Мост призрак

Oct 23, 2012 14:46

Ездили проверить мост для будущей навески, посмотреть, как говориться, пощупать вживую. Вердикт: непригоден. Хотя рыбаки ходят там каждый день с удочками, снастями, рюкзаками, и ничего. Но не подготовленному человеку передвигаться по таким конструкциям по крайней мере страшновато. Можно конечно заморочиться и сделать многоуровневую страховку на подходах, но смысла особого нет. Все равно будет неудобно, да и мостов хватает-то. Так что было принято стратегическое решение забить на навеску и просто полазить по шатким конструкциям данного сооружения.




Построен в 1916 г., взорван в 1941.
8 опор и 3 металлических пролета, останки этого моста до сих пор возвышаются над Днепром.



Туман густой, вязкий, обволакивающий, он добавляет особую изюминку, какую-то загадочность…







Но солнце выходит и потихоньку берет верх над белым молоком тумана.





И тогда во всех красках открывается осень, золотая осень.





Собакофото для devover и только попробуй не восхититься! )



Прямой и узкий, как лезвие штыка, лег через реку железнодорожный мост…





Историческая справка, уж больно интересная.



Когда был построен точно не известно. Но имеются исторические упоминания что еще в 1916 г. началось строительство кратчайшего пути на фронтовом направлении - от Гришино (Красноармейск) до Ровно через Павлоград, Золотоношу, которое прервалось революцией и Гражданской войной.
Также есть упоминания о его существовании в 1919 и 1920 годах. Так, с августа 1919 года и к концу этого же года у власти в Каневе была Деникинская армия: деникинцы сбрасывали пленных красноармейцев в Днепр с моста. В 1920 году, когда в Каневском уезде окончательно была установлена Советская власть, перед ревкомом предстали первоочередные задачи: ремонт дорог, которые после военных действий были в ужасном состоянии; восстановления телефонной связи и др.. Но среди первоочередных задач - вопросы по ремонту моста: «...Принять меры против разрушения стратегического моста в Каневе весенний ледоходом ...», - отмечал в своем докладе Каневского уездного съезда крестьянских и рабочих депутатов, который состоялся 26.04.1920 года, председатель уездного Совета Народного Хозяйства тов. Гусев. В этом же году был осуществлен текущий ремонт моста.



На протяжении 1929-1933 годов, в связи со строительством железной дороги сообщением Мироновка-Золотоноша, в Каневе строятся железнодорожный вокзал и железобетонный мост.
Из архива местного краеведа И. Сорокопуд узнаем об открытии Каневского железнодорожного моста. Информация об этом событии была помещена на страницах газет «Социалистическая победа» от 24.07 1932 года по № 11 (25): «Сегодня через реку Днепр соединен Канев с Золотоношею железной дорогой, открыто сквозное движение через Днепр из Канева в Золотоноше. До 1 января 1933 сомкнуть рельсы Канева из Мироновки!..». Кроме этого, начальник строительства колеи Золотоноша-Мироновка тов. Онуфриев пишет: «Мост через Днепр строили 1,5 года, вложив в строение 2 млн. м3 грунта, 80 тысяч м3 камня и 100 тысяч метров лозы ...» . Работая на строительстве, местные жители получали за свою работу немного пищи, что позволяло выжить во время Голодомора 1932-33 годов.





Летом 1941 года по Каневской земли проходил левый фланг оборонительных рубежей Киева. Фашисты рвались к переправам через Днепр, и одним из важнейших стратегических объектов, мог обеспечить успешное наступление врага, был Каневский железнодорожный мост. Поэтому именно на Канев противник бросил значительные силы: в этом районе наступали первая танковая группа генерала Клейста, дивизии 6-й полевой армии, а также авиация. Им противостояли дивизии 26-й армии Юго-Западного фронта под командованием генерала Ф.Я. Костенко. Ценой больших потерь в живой силе и технике врагу удалось оттеснить войска 26-й армии в Канев. Город подвергся бомбовым ударам фашистской авиации еще с первых дней войны, которые были нацелены на подходы к важному стратегическому объекту - Каневскому железнодорожному мосту.



Охрану мостов в ВОВ осуществляла дивизия НКВД. Каневский мост охраняла рота НКВД с приданной позже арт.батареей, 2-мя зенитными дивизионами и ротой танков (из них 2 Т-34).С самого начала войны, согласно плану нападения, авиация противника стремилась уничтожить мосты через Днепр. За это время было всего два прямых попадания фугасных бомб. Одно - бомба 150кг - в бык моста (погиб часовой, он даже во время воздушной тревоги не имел права покинуть пост). Мост больше 3-х суток восстанавливался. Это где-то в начале июля было, тогда немцы применяли высотное бомбардирование. Второе - в конце июля, начало августа - бомба 25 кг с пикирования попала прямо в рельсу (снесло дорожное полотно вместе с танком и полуторкой, повозками (погиб экипаж танка). Пролёт не повредился. Восстановили за 12 часов благодаря усилиям мостостроительного батальона. Он, кстати строил наплавную переправу. В это время авиация противника делала до 70 самолётовылетов в день в течении 3-х суток. Это после того, как Гитлер на совещании штабов ткнул пальцами в Днепрвские мосты и заорал на Геринга: "Почему они ещё стоят". А так была норма 15-20 самолётовылетов в день, хотя были и дни когда совсем не прилетали. Бомбы конечно же попадали, но пробивали деревянный настил насквозь. По мере приближения фронта немцы поменяли тактику и решив сохранить переправы для себя, бросали на мост только зажигалки, а вот предмостовым укреплениям доставалось по полной. Но после неудачного контрудара Красной Армии на Богуслав у немцев появился шанс на плечах защитников ворваться на мост. Перед мостом насобиралось множество отступающих войск, техники, машин, людей, скота. В это время геройски проявил себя БП№56. Не успевший уйти на левый берег (железнодорожное полотно на насыпи левого берега было разбомблено). Он вернулся на позицию в районе ЖД вокзала, откуда огнем орудий прикрывал отход наших войск с направления Бобриця - Литвинець. После каждого авианалёта маневровый путь бронепоезда сокращался. За двое суток безпрерывного (ночью 5 часов на ремонт, подвоз и загрузку боекомплекта) боя он уменьшился до50м. В следствии этого противник получил возможность расстреливать его с воздуха и с закрытых артиллерийских позиций потому, что он не подпускал к себе близко благодаря своей огневой мощи. Это же "крепость на колёсах". Если бы не он фашисты взяли бы Канев на 4-5 суток раньше.



Непрерывная кровопролитная битва за Каневскую переправу продолжалась из 13 до 16 августа. Враг нес огромные потери в живой силе и технике, но ничто не могло остановить его на пути к переправе. Поэтому части Красной армии спешно переправлялись на Левый берег. Железнодорожный мост через Днепр в районе Канева был взорван специалистами НКВД. Конечно, такие действия позволили задержать вражеское наступление на время. Но с уничтожением моста были брошены на произвол судьбы тысячи людей: красноармейцы, раненные и гражданское население, пытавшиеся переправиться на левый берег Днепра. Толпы людей и техники, простирались от разрушенного моста до Пекарей стали легкой мишенью для вражеской авиации.



Из воспоминаний очевидцев:
Въезд на мост прикрывало 2 дзота, 2 танка, 2 машины с счетверёнными пулемётами и рота солдат, а на них пёрла масса кричащего, стонущего, окровавленного народа, грохочущей техники и ревущей голодной скотины + авианалёты врага. При всём этом проверить документы (опасность полк"БРАНДЕНБУРГ"), поставить в очередь, объяснить кому куда, вычислить дезертиров. Кстати бабушка рассказывала, как майор охраны моста, после недолгих препирательств вывел из строя генерала, пару полковников и ещё троих офицеров, и расстрелял возле машины зенитчиков. За двое суток до взрыва моста народа была уйма. Бабушка ходила на мост - носила еду, искала мужа и нашла. Он ещё в 40-вом призвался. У командира выпросила раненого в руку, измождённого моего деда. Командир написал увольнительную на 3-е суток на клочке бумаги и увел остатки своего подразделения на левый берег. Потом было двое суток боя там наверху на окраинах Канева для других, а деду общения с родственниками и молодой женой загнанными войной в одну землянку в круче. Затем был оглушительный взрыв поздним вечером. Дата не установлена, толи с 15-го на 16-ое, толи с 16-го на 17-ое. Ночью по дну оврага мимо землянки шли остатки частей оборонявших город. Около 8-9 часов утра пробежали бойцы заслонов, а через 10мин появились немецкие автоматчики стреляющие по всем кустам. Деда успели засыпать картошкой и землёй присыпать возле землянки. Немцы осмотрели землянку, и сказали никуда не уходить до приказа, а сами рванули дальше. Весь день шла беспорядочная перестрелка, а вечером когда всё стихло бабушка с дедушкой двинулись к Днепру. Им удалось невредимыми добраться до воды, хотя в них два раза стреляли и к счастью не стали преследовать. Дед собирался плыть вплавь, но по счастливому стечению обстоятельств из темноты выплыл сосед старый рыбак мобилизованный с своей лодкой для перевозки наших солдат на левый берег, но из-за дневного боя не мог вернуться домой. Бабушка кинулась к нему с просьбой, ещё сплавать на ту сторону и он узнав деда согласился. Так дед оказался в Калеберде, где был штаб армии. Там тоже всё обошлось и дед ушёл воевать дальше, а бабушка с рыбаком следующей ночью вернулись на правый берег. На берегу заваленному трупами наших бойцов копошились местные жители согнанные немцами для уборки. Моя бабушка с старым рыбаком всю оставшуюся ночь стягивали останки бойцов на телеги, а продовольственный паек из вещмешков ухитрилась закапывать в песок. Это помогло выжить моему отцу, которому было уже несколько месяцев. По ночам бабушка пробиралась на берег и выкапывала. Через неделю начали всплывать те, кто как Чапаев пытался спастись вплавь. Их было очень много. По рассказам стариков после взрыва моста на предмостье оставалось от 3 до5 тысяч человек + отступившие части. Итого от 5 до 8 тысяч бойцов. На левый берег выбрался по самым оптимистичным подсчётам только каждый четвёртый. А если без оружия, то и расстреливали.



Таким образом, Каневская железнодорожная переправа через Днепр, сообщением Мироновка-Золотоноша, была разрушена в августе 1941 года. Во время фашистской оккупации мост пытались восстановить, но работам помешали действия подпольной диверсионной группы. Сведения о деятельности диверсионной группы на восстановлении моста подаются в докладной записке члена ВКП (б) Каневской парторганизации Ситникова секретарю Каневского РК КП (б) У тов. Ткачу от 23 февраля 1945: «...Кроме свидетельских показаний подтверждается, что подпольная диверсионная группа, настроенная против немецких оккупантов, на строительстве моста существовала. За период существования группы последней было осуществлено следующее:
1. Выведен из строя мотор катера, обеспечивавшего перевозку строительных материалов.
2. Затоплена баржа «Дуб» с болтами для решетовки моста.
3. Выведен из строя и затоплен понтон.
4. Из баллонов, предназначенных для автогенной резки ферм моста, выпускали кислород.
Кроме этого в массовом масштабе и систематически проводились акты саботажа путем разбазаривания необходимого инструмента и спаивания спиртными напитками представителей немецких властей на мосту. В результате проведенной группой изложенных выше работ железнодорожный мост через реку Днепр восстановлен не был.
Источник
http://www.kaniv.info/showthread.php?s=2edc7dd832c5b89cf0546cb9c80e2286&t=2299







По другим данным, мост все же был восстановлен, но только как автомобильный.
После войны, когда решили не восстанавливать участок Канев-Мироновка, мост переделали под автомобильное движение, кстати из-за его габаритов (под один жд-путь) по ширине, по нему проходила только одна машина, поэтому движение организовывали регулировщики и запускали трафик "пакетами".







Когда в конце 60-х - начале 70-х построили ГЭС и открыли проезд по её плотине, мост почти весь разобрали, а с тем, что до сих пор уцелело, очевидно решили не заморачиваться и просто кинули.

На этой печальной ноте историческая справка заканчивается
А мы на мост



Конструкция для передвижения довольно таки удобная
Пара шагов и страх пропадает.



- Лена ну где ты
- та не ори ты, иду
Пришлось лезть)





Снизу поглядывает бесчисленное множество рыбаков
- Что нервишки пощекотать приехали?
- та да…





А издали снова подбирался туман



Подбирался, да так и не подобрался







В конце последнего пролета, уже на спуске нас поджидал очередной сюрприз.
Это место оказалось излюбленным местом всякого рода живности, толи утки, толи гуси, цапли, аисты, толпы, стаи, всех и не разберешь.
И каждый конечно оставил о себе след в истории.



А еще они там трапезничали



Вокруг устойчивый запах таранки, или селедки какой-то…
В общем мы решили идти назад





Ехать в Киев, а билетов нет.
Пришлось размещаться в проходе.



- Пройдите пожалуйста дальше.
- Не могу, там кто-то лежит.
Вот так и ехали, полусидя, полулежа, разглядывая фотки и доедая последнюю банку бобов.



Днепр, Украина, Крыша, ЖД

Previous post Next post
Up