Про
частный трамвай в городе на Неве мы уже говорили, теперь пришел черед рассказать о государственном, об основном. Пять лет назад я уже
писал подобную заметку , но время идет.
Заметку я постарался сделать не слишком насыщенной специальной информацией, но и не совсем дилетантскую. Вид на Петербургский трамвай с точки зрения продвинутого любителя, скажем так.
В первую очередь надо заметить, что Санкт-Петербург - безусловно самый трамвайный город России. В списочном составе имеется почти 750 вагонов (а в Москве всего 600).
Если у нас переоснащение парка новыми моделями завершилось (осталось около 40 относительно старых «морковок» КТМ-23), то тут еще можно увидеть достаточно раритетные ЛВС-86 разнообразных модификаций (К, М2, К-М).
И не только увидеть, а покататься на них.
Делятся они на более старые варинты с круглыми фарами...
И на более новые - с прямоугольными.
Аутентичны непередаваемо.
Производились в 1987-1997 годах и нигде больше не эксплуатировались и не эксплуатируются. Чисто здешняя модель, птенец ПТМЗ, знаменитой Петербургской фабрики ржавых погремушек (расшифровывается аббревиатура конечно не так, а как Петербургский трамвайно-механический завод).
Это еще что! До сих пор в строю - хоть и глубоко модернизированные - более старые вагоны семейства ЛМ-68.
Например вот ЛМ-68М2, переделка в ретростиле.
Это тоже ЛМ-68М2, но какой-то опухший.
ЛМ-68М3 - кирпич более модных форм.
Трудно представить, что изначальное шасси тут 1985 года.
Среди переделок данного типа есть еще модификация ТС-77, но мне такая не попалась.
Варианты ЛМ-99 (модификации АВ, АВН, К). Это АВН, но они все похожи.
И это АВН.
Салон.
Они - и плюс более поздние ЛМ-2008 и ЛВС-2005 - собраны в основном в трамвайном парке №1 на Московском проспекте.
ЛВС-2005 на фоне реконструируемых триумфальных ворот у станции метро «Московские ворота».
Несколько десятков вагонов усть-катавской продукции есть. И 71-631, и 71-623 (КТМ-23), которые тут все покрашены в эржедовое сочетание цветов. Серо-красное.
КТМ-23.
71-631. Та же фигня, но трехсекционная.
И это 71-631. У станции метро «Комендантский проспект».
Помимо хорошо знакомых нам по Москве «Витязей» (все вагоны тут с двумя кабинами) еще есть не трех- а двухсекционные его варианты семейства 71-923 «Богатырь» (я его не снял почему-то).
И нечто, что выглядит как «Витязь», но называется почему-то 71-932 «Невский». Тут игры в патриотизм какие-то, реально вагон почти ничем от базовой модели не отличается.
Ну «Витязь»-«Витязем» же!
Самыми современными (и к тому же иностранными) вагонами в городе являются широко известные за пределами нашей страны Alstom Citadis 301.
В РФ четырые вагона работают только в Санкт-Петербурге и только на маршруте №60.
Небо в полосочку. Пересечение трамвайной и троллейбусной контактной сети.
Еще раз напомню, что трамвай для Питера - это не какой-то там транспорт, а элемент городской истории и культуры, поэтому совершенно не случайно я встретил аж два тематических памятника.
Во-первых блокадный трамвай на проспекте Стачек. «Разве не на твои зеленые искры со злобой и страхом косились фашисты с Вороньей горы весной 1942 года?».
Впрочем применялись вагоны по-разному.
А во-вторых - конка. Причем вагон совмещен с кафе, что для памятника несколько необычно.
Пояснения.
В последний день в центре города нам повстречался еще и ретро-трамвай из Музея электротранспорта.
Собственно, это реплика ЛМ-33 (тип эксплуатировался в Ленинграде с 1933 по 1979 годы).
В общем, Санкт-Петербургский трамвай уверенно движется в будущее.
И интересного тут будет еще много.
Теперь, наверно, стоит рассказать про метро.