Немного о торфовозке.

Jun 29, 2014 19:37

Сегодняшний рассказ будет о двух торфо изготовительно-заготовительных учреждениях или, по научному говоря, торфобрикетных заводах, находящихся во Львовской области: Лопатинском и Стояновском.
На первый завод нас не пустили, поэтому гуляли по торфовым полям и наблюдали процесс изготовления торфа. Уже осушенные болота, специальные машины для сбора торфа, торфовые отвалы. Заценили две узкоколейки, но, к сожалению, ни на одной не покатались. Второй ТБЗ был в Стоянове. Слово был, упоминается буквально: развалили, забросили, ушатали. Нет, он еще работает, но уже далеко не на полную мощь. Тут немного проабгрейджен процесс обработки, сделано все таким образом, что бы надобности в производственных помещениях не возникало. И получилось, здесь просто перегружают торф в другие вагоны, и перевозят на другие производственные площади…





ТОРФ - горючее полезное ископаемое растительного происхождения. Образуется в результате естественного отмирания и неполного распада болотных растений под воздействием биохимических процессов в условиях повышенной влажности и недостатка кислорода. Залегает на поверхности Земли или на глубине первых десятков метров под покровом минеральных отложений.



Что бы получить торф, сначала нужно осушить болота, где он предположительно залегает.
Для этого строят дамбы, роют каналы, ставят насосы и т.д. и т.п.



Все для того, что бы залеж торфа уплотнилась и упрочнилась, дабы по бывшей трясине смогли ездить машины, необходимые при разработке торфовых массивов.





Интересные ощущения возникают при ходьбе по уже осушенным полям. Вся земля пружинит и как ходит под ногами. Где-то там, уровнем ниже, под верхним слоем грунта все еще таится вода да трясина…



Как же получают, или нагляднее будет сказать, собирают урожай торфа?
Сначала, как я уже сказала, идет осушение территории.
Потом равняют, рыхлят верхний слой торфяной залежи для получения торфяной крошки (фрезерование).





Потом эту крошку сушат прямо на месте до установления определенной влажности



И наконец, собирают готовую продукцию.



Да, для сбора торфа используются специально разработанные еще в 1940 году, бункерные уборочные машины.
В их устройстве имеется бункер (для собранного торфа), скрепер, ковшовый элеватор и подвижное дно. Все это хозяйство цепляют к гусеничному трактору и айда в поле. Торф собирать.



При рабочем проходе торф сгребается скрепером и непрерывно транспортируется ковшовым элеватором в бункер. В конце прохода торф из бункера ссыпается с помощью подвижного дна.



Для справки:
Вместимость бункера до 21 м3, рабочая скорость до 10,7 км/ч.



Весь, вышеописанный технологический цикл длится 1-2 дня, потом все повторяется вновь.





Перевозка торфа непосредственно из болота к перерабатывающим цехам осуществляется узкоколейным (750-мм) железнодорожным транспортом.





На этом, знакомство с Лопатинским ТБЗ у нас закончилось, на производственные площади, где непосредственно изготавливают торфобрикеты нас не пустили.
Но прямо по курсу уже маячил Стояновский завод, на территорию которого мы попали мягко говоря не через парадные ворота.



Внешний вид, уже из далека, говорил о заброшенности или, по крайней мере, частичной заброшенности данного предприятия.





Тепловоз



Еще один



А это рабочие экземпляры.
Как, нам в последствии, рассказал охранник, они выезжают из ангара пару раз в неделю.







А эти уже никуда не выезжают



Вагоноопрокидыватель (уже не рабочий)



И узкоколейка







Как я поняла, завод уже не работает, а местность служит перевалочным пунктом, где из одних вагонов, пришедших с торфяных полей перегружают торф в другие, для отправки на торфобрикетный завод, для последующей обработки.

































Июль 2014

Заводы, Транспорт, Львов и обл., Заброшка, Украина, ЖД

Previous post Next post
Up