![](https://c2.staticflickr.com/8/7846/32078576527_fa93b3ab02_b.jpg)
Объездив богатые достопримечательностями окрестности Кутаиси, мы отправились под проливным дождем на ночевку в Кобулети. А на следующей день, накупавшись в море, продолжили путь на север, в Сванетию. Перегон предстоял тяжелый - 260 км, 100 из которых - по извилистым горным трассам вдоль реки Ингури. К счастью, по дороге было на что посмотреть. И в первую очередь, это знаменитая и величественная Ингурская ГЭС, расположенная рядом с шоссе. Кроме того, неожиданно мы наткнулись на штольни, вероятно связанные со строительством другой гидроэлектростанции.
Первое знакомство со Сванетией происходит по сути еще до проезда Ингурской ГЭС. На окраине села Джвари, прямо у дороги стоит сванская башня. По некоторым данным, это новодел. Даже если так, вполне аутентичный.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4889/32078574147_ed76931a52_b.jpg)
Как и полагается, попасть в башню можно только сразу на второй этаж, по шаткой приставленной лестнице.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4912/32078576337_b93147c46c_b.jpg)
Дальше можно подняться на крышу; точнее - на последний этаж, крыша над которым еще не построена. Отсюда открывается вид на долину Ингури.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4894/32078576157_5a0e48b36a_b.jpg)
Еще несколько километров - и мы на смотровой площадке Ингурской ГЭС, крупнейшей на Кавказе. Ее плотина является второй по высоте (после Нурекской ГЭС) на территории бывшего СССР и шестой в мире.
![](https://c2.staticflickr.com/8/7863/32078575917_e0276b7d25_b.jpg)
Впрочем, более известным фактом является то, что станция совместно эксплуатируется Грузией и Абхазией. Это вначале кажется странным, поскольку до границы Абхазии еще целых десять километров. Всё объясняется тем, что непосредственно на Ингури расположена только плотина, а подземный машинный зал ГЭС находится в Абхазии, аж в 20 километрах отсюда. Вода с Ингури попадает туда по подземным туннелям в горах, после чего сбрасывается в Гальское водохранилище.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4892/32078574067_d907ac9c7e_b.jpg)
Еще несколько фото крупным планом:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4869/32078575787_4fa8c750da_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4907/32078575447_b62471b426_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4850/32078575397_f8ccbdd234_b.jpg)
Если верить инфостендам, когда-то тут планировался рай для туристов - и обзорные площадки со стеклянным полом, и канатная дорога, и даже бейсджампинг с плотины. Увы, ничего этого нет.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4867/40065579563_797c1cf889_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4881/40065579683_975559cf95_b.jpg)
![](https://c1.staticflickr.com/5/4909/40065579483_29dbd6f2dd_b.jpg)
За плотиной начинается Джварское водохранилище, вытянутое более чем на 20 километров на север:
![](https://c2.staticflickr.com/8/7877/32078573877_d12cf0d832_b.jpg)
Из-за нахождения в горном ущелье оно имеет зигзагообразную форму:
![](https://c2.staticflickr.com/8/7890/32078575347_37b1865894_b.jpg)
В северной части водохранилища есть ограждение, которое на дает попасть в него мусору, плывущему по реке. В результате тут образовалось целое поле плавающих деревьев:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4836/32078575307_da1e47b82b_b.jpg)
Несколько фоток дороги. Качество асфальта тут неплохое, регулярно встречаются тоннели, как правило не особо длинные:
![](https://c2.staticflickr.com/8/7917/32078572307_a5e8a4a516_b.jpg)
Есть как с бетонными сводами:
![](https://c2.staticflickr.com/8/7803/32078575217_2ddfc444c3_b.jpg)
Так и просто вырубленные в скале:
![](https://c2.staticflickr.com/8/7867/46968059282_1d9acc6500_b.jpg)
Иногда попадаются водопады:
![](https://c2.staticflickr.com/8/7875/32078575097_784a942f96_b.jpg)
Но настоящим приятным сюрпризом стали заброшенные входы в штольни в скале:
![](https://farm5.staticflickr.com/4893/46295879514_c2d8b71967_b.jpg)
При наличии времени и сил тут есть где погулять. К сожалению, у нас ничего этого уже не было, надо было успеть в Местию до ночи…
![](https://c2.staticflickr.com/8/7838/32078575027_2a60d4d3fe_b.jpg)
Спустя несколько дней, на обратном пути из Сванетии, мы увидели штольни и на другом берегу реки:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4854/46968059132_68775e1c15_b.jpg)
Точных сведений об их предназначении я в сети не нашел, но вероятнее всего эти штольни были созданы в рамках строительства второй ГЭС на Ингури - Худонской. Ее стройплощадку мы не заметили, хотя она было всего в километре выше по течению.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4903/46968059092_8da2ce6319_b.jpg)
Попасть на другой берег оказалось возможным вот по такому вантовому мосту:
![](https://c2.staticflickr.com/8/7825/32078574827_b2daf9ed66_b.jpg)
Правда, переправа по нему осложнялась тем, что настил из досок большей частью отсутствовал и в проемах между балками была хорошо видна мутная вода бурлящей реки. В итоге к штольням пошли не все, большинство осталось в машине.
![](https://c1.staticflickr.com/5/4863/46295879354_3bfc9a7960_b.jpg)
Ближе к противоположному берегу досок не было совсем, к тому же закончились и перила… В общем, неплохой аттракцион для нелюбителей высоты.
![](https://c2.staticflickr.com/8/7920/46968059012_f6f8207e4a_b.jpg)
Один из входов в штольни:
![](https://c2.staticflickr.com/8/7869/32078574667_e650f04b30_b.jpg)
Сооружение исполинское, можно кататься на машине:
![](https://c2.staticflickr.com/8/7812/46295879064_b070e77587_b.jpg)
Подземный зал:
![](https://c2.staticflickr.com/8/7830/46295878864_ba53ba743a_b.jpg)
Квадратный резервуар, огороженный проржавевшими перилами. Внизу - вода:
![](https://c2.staticflickr.com/8/7811/33144694228_fcca7bb90b_b.jpg)
Увы, время опять поджимало и вскоре пришлось возвращаться назад:
![](https://c2.staticflickr.com/8/7869/32078574467_7e5086363f_b.jpg)
Еще одно знаковое место - слияние рек Ингури и Ненскра:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4877/32078574417_75595c4d38_b.jpg)
Слева течет мутная Ингури, справа в нее впадает светлая Ненскра:
![](https://c1.staticflickr.com/5/4893/32078574307_a3de209708_b.jpg)
Но вот уже и Ушба! Далее - серия отчетов о Сванетии.
![](https://c2.staticflickr.com/8/7818/32078570967_5fa3939f69_b.jpg)