Александр, расскажите о команде «Джанкой Бразерс», которая аккомпанирует Вам.
- Это очень хорошие музыканты. Мы познакомились в 2004-м году во время съемок программы “Хорошие шутки”. Каждый из них закончил консерваторию. Но не надо думать, что выпускник консерватории - это непременно бабочка, солидный вид, взгляд через губу на других музыкантов. Нет, это молодые ребята, которые реально балдеют от того, что делают. Саня Муренко - совершенно чумовой барабанщик, постоянно играет на крутых джазовых фестивалях. Я бы мог, конечно, как это принято, собрать коллектив друзей. Каких-нибудь приятелей по подъезду. Неважно, что они при этом не совсем музыканты. Зато группа. Мы ходим вместе, спим вместе, моемся вместе, вместе пьем и думаем вместе. Но музыка в этом случае будет проигрывать. Здесь же, при том, что мы не особенно много репетируем, ребята настолько музыкальны, что чувствуют все буквально на полутонах. И мне с ними очень комфортно работать.
- А легко ли вам находить компромиссы в музыкальном плане? Я так понимаю, что коллектив больше тяготеет к джазу, к свингу, чем к тяжелому року.
- Хороший, профессиональный музыкант играет все. Так как они молодые ребята, им интересны многие музыкальные направления. Невозможно зацикливаться на чем-то одном. То же самое, что фотограф сказал бы: «Я люблю снимать только черно-белые фото, и больше ничего снимать не буду».
- Вы переделываете чужие хиты. Можно ли назвать Ваше творчество «музыкальной пародией»?
- Это не совсем пародия. Перед нами будет сегодня выступать группа «Глом!», вот они делают классическую музыкальную пародию. Играют музыку так, как она звучит в оригинале, но при этом переделывают текст. Мы поступаем с точностью до наоборот. В большинстве песен слова вообще не трогаем, но извращаем музыку до такой степени, что текст читается по-другому. Например, когда мы исполняем хит Жанны Фриске «Ху ху ху еее, я скучаю по тебе» в рок-обработке, глубина текста становится бесконечно большой. При том, что в тексте не изменилось ни слова. Вы сегодня это услышите.
- Тогда как бы Вы охарактеризовали стилистику проекта?
- Музыкальные эксперименты. И точка!
Беседовала Елена Яркова
Фото Владимира Григоренко
Для журнала "Люди летают" (авиакомпания НордАвиа), сентябрь 2011