Проект «Черненко». Часть девяносто девятая.

Sep 29, 2022 09:28

Часть XCIX. ГОЛОСОВАНИЕ
Я и сегодня стыжусь этого момента в моей врачебной жизни... (Чазов).

Где гарантировано можно было увидеть генерального секретаря ЦК КПСС СССР? Таких событий было не так уж и много. Во-первых на трибуне Мавзолея в табельные праздники (1 мая/7 ноября), а во-вторых - при голосовании.



Юрий Владимирович Андропов пропустил празднование 7 ноября 1983 года. Населения понимало, что дела его плохи и дни (а то и часы) сочтены. Так и оказалось, через три месяца он скончался в Центральной клинической больнице в Кунцево.

Новый на тот момент глава государства - Константин Черненко - не приминул появится на экранах 4 марта 1984 года при выборах в Верховный совет СССР. Я писал об этом ранее. В РСФСР же законодательную власть выбирали 24 февраля 1985 года. Напомню, что в прошлых выборах в ВС РСФСР в 1980 году Константин Устинович тоже участвовал.



К выборам весны 1985 года Константин Устинович Черненко подошел в очень плохом состоянии. Фактически он не мог существовать без кислородного аппарата и жил (если это можно назвать жизнью) в палате Центральной клинической больницы в Кунцево.

Как ни старались придворные художники изобразить его зрелым мужчиной без возраста жизнь-то все равно не остановишь.



Черняев в мемуарах дважды возвращается к теме выборов:

22 января 1985 г. «Сегодня был на Секретариате. Лигачев докладывал о ходе избирательной кампании. Организационно, мол, все в порядке, но вот добиться, чтоб по деловому, без парадности и формализма - не получилось (и, действительно, то, что показывают на эту тему по телевидению, противно смотреть - как при приснопамятном Лене в последние его дни)».

30 января 1985 г. «Черненко уже почти месяц в больнице. Заседания ПБ проходят нерегулярно: не доверяет их проводить никому другому. ПКК (стран Варшавского договора) - отложено на неопределенный срок. И что будет с предвыборной речью? Ведь 24 - выборы в РСФСР».

Между тем глава МГК КПСС Виктор Гришин решил устроить из выборов натуральное шоу. Вероятно, так он поднимал престиж - генерального секретаря, свой, партии и демонстрировал близость и расположение первого лица. Зрители должны были сложить дважды два и понять, кто тут преемник и будущий глава государства. На взгляд же обыкновенного обывателя (даже советского) выглядела акция диковато.

На фото ЦКБ, на заднем плане главный корпус, а на переднем - свежепостроенный на тот момент морг и зал прощаний.



Большой фрагмент из мемуаров В. Печенева, помошника генерального секретаря (при том, что лично не видел он Черненко с декабря, о чем сам честно пишет ранее):

«Но с приближением срока предвыборного собрания обстановка все более накалялась. Московский горком, Куйбышевский райком партии г. Москвы готовили к этой встрече помещение недавно отстроенного кино-концертного зала, выступлеция избирателей, концерт мастеров искусств. Организационная машина была запущена и работала уже независимо от состояния здоровья того, во имя кого все это якобы делалось.

А здоровье Генсека в январе 1985 года прогрессивно ухудшалось. Он с трудом передвигался, не мог nодолгу стоять на ногах, дышал тяжело, с постоянными хрипами и кашлял. О каком публичном выступлении могла быть речь?

Но подготовка к предвыборному собранию продолжалась интенсивно, по инерции. Рассматривался вариант возможного выступления кандидата сидя. Было даже дано задание изготовить для этого трибуну специальной конструкции (этот вариант, кстати, обсуждался в декабре 1983 года, как пишет А. Вольский, и для Андропова!) . Наконец, был принят вариант предварительной записи в ЦКБ предвыборного выступления К У. Черненко и показа ее затем по центральному телевидению. Было несколько попыток такой записи, ни одна из которых не увенчалась успехом. Несмотря на мужественные попытки Константина Устиновича, он не смог выступить даже в течение 3-5 минут.

Даже когда буквально за несколько дней стало неопровержимо ясно, что Генсек просто не в силах прибыть на встречу с избирателями; предвыборное собрание не отменили. Его перенесли в другое помещение и от имени кандидата в депутаты подготовленную для него речь зачитал собравшимся В. В. Гришин. И вновь никто не остановил этого странного мероприятия».



Теперь дадим слово главному инициатору акции, товарищу Гришину:

«После смерти Ю.В. Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС, а потом и Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран К.У. Черненко. Он нормально относился ко мне. Когда шла подготовка к выборам в Верховный Совет СССР в 1985 году, предстояла его предвыборная встреча с избирателями. Он был болен, находился в больнице, на встречу с избирателями приехать не мог и поручил мне зачитать на собрании в Кремле свое выступление. Присутствовали все члены Политбюро и секретари ЦК КПСС, в том числе и М.С. Горбачев, который по существу замещал тогда больного К.У. Черненко. Было видно, он очень недоволен тем, что выступление Генерального секретаря ЦК зачитать на собрании было поручено мне, а не ему. А почему ему? Собрание городское, встреча с избирателями. Я секретарь горкома, председатель на собрании, выполняю поручение кандидата в депутаты».

Видите, как просто?

Больничную палату загримировали под избирательный участок. Женщина с фантастической прической-начесом (Таисья Травникова, председатель участковой избирательной комиссии) вручила сидящему полуживому (буквально) генеральному секретарю бюллетень. Черненко сделал несколько шагов (охранник фактически держал его сзади), опустил бюллетень в урну и дал короткое интервью. Фон для телекорреспондентов создавали сам Гришин, Прокофьев и помошник генерального секретаря Прибытков.



Обратите внимание на охранника, контролирующего сзади каждый шаг.



«Если кто-то хотел бы показать всему миру, в каком состоянии находится лидер великой державы, то лучшего, чем это телевизионное выступление, придумать бы не мог» (Чазов).



«Международная сенсация в воскресенье: голосующий Черненко на экранах телевидения. Оказывается, это больничную палату "преобразовали" под избирательный участок. Полумертвый человек. Мумия. По опыту знаю, какие страдания приносит астма, делая человека полностью недееспособным. Это в моем 30-40-летнем возрасте! А ему 75! Между тем, он каждый день "выступает" с обращениями, ответами, предисловиями, записками!

Спектакль перед телевидением устроили, конечно, с его ведома. Эффект получился обратный. И у всех на устах (или в головах) одна мысль: какая жажда власти, ради которой жертвуют и уважением (если таковое осталось у кого), и формальным авторитетом, да и просто остатком жизненных сил» (Черняев).

Но это был еще не конец! Последняя серия телефильма ужасов с участием Константина Устиновича называлась «Вручение мандата». 28 февраля 1985 года, последний день зимы.



«Финал - вручение депутатского мандата!.. Если бы не личный охранник, каким-то хитрым, поистине акробатическим манером удержавший Черненко со спины, история могла закончиться большим конфузом - сил стоять у Константина Устиновича не было совсем. Сил для жизни оставалось на три дня…» (Прибытков).



Последние фотографии, последняя телевизионная запись. Вот официальная программа «Время» с развернутым репортажем о событии (в самом начале).

image Click to view



Есть еще полутораминутная запись (видимо совсем финальная и я что-то не могу ее найти). Последние слова советского лидера, которые он прошептал в заключение: «Все хорошо....»

«Перед глазами возник «люксовый» отсек больницы. Та самая палата, где около года назад столь же медленной и мучительной смертью умирал предшественник Черненко - тоже Генеральный секретарь партии, в прошлом Председатель могучего КГБ - Юрий Андропов.

В палате, кажется, все осталось, как при прежнем владельце. Те же шторы, светильники, мебель, телевизор...
Лицо Черненко бесцветно сливалось с подушкой. Его знакомая многим телезрителям седая шевелюра казалась желтовато-серой» (Прибытков).Общим местом статей о Черненко стало упоминание, что дескать голосовал он за три дня до кончины. Как вы видите это не совсем верно, от голосования прошло примерно 11 суток, от последней телесъемки 7-8.

В последние дни полумертвого Константина Устиновича видел мало кто. Вполне вероятно, что кроме врачей только жена.

В пересказе помощника Прибыткова все выглядело так: «Ее вызвали к нему незадолго до смерти. Когда вошла, была поражена обилием врачей и самой сложной аппаратуры. Все тело умирающего было оплетено проводами и датчиками. Какие-то пришлепочки из пластыря, от которых тянулись хитроумные шланги, были прикреплены на лбу, носу, губах… Создавалось впечатление, что шел сложный научно-исследовательский процесс.

Ей позволили заговорить с ним.

- Ну, что, Костя, худо тебе?..

- Да-а-а… - едва слышно прошелестели его губы.

- Держись, Костя, крепись! Ты сильный, ты выдержишь! - пыталась успокоить и поддержать его Анна Дмитриевна.

- Да-а-а… - в последний раз дрогнули губы Черненко».

Но дворцовые игры продолжаются. Доктор Чазов владеет главным - информацие о здоровье. И свой выбор он сделал. О состоянии здоровья информировался Михаил Горбачев (а не Андрей Громыко, Николай Тихонов или Виктор Гришин).

«За несколько дней до смерти в связи с гипоксией мозга у К. У. Черненко развилось сумеречное состояние. Мы понимали, что дни его сочтены. Я позвонил М. Горбачеву и предупредил, что трагическая развязка может наступить в любой момент».

Существует байка, что Михаил Горбачев (причем вместе с Егором Лигачевым) последний раз навещали генерального секретаря аж 7 марта. Ни у одного, ни у другого в воспоминаниях об этом не написано (якобы визиты в больницу были, но еще до голосования)

«10 марта наступила развязка. Последние дни перед этим Черненко находился в сумеречном состоянии, и мы понимали, что это - конец. Сердце остановилось под вечер. Помню, что уже темнело, когда я позвонил Горбачеву на дачу, так как это был выходной день, и сообщил о смерти Черненко».

Остановка сердца произошла в 19:20.

Проект «Черненко», История СССР

Previous post Next post
Up