Прочитал книжку "Летаем безопасно" Аверина

Dec 04, 2010 21:40

Сижу я как-то вечером, читаю почту. И вижу предложение купить книгу "Летаем безопасно" от Аверина Б.А. Фамилия мне знакома, так как я помню обсуждение его первой книги про поршневые самолёты. Ну что ж, думаю, куплю новую, а, заодно, и старую закажу. И вот, прошло несколько недель, книга пришла почтой из Ставрополя и я её сегодня дочитал. Спешу поделиться впечатлениями.




Сначала несколько слов о структуре книги. Предваряет всё теоретическое вступление, из которого можно почерпнуть довольно важный вывод о том, что абсолютное большинство катастроф - следствие сочетания целого ряда неблагоприятных факторов.

Далее значительная часть книги посвящена описанию различных авиационных происшествий, структурированных по причинам и частям полёта. Большая заслуга автора в том, что описываются аварии действительно малых самолётов, о которых в популярной литературе и интернет-источниках пишут крайне мало. Хотя, впрочем, некоторые случаи мне были уже известны. Например, пару дней назад в сообществе interactiveavia писали про попытку взлёта с погнутым винтом.

Далее автор уделяет большое внимание штопору на Як-52. И сопровождает процесс развития штопора детальными теоретическими выкладками.  Эта часть работы мне не понравилась - какой мне прок от тяжеловесных формул в случае попадания в штопор? Да и на земле ни я, ни, я уверен, большинство пилотов, что-либо считать по этим формулам не будет. Тем более они даны только для одного типа.

Следующая глава также показалась мне неинтересной - типовой устав отделения ФЛА. Учитывая, что ФЛА - это организация, в настоящее время фактически находящаяся вне закона, рекомендации создавать собственные отделения ФЛА с пилотами из одного и того же региона выглядят неуместно. Куда как правильнее было бы здесь упомянуть РАОП'у.
Ещё мне показалось, что автор делает вид, что не понимает, насколько расходится теория с практикой у нас в России. Можно составлять идеальные уставы и КУЛП'ы, но на практике-то они нигде не выполняются. О чём, кстати, говорят, катастрофы самолётов ФЛА и ДОСААФ, описанные в книге ранее. На мой взгляд, стоило больше внимания уделить практическому подходу к повышению к безопасности - дать рекомендации по подготовке к особым случаям, методики симуляций отказов и т.п.

Далее следует обзор внешних факторов, угрожающих безопасности полёта. Грозы, сдвиг ветра, спутный след, обледенение и т.п. В этой главе максимально кратко и чётко изложены основные положения ФАП'ов. Приведены формулы, описывающие влияние указанных внешних факторов на полёт.

В заключительной части книги автором сведены в таблицы наиболее часто встречающиеся факторы, влияющие на безопасность полёта, способы их предупреждения и действия в аварийных ситуациях.

Несмотря на некоторые недостатки, в целом книга довольно интересная. Думаю, каждый отыщет в ней что-нибудь новое. Например, для меня совершеннейшим открытием стала формула расчёта  безопасной скорости при выполнении разворота. Оказывается, что крен довольно сильно увеличивает скорость сваливания. Например, если скорость сваливания Cessna-150 90 км/ч, то в развороте, выполняемом с перегрузкой 2G она уже будет 130 км/ч! А это как раз та скорость, на которой в норме выполняется четвёртый разворот. 2G - это, конечно, не так мало, это нужно крен явно больше 45° заложить. Однако же многие катастрофы с маленькими самолётами происходят именно по причине резких манёвров на четвёртом развороте -  со статистикой не поспоришь.

Вообще же я с грустью вынужден констатировать, что в нынешней подготовке пилотов-любителей безопасности уделяется слишком мало внимания. По сути, большинство отрабатываемых случаев связаны с имитацией отказа двигателя. В моём обучении не было ни одной имитации отказа какого-либо прибора или системы помимо двигателя. Мы даже не проговаривали это на земле. Мне приходится самостоятельно изучать теоретические источники, а потом проигрывать различные случаи отказов на симуляторе. Чести российской школе лётной подготовки это не прибавляет, увы... Именно поэтому я очень рад, что начали появляться книги по безопасности полётов в авиации общего назначения.

як-52, cessna-150, авиакатастрофы, безопасность полётов, литература

Previous post Next post
Up