Сегодня продолжил тренировку мягких посадок. Из 10 штук мягкими вышли штуки три. Остальные, на взгляд инструктора, жёсткие. Приходится всё тоньше работать штурвалом на выдерживании.
На картинке - трек моих кругов в первый полёт (сегодня дважды летал). Круг над деревней Ильино - это разворот на 180° с целью зайти с обратным курсом и попробовать ветер.
21 июля 2010 г. Налёт 1.05 (общий - 20.15, сам - 0.13, cessna-150 - 3.38/0.00, Як-18т - 16.37/0.13). Инструктор - А. Кириллов. Cessna-150 (N2223J). Гостилицы
Погода перед первым полётом: ветер 240 градусов, 4 м/с, временами от 200 до 270 градусов, видимость больше 10 км. Отдельные кучевые облака на 1000 м. Температура 25 градусов, точка росы 16 градусов. Давление 1018 гПа. Взлётный курс 150 градусов. Время полёта: 12.45 - 13.20
Погода перед вторым полётом: ветер 300 градусов, 4 м/с, временами от 260 до 330 градусов, видимость больше 10 км. Разорванная кучевая облачность на 1200 м. Температура 25 градусов, точка росы 17 градусов. Давление 1018 гПа. Взлётный курс 330 градусов. Время полёта: 15.10 - 15.40
Всё бы ничего, но сильно мешает то, что Cessna оказалась очень летучей. Да ещё и ветер переменный, не знаешь, с какой стороны заходить. Поэтому он иногда поддувает и самолёт летит и не снижается. Стараешься его прижать к земле - повышается поступательная скорость. Если с повышенной скоростью долго лететь с задранным носом, то больше половины полосы пролетаешь, так и не успев коснуться. Если в сторону поля взлетаешь (150°) - ещё ничего. А если в сторону леса - так там нужно уже закрылки на 10° убрать и полный газ дать к середине полосы, иначе некомфортно через верхушки деревьев на 60 милях/час перелетать - запас слабый по скорости и высоте.
Вот и мучаюсь между молотом и наковальней - как самолёт мягко посадить, и как при этом успеть его обратно в воздух поднять с асфальта. Казалось бы, сдвинуть чуть точку выравнивания, чтобы до полосы ещё начинать выдерживание. Но при заходе на 150° нужно перелететь всё тот же лес, а потом резко лететь вниз, тут точку выравнивания никак не сдвинуть дальше от полосы. С обратным направлением несколько проще - можно и третий затянуть и сразу малый газ поставить, чтобы успеть снизиться на скорости 65-70 миль/час. Но в игру вступает переменчивый ветер. Летишь себе 65 миль, вдруг раз, встречный ветер закончился, скорость упала до 55. Даёшь газу, догоняешь до 65, снова встречный ветер подул, вот уже и 80, и теперь скорость нужно гасить. А гасить времени нет, уже выравнивать пора. В результате к торцу подхожу иногда на 90 милях/час.
В общем, это всё лирика, учиться всё равно надо и в таких условиях сажать. Благо, с педалями сегодня было лучше. Кроме двух крайних раз остальные посадки направление я держал нормально. В принципе, и крайние тоже ничего (лучше, чем вчера), но не идеально. Ну да сегодня боковых порывов почти не было.
Помимо полётов, продолжаю возню с бензином. Почему-то получается, что заправляем самолёт мы с инструктором, потом на нём другой инструктор с курсантом улетит на 1,5 часа и нам снова заправлять. Мог бы после себя заправить, но нет, видимо, совесть не позволяет. Так вот, сегодня покажу на фотке специальную мензурку для измерения объёма топлива в баках. Поскольку, глядя сверху в бак оценить объём топлива довольно проблематично, она сильно упрощает дело:
Сама мензурка представляет из себя трубочку. Вставляем мензурку в бак, зажимаем верхнее отверстие пальцем, вынимаем, оцениваем, сколько там бензина, выливаем, отпустив палец. На фотке 5 галлонов.