Ретроавтомузеев у нас немало. Сегодня у нас речь пойдет о не самом известном учреждении в Подмосковье - кратко его называют музей ВБВ, но этот набор букв - зашифрованное ФИО хозяина, Бориса Владимировича Ванина.
О жизни этого человека я ничего не знаю, но со стороны похоже, что директор автобазы (которая ныне высокопарно именуется транспортной фирмой) не наигрался в детстве в машинки и продолжил собирать разнообразные игрушки и во взрослом возрасте. Это нормальное состояние фаната, просто возможности у всех разные - кто-то начинает и заканчивает собрание двадцать первой «Волгой» с оленем, а некоторые имеют средства на нечто большее.
Так вот Ванин - имеет.
Небольшая территория выглядит скорее как большой хоздвор с рейсовыми заказными автобусами, но тем не менее и музейные объекты тут есть.
Их три. Условно можно окрестить как «Ангар», «Открытая площадка» и «Помещение».
Пройдемся по всем, но я буду акцентировать свое внимание на том, что заинтересовало именно меня.
«Ангар» и есть ангар, где собрано полтора десятка не самых редких и уникальных авто.
«Москвич-423» (кузов универсал то есть).
«Волга» ГАЗ-24 кабриолет, «Волга» ГАЗ-24-10 и УАЗ-«головастик» мы пропустим из-за заурядности.
РАФ-2203 в окраске скорой помощи. Цветографическая схема не совсем стандартная, такие машины шли в 3-е и 4-е управления Минздрава СССР.
ЕрАЗ-762В нестандартного лимонного цвета.
ГАЗ-М1 или, проще говоря, «эмка». «Моя смерть ездит в черной машине с голубым огоньком» (с).
Транспортер ЛуАЗ, ГАЗ-«козлик» и «Баркас» от восточногерманских товарищей пропустим.
Но из ГДР тут есть не только микроавтобус. Какая-то группа поклонников автотехники той Германии попросила зимой похранить в музее еще и отлично отреставрированный свой «Вартбург-1300» в цветах Народной полиции ГДР.
Угорели прямо люди.
Вот смешно, но армейские грузовики IFA имели и в постсоветской России долгую жизнь. Сам их неоднократно на дороге встречал.
Завершим ангар ГАЗом-«мусоровозом». Старые Жигули в любом музее есть, но кто сохранит автомобиль для вывоза мусора?
Открытая площадка более наполнена экспонатами, например там есть комбайн «Енисей-1200Н». Я в детстве однажды прокатился на таком в кабине при уборке пшеницы и впечатление, что я капитан хлебоуборочного корабля, помню до сих пор. Все же комбайны - это не трактора и работа у комбайнеров особенная.
Необычная конструкция, которую я сначала принял за старый автобус. Азотно-добывающая станция АДС-50 для ракетных комплексов на базе грузовика МАЗ-200Ш1.
Пожарной техники в музее вообще очень много (вот это КрАЗ), а я задался вопросом - почему огнеборцы не имеют до сих пор своего официального технического музея?
Люди восстанавливают и хранят за свои средства и частным образом. Впрочем, я уже говорил, что наше государство ничего сохранять просто не способно. Гноить и портить может, сохранять - нет.
Продукция Горьковского автозавода/Завода им. Молотова.
Тягач КАЗ из Кутаиси и автобус «Кубань».
Оказывается был даже фирменный шильдик. И стандартный ПАЗ и курганский КАвЗ там чуть дальше тоже есть.
Малоизвестная и редкая у нас автобусная марка «Таджикистан». Если все прочие (например та же «Кубань») поделки изготавливались на базе ГАЗа, то эта продукция - на базе ЗиЛа.
Автобусы более классические. Я немного порасспросил насчет крайнего ЛАЗа-695Н и есть впечатление, что я его видел в Евпатории на ходу в 2012 или 2014 году (он был с зелеными полосами тогда).
Запасники музея. Говорят, что прицепы для РАФа действительно существовали.
Теперь переместимся в «Помещение». Это наиболее похожие на классический музей. Несколько залов, вот только расположены они на третьем этаже.
Ну начинается все, понятно, с экспортной двадцать первой «Волги» ГАЗ-21УС.
«"Вот по дороге едет ЗиМ и им я буду задавим..." Какая физическая сила заключена в этих строках! Какая ясность чувства!» (с).
Рядом там еще ГАЗ-13 есть. А вот классической «Чайки» нет почему-то.
ВАЗы один, два, три! И все одного цвета. Осталось раздобыть четыре, пять, шесть и семь такие же.
Хоть на обложку.
Есть конечно и полный комплект так называемых «инвалидок». Все серпуховские изделия: СМЗ С-1Л, СМЗ С-3А (так называемая «Моргуновка») и СМЗ С-3Д.
А вот коллекция «Запорожцев» не полная мягко говоря. Зато есть мотоколяска «Кинешма»!
И она гоночная!
Экскурсовод рассказал, что восстанавливать ее приезжал единственный в стране авторитетный кинешмавед. А я отметил для себя, что даже у нее есть шильдик и недурной.
Все остальное более стандартно. «Ока» (елабужская) и «Москвичи».
Еще «Москвичи».
Загончик с мотоциклами, мопедами и мотороллерами.
Все хорошо в этой инсталляции, но таких худых инспекторов ГАИ (ГИБДД) встретить практически нереально.
И еще тут есть «Эмка», белая.
Официальный музей закончился, но все сообщество заинтересовал скромно приткнувшийся в углу стоянки ЛиАЗ-677 самого аутентичного вида.
Оказалось, что это собственность экскурсовода Геннадия (четвертый в собрании). Раздобыл его он в Киржаче, в школе ДОСААФ (или как там сейчас эта лавочка называется), где бывший московский линейный автобус пережил суровые девяностые-нулевые-десятые в самом лучшем виде.
Как и все фанаты, лиазовладелец провел скрупулезнейшие расследования на тему биографии своей ласточки и выяснил, что автобус выпущен в 1984 году, был приписан к 1-му автобусному парку, выходил в основном на 108-й маршрут (это Ленинский проспект) и был отдан в капремонт на Аремкуз в 1992 году. Ну а дальше - в Киржач.
Пока, как я понял, объект не совсем ходовой и Геннадий хранит его тут (на даче уже ставить некуда). Наш водитель Виктор ему завидует и слушать их диалоги совершенно уморительно.
Вот такой музей.