- Вы это прекратите, - сказал Модест. - Есть общежитие, есть гостиница, а здесь музей, госучреждение. Если все будут спать в музеях... Вы откуда?
- Из Ленинграда, - сказал я мрачно.
- Вот если я приеду в Ленинград и пойду спать в Эрмитаж?
- Пожалуйста, - сказал я, пожимая плечами.
Аркадий и Борис Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу».
1. Никогда еще не жил, практически, в архитектурном памятнике, но в центре Стамбула просто трудно жить иначе (поскольку здесь везде памятники).
2. Наш отель Hagia Sophia располагался над Базиликой Цистерной. И вообще, я сие пристанище рекомендую - централен, современен, фешенебелен, удобен и вид из окна - вот такой (только это надо при заказе указать).
3. Добрались уже в темноте.
4. Приехали зимогоры из Москвы, только что не в валенках.
При этом ночью тихо и при открытых окнах (это в январе-то, а-а-а-а-а-а!!!) слышно только скрежет трамваев при спуске к Сиркеджи, резкие крики чаек и гудки судов, идущих по Босфору.
5. Инфанту поставили вот такое личное место. Браво!
6. Санузел внезапно обладает прозрачной стеной, хоть и с возможностью прикрыться жалюзи :).
Снять толково номер я не сподобился, в светлое время суток мы больше гуляли. Хотя здесь при закрытых шторах в помещении светлее, чем у нас при открытых. Все люди, живущие в России, на том свете безусловно попадают в рай с хорошей погодой и божьим светом.
7. Так все выглядит при свете дня, наше окно на третьем этаже.
8. Пройдя два дома можно зайти и в сам памятник (то есть ту самую Цистерну Базилику).
9. Вход выглядит очень и очень невзрачно. Но зато зимой и туристов мало, в летние дни, говорят, очередь змеится по улице.
10. Спустившись метров на 10, ты попадаешь в гигантское пространство с высоким потолком и колоннами, уходящими в темноту. Это подземное хранилище воды на случай осады или прочих надобностей. Без еды неделю прожить можно, а вот без воды - нет (и византийцы/османы это хорошо понимали). Сейчас вода налита только на полметра, но сооружение могло быть заполнено на всю высоту, на 5-6 метров.
11. Тихо, прохладно, а внизу беззвучно скользят рыбы.
12. Сверху вода подкапывает...
13. Все туристы обожают сниматься у двух нестандарнтых колонн-медуз. Это еще римское наследство, которое к делу приспособили потомки. Как смогли - так и приспособили.
14. Как получилось - так получилось.
Сам музей открыт только в 1989 г. (а до того на протяжении столетий все было заброшено и завалено мусором), но это вовсе не единственное подземное водохранилище в Стамбуле.
15. Вот например вход в Цистерна Бинбирдерек (или Филоксена). Только сейчас она на реконструкцию закрыта.
В нее еще Марк Твен спускался.
«Мы посетили Тысячу и одну колонну. Я не знаю, для чего они предназначались, - говорят, для водоема. Расположены они в центре Константинополя. Спускаешься по каменным ступеням посреди пустынной площади - и вот они перед тобой. Ты оказываешься в сорока футах под землей, и тебя обступает целый лес высоких, стройных гранитных колонн в византийском стиле. Стой, где хочешь, или сколько угодно переходи с места на место - ты все равно всегда будешь в центре, от которого во все стороны расходятся десятки длинных сводчатых коридоров и колоннад, теряющихся вдали, в угрюмом сумраке подземелья».
Марк Твен. «Простаки за границей или Путь новых паломников».
16. Или вот прямо в султанском дворце Топкапы выход еще византийской кладки подземных резервуаров.
Их много и до сих пор они существуют в виде складов, магазинов или, например, картинных галерей. В центре Стамбула трудно НЕ жить рядом с памятником, а, иногда, можно жить прямо в нем. Для нас (а самые старые постройки в Москве датируются XIV веком) это удивительно.