Ситуация с санкт-петербургским метрополитеном парадоксальна. Если в Москве подземная сеть быстро растет, то в городе на Неве она наоборот усыхает и съеживается и это вовсе не шутка. В дни нашего визита были из-за ремонта закрыты три(!) станции - «Ладожская», «Чернышевская» и «Пионерская». Сдать же в будущем году они планируют только «Горный институт» (судьба и дата открытия «Театральной» туманна).
Даже после Москвы поражают толпы пассажиров. И это в выходные дни или в обеденное время! И это летом! Что же здесь творится в сезон в час пик? Вряд ли же туристы давку создают, они по Невскому проспекту гуляют.
Оплата проезда теперь стала сходной с московской. Есть карта «Подорожник» на которую можно не только положить деньги, но и записать безлимитный проезд на весь городской транспорт на 1, 3 или 5 суток. Очень удобно. Жетоны сохраняются, только стоят по 70 рублей. Пересадки в течение некоторого времени бесплатны.
Продолжает жить чисто местная традиция сидеть на ступенях эскалаторов (хотя с этим пытаются бороться). При тамошних длинах эскалаторов такое поведение можно понять.
Филологическая конструкция «Следующая станция - "Площадь Александра Невского два", переход на станцию "площадь Александра Невского один" линии три» приезжих поражает своей безумной нумерологией, но местные привыкли.
Вот то ли дело у нас: «Станция "Киевская", переход на "Киевскую", еще одну "Киевскую" и к Киевскому вокзалу» :).
За то время, что мы в городе не были, станцию «Новокрестовская» преименовали в «Зенит», хотя еще в момент открытия смысл в первом названии ускользал. Ясно же, что располагается станция рядом с центральным стадионом даже не города, а страны и подземный дворец должен именоваться как-то тематически. Станции «Динамо», «Спартак», ЦСКА - есть, и даже «Локомотив» на МЦК есть. И чем ФК «Зенит» хуже?
Оформили все как надо. Прямо музей.
А в смысле архитектуры и дизайна - слезы.
В первый раз попал я на станцию «Девяткино» и хочу сказать, что для 1978 года (да и сейчас) она удивительно продумана и удобна для пассажиров. Метро там располагается как бы на островной платформе, между электричками.
И до «Улицы Дыбенко» доехал. Так что теперь в городе на Неве я под землей не был только на станции «Рыбацкое».
Но как все же чудны «горизонтальные лифты»!
Сильной стороной оформления здешнего метрополитена конечно же являются мозаики.
Подвижной состав тут необычен и разнообразен.
До сих пор в строю Ежи, точнее его варианты Ем местного завода им. Егорова.
Прекрасно себя чувствуют классические «Номерные» со схемой фар 2+2+2, а вот 1+4+1 гораздо меньше.
Есть еще «призраки», то есть «Номерные» с нестандартной маской.
Вот такие.
Экзотическая «НеВа» мне не попалась.
Ни у кого в мире больше нет «Юбилейных», этих сынов «Яузы».
Забавно, что «Юбилейные» тут принято красить в цвет линии (в красный, синий или зеленый цвет), но иногда они перепутываются и по синей ветке идет зеленый поезд.
И, наконец, самые новые составы именуются «Балтийцами».
Это очень экономный вариант «Москвы», где нет сквозного прохода, сильно урезана вся мультимедийная мишура с экранами и нет зарядок USB у каждого сиденья (а только в начале и в конце состава). Минский «Штадлер» выглядит побогаче.
Пока их на сети всего 9-10 составов и попадаются нечасто.
И немного о перспективах. Пока они очень невзрачные. Идет ковыряние двух станций - «Театральная» и «Горный институт», но темпы не китайские и даже не московские.
За годы безвременья Ленметрострой растерял людей (например их организации много чего проектируют и строят в той же Москве) и теперь судорожно пытается заново привлечь и воспитать кадры. А это сложно, это не депутатствовать и не водкой торговать.
Такие вот наблюдения.