Главный национальный миф об изобретении и предрасположенности к водке. Часть III. Традиции.

Mar 06, 2011 09:05

Как на Руси относились к пьяному пороку.

Пьянство и злоупотребление спиртным в обществе осуждалось и вышучивалось.


Одной из любимых в русском застолье была шутка с раками, которые подавались невоздержанному в питии гостю, дабы не повадно было так себя вести в дальнейшем. Огромное серебряное блюдо, на котором располагалась изрядная горка красных раков, посыпанных зеленью, мгновенно привлекало внимание. Стоило нерадивому, напившемуся гостю попытаться вывернуть клешню или переломить панцирь, как рак начинал активно шевелиться, пугая гостя. Остальные же гости от души смеялись над его криками. Секрет такого розыгрыша довольно прост: раков незадолго до подачи клали в водку, где они и засыпали, меняя при этом цвет панциря на красный, будто его уже сварили.

Русь вступила в Средневековье трезвой и такой же вышла из него.

Мало кто знает, что на Руси порой наблюдалось коллективное воздержание от употребления алкоголя. В конце 1850-х годов «завязала» Ковенская губерния (территория нынешней Белоруссии), к ней присоединились Виленская, Гродненская, другие соседи. Некоторые зарекались не пить до определённого срока, скрепляя свой зарок грамотой. Другие давали клятвы перед иконой.

В конце XIX в. появился Союз чаепитников. Перед въездом на территорию Союза стоял огромный самовар, и любой путник мог бесплатно выпить чашку хорошего чая. Найти же там стакан водки либо вина было невозможно. В соответствии с местными законами на пьяниц в зонах трезвости налагался штраф и телесное наказание - до 25 ударов. Половина штрафа шла в мирскую казну, другая - в приходскую.

В июле 1889 года крестьяне деревни Ново-Сиверской Царскосельского уезда обратились с ходатайством о закрытии питейных заведений на территории их деревни. Крестьяне сами осознали вред и всё зло, наносимые их имущественному и нравственному благосостоянию питейными заведениями; и хотели запретить торговлю и употребление спиртных напитков в своей деревне.

К 1914 году в России насчитывалось 400 обществ трезвости, ещё 35 эстонских, 10 латышских и 10 финских. В обществах состояли фабричные рабочие, крестьяне, ремесленники, врачи, духовенство и учителя. При этом в общества входили и никогда не потреблявшие зелья.

Так боролся с употреблением алкоголя сам народ.

Что же пили на Руси и как веселились ещё до знакомства с водкой.

Действительно, а что имел в виду Великий князь Киевский Владимир, когда помянул: «Руси есть веселие пити»? А ведь действительно что-то попивали и тому есть упоминания в народном эпосе и в книгах волхвов. А вот там упоминалась не горькая, а сладкая!!! И не из винограда, а из МЁДа. Мёд естественный природный продукт и печень не «подсаживает» и здоровье поднимает. А ещё одним из излюбленных напитков русского народа издавна был квас, который очень полезен и использовался не только как питьё. Уже в X столетии квас не просто пили, но поддавали им пару в русской бане, а также обливались им для здоровья.

Международная торговля и традиции.

В таможенных декларациях середины X века иноземных и русских купцов алкогольные напитки отсутствовали. Там они появились после принятия христианства. Из Византии повезли на Русь вино для Причастного таинства.

Как видим, вино (именно вино) пришло на Русь с христианством и использовалось исключительно в религиозном обряде. И уже затем католики-генуэзцы чуть не силком познакомили россиян с водкой и крепленым вином.

Задолго до крещения, по славянской ведической традиции предписывалось «прикладываться» только по следующим поводам: появление на свет ребенка, после ратной победы и на тризне (похоронах). Употребляли питиё из мёда, отбродившего и дополненного ароматами разнотравья. Каждый помнит завершающие слова сказок, которые пришли из глубины веков: про мёд-пиво, которое по усам текло, а в рот не попадало. Не перепивались ребята и не усы тому были помехой. Просто разум свой не пропивали.

Для справки. Должен заметить, что необходимо уточнить терминологию, используемую профессионалами. Традиции приготовления ставленного мёда в России утрачены. Ещё Прыжов в «Истории кабаков в России» сокрушался об этой утрате. Теперь мы получили «возрождение старинного напитка» под современным названием «Медовуха». Если верить Далю, медовуха это пчелиная болезнь. Правильно для напитка именно «Мёд», а словом «медовуха» напитки в России не называли никогда.

Наши многочисленные поговорки на винную тему современного разлива, ибо появились совсем недавно и рифмуются современными глагольными формами. Да и былины не изображают валяющихся под заборами пьянчуг, а вот где действительно полно описаний подобных картин так это в западной литературе. Особенно ярко пропагандируется пьянство знаменитым французским писателем эпохи Возрождения Франсуа Рабле в его романе «Гаргантюа и Пантагрюель». Там среди множества нецензурных выражений, восхваляющих безудержное застолье, четко сказано, где европейцу истину искать, конечно, в вине. In vino veritas! В Иллиаде и Одиссее вино льется рекой.

Это явно не русское изобретение. Ничего подобного в ту эпоху в русской литературе вы не найдёте. Достаточно припомнить древнюю русскую пословицу «делу время - потехе час». Настоящая программа трудовой жизни, а вовсе не призыв к пьянству без меры.

А ещё в древности.

Все слышали о медовом месяце молодоженов. Истинный смысл вовсе не в сладком начале супружеской жизни, а в том чтобы уберечь молодую семью от такого несчастья как зачатье ребенка в пьяном угаре, что чревато рождением больного или мертвого потомства. Перед свадьбой для будущих супругов готовился специальный безалкогольный медовый напиток. Уважали и берегли свою генетику наши предки, хоть и слова такого не знали.

И опять мы видим, что в обычаях русского народа невозможно отыскать какой-то исконной тяги напиваться.

Продолжение следует.
Следующее   Предыдущее

Россия, Русь, История Руси, русское пьянство

Previous post Next post
Up