Если охарактеризовать в двух словах получится:
Монахи столбники, Кацки, марганец, руда, шахты, пещерный монастырь, канатные дороги. И конечно же, как в каждом грузинском городке лучшие в мире хинкали, шашлыки вино и люди.
Интереснейшая грузинская глубинка. Первое место где я столкнулась с полным непониманием как английского, так и русского языков. Хотя, казалось бы, Грузия. Приходилось объяснятся жестами и ночевать в недостроенном отеле (на то время это было единственное место где можно было цивильно переночевать). Но все лишения были с радостью перенесены, лишь бы побывать в городе воздушных дорог, найиндустриальнейшем грузинском городе.
З.Ы. По словам местных, город занесен в книгу рекордов Гиннеса по количеству канаток на душу населения. Правда или нет, не проверяла, но звучит внушающе.
Ах да, под катом 2014 г.
Сейчас все изменилось. Канатки признали аварийными и закрыли в 2019 г на реконструкцию.
Бывший некогда марганцевой столицей мира, город так же был безоговорочной столицей канатных дорог всего постсоветского пространства, и до сих пор пользуется интересом среди путешественников, практикующих индустриальный туризм.
Что же делать в городе где нет практически ничего, что могло бы привлечь обычного туриста?
Правильно
- Кататься на воздушно-канатных дорогах (З.Ы. к сожалению, уже нет)
- Смотреть марганцевые рудники
- Ну и конечно же рассматривать сам город, который я считаю уникальным в своем роде.
Этим мы и займемся, но давайте по порядку.
Грузинский шахтерский городок Чиатура, окруженный отвесными скалами, находится в 220 км от Тбилиси по железной дороге.
На этом месте и раньше было поселение, называлось оно Квирилы, в честь одноименной реки, протекающей через нынешний город.
В 1879 году здесь заработали первые рудники, а уже в 1895 году окрестные шахты давали 50% мировой добычи марганца!
Так и появилась Чиатура - новый город, образованный в 1921 году на месте марганцевого месторождения.
Горнодобывающая отрасль развивалась, стремительно развивался и город. В ущелье начали расти жилые микрорайоны.
Чтобы лучше представить себе строение города, можно представить горную речку, текущую в низине, и высокие скалы с двух сторон. В низине располагается центр города, жилые части - на прилегающих плато, которые бывают выше центра метров на 100. Шахты и отдалённые районы - на скалах с обеих сторон от реки.
Собственно, из-за такого расположения города тут и начали внедрять абсолютно новый на тот момент вид транспорта.
Проект по сооружению воздушно-канатных дорог, получил название "Линия-25". Первая канатная станция заработала здесь в 1954 году.
Кроме пассажирских линий, в городе есть и чисто грузовые промышленные канатки, по которым катаются небольшие вагонетки, гружёные рудой. Тут вместо людей возят марганец
В местах, где линии пересекают улицы, под ними натянута защитная металлическая сетка.
А то камень башка попадет, очень больно будет.
Катнем?
Тут краткая классификация канатных дорог в городе:
Грузовые канатки - для руды.
Цивильные, в центре города - по 20 коп
Для шахтеров на работу - бесплатно.
Еще канатки бывают вертикальные - ездят вверх, вниз горизонтальные, те что через каньон переправляют.
В некоторых в верхних и нижних станциях сидит по человеку.
Но управление в основном происходит из верхней станции. Снизу подается сигнал, что есть люди надо запускать. Есть и такие канатки, где с нижней станции кабинка вызывается кнопкой. Как лифт. И вот она уже мчится на встречу новым пассажирам.
Большинство станций канатных дорог сделаны так, что от них идут линии на обе возвышенности. А еще в большинстве случаев на одном канате находятся 2 вагончика: когда один едет вниз, он помогает другой тянуть вверх.
Честно говоря, было немного страшновато ехать на своей первой канатке.
P.S Да и не второй тоже.
Прибыли.
Места здесь конечно красивые.
А это центральная, главная станция канатных дорог.
От нее отходит аж 3 линии, по каждой из которых ходит по 1 вагону, такое себе одностороннее движение получается.
Вход на станцию осуществляется через турникеты метрополитенного типа, оплата старыми жетонами на подъём, спуск производится бесплатно.
Вагончик уехал вниз.
А мы остались немного побродить наверху. Уж очень там красиво.
Еще одна отправная станция.
Всего в центре города было построено три отправные станции.
Правление "Чиатурамарганец".
Остальные канатные линии ведут к марганцевым шахтам, и бесплатны. Если на предыдущих канатках работают относительно традиционные вагоны, то здесь используются довольно забавные кабинки.
Я говорила, что было страшно? Нет. Страшно стало тут.
Жмешь на кнопочку и приезжает кабинка с тетей.
А это моя любимая канатная дорога. Она идёт практически по горизонтали, соединяя два края ущелья.
В интернетиках пишут, что общее количество канатных линий в лучшие годы достигало 17 (10 пассажирских и 7 промышленных). Как-то не додумались посчитать, было бы интересно.
Что еще можно здесь посмотреть?
Да, Монастырь Мгвимеви.
Это еще одна достопримечательность, находящаяся в Чиатуре, пещерный женский монастырь Рождества Богородицы.
Храм монастыря не вырублен в скале, а расположен в естественной пещере в 13 веке. Рядом с алтарем сталагмит. В стене есть ниша с останками монахов когда-то живших в монастыре. Старинные фрески, деревянные двери ручной работы, само расположение монастыря в скале, всё это довольно-таки интересно.
Точка на карте
https://www.google.be/maps/place/Mgvimevi+convent/@42.2993085,43.2940129,13.83z/data=!4m8!1m2!2m1!1sMonastery+Mgvimevi!3m4!1s0x405ca09d28f7d9e3:0xe959f0081d1129ae!8m2!3d42.2973437!4d43.3006799?hl=en Что еще?
Рудник, еще раз повторюсь, что добывается марганцевая руда.
По словам местных руды много, хватит еще не на 1 век.
Добывают, вывозят вагонетками, выворачивают в вагончики канаток и там по воздушной дороге на ГОК.
По канатке до определенного момента вагончики вручную толкают, надо отпустить в определенный момент. За годы работы шахтеры знают его на глаз.
Про шахту больше фото тут:
http://yarejka.livejournal.com/79830.html Ну и напоследок немного впечатлений.
В непогоду ветром кабинки раскачивает очень сильно. Кажется, вот-вот она оборвется и ты полетишь в пропасть. Но нет. Хоть дороги и очень старые, сделаны они на славу.
Первый раз зайти в раскачивающуюся кабинку было очень страшно, но потом привыкаешь. К этому просвечивающемуся полу, к полузакрытой двери на крючке или проволоке, к раскачиванию над пропастью, к адреналину. А обычные люди воспринимают все как должно. Они просто так ездят домой и на работу.
Вот такая вот достопримечательность.
Еще о Грузии в этом журнале Февраль 2014.