Стамбул. Часть 2. Пролив Босфор.

Jan 11, 2014 13:43

1. Если вы спросите: «Зачем ехать именно в Стамбул?», то я для себя ответ нашел.



Достаточно просто увидеть Босфор и постоять на его берегу хотя бы час. Собственно, это мнение не оригинально. Дальше фото будут обильно перемежаться цитатами из книги Орхана Памука «Стамбул. Город воспоминаний». Лауреат Нобелевской премии по литературе, коренной зуб стамбулец и его просто интересно послушать.

2. «Всю свою жизнь я жил на стамбульских холмах, и мои окна неизменно выходили на Босфор, пусть даже порой обзор немного загораживали дома, купола мечетей и вершины других холмов. Возможность видеть Босфор, даже издалека, имеет для стамбульцев, очевидно, своего рода духовную значимость, поэтому окна, выходящие на него, становятся в наших квартирах чем-то вроде михраба в мечети или алтаря в церкви».



Проходит паром компании Neptune Lines.

3. «Другим результатом страсти к созерцанию Босфора стало то, что путешественнику, прибывающему в Стамбул на корабле со стороны Мраморного моря, город представляется нагромождением домов, безжалостно пытающихся перекрыть друг другу вид и жадно глядящих на корабль и на воды, по которым он плывет, миллионами распахнутых окон».



«Девичья башня» и район Ускюдар.

4. Контейнеровоз прошел пролив и вышел в Мраморное море, на горизонте Принцевы острова.



5. Pacific М везет непонятно что, на палубе какие-то тюки, типа сена?



6. Длинное, как красная указка, судно Aegean Angels.



7. Видимо, груз был огнеопасен, потому что его сопровождал пожарный буксир, который прощаясь, устроил салют из водяных струй. На фото это не попало.



8. Средства навигации, которыми пролив оснащен очень густо.



9. «Привычка считать проходящие по Босфору корабли может показаться странной, но она свойственна далеко не мне одному. Начав разговаривать на эту тему со своими знакомыми, я выяснил, что у многих стамбульцев самых разных возрастов есть такое же обыкновение и что едва ли не большинство из нас, занимаясь своими повседневными делами, порой выглядывают из окна или с балкона, чтобы посмотреть, не движется ли на нас по Босфору какое-нибудь несчастье, и считают корабли».



10. «Например, один наш дальний родственник, живший в Бешикташе (где одно время жили и мы) в доме, стоящем на холме, заносил данные обо всех увиденных им кораблях в специальную тетрадку с такой тщательностью, что можно было подумать, будто ему платят за это деньги».



11. Можно и поближе рассмотреть.



12. Неудивительно, что стамбульцы - стихийные marinespotters, ведь очередь судов на проход не имеет конца.



13. Без судов пейзаж тосклив, но трудно поймать такой момент, чтоб в кадре не было ни одного судна.



14. Небольшие суда ожидают очереди на рейде. Сегодня просто день противоположного движения.



15. Практически под килями гигантов раскинул свои сети рыбак.



16. Это еще организованный, а вот практически прямо на фарватере ловят рыбешку маленькие скорлупки. Суда между ними буквально протискиваются.



17. Используем зум. У нас бы «в целях безопасности» гоняли бы, конечно.



18. Фарватер сложный, там еще и течения есть. Поэтому суда идут зигзагами.



19. Федор Александрович и проход грузового судна Kurtulus.



20. «Одним таким утром, когда я, съежившись от холода под одеялом, учил стихотворение, мои глаза вдруг увидели нечто такое, чего раньше им никогда видеть не доводилось. Очень хорошо помню, как я застыл в изумлении, позабыв про зажатую в руке книгу. Из ночной темноты выдвигалась и вырастала над морем таинственная громада, настоящий левиафан, наползающий, казалось, прямо на ближайший к морю холм (с которого я за ним и наблюдал). Словно вышедший из моих страшных снов призрак - советский военный корабль! Огромная плавучая крепость, вырастающая, будто в сказке, из ночного тумана! Моторы корабля были приглушены, и он плыл беззвучно, но столько в нем было мощи, что дрожали оконные рамы и деревянный пол, в темноте на кухне позвякивали небрежно повешенные печные щипцы, кастрюли и кофейники, а в отапливаемых комнатах, где спали родители и брат, дребезжали стекла. Легонько сотрясалась брусчатка переулка, ведущего к морю, и стоящие у дверей мусорные ведра тоже дребезжали, словно в нашем мирно спящем квартале случилось небольшое землетрясение. Так значит, правдой было то, о чем перешептывались стамбульцы: после полуночи по Босфору неслышно проходили русские военные корабли».



1954 г., крейсер «Адмирал Нахимов» проходит Босфор под флагом адмирала Горшкова. Корабли российского, советского а потом вновь российского черноморского флота могут выйти в океан только через проливы.

«Подобно американским шпионам, которые, как поговаривали, фотографировали каждый коммунистический корабль, проходящий через Босфор, из окон дома, расположенного на одном из стамбульских холмов (еще один очень похожий на правду стамбульский миф времен холодной войны)».

21. Снимать одно удовольствие - расстояния совершенно плевые.



22. «Несмотря на то что мое сознание не обращало никакого внимания на эти объекты, глаза автоматически продолжали за ними следить и успокаивались только тогда, когда понимали, что перед ними нечто знакомое: да, говорил я сам себе, это грузовое судно, а это - рыболовецкая шхуна с выключенным фонарем, вот пассажирский катер, перевозящий с азиатского берега на европейский первых пассажиров, а вот старый сухогруз, идущий в какой-нибудь далекий советский порт…»



23. «Конечно, привычка смотреть в окно и считать корабли в дотелевизионную эпоху была замечательным способом отвлечься и убить время. В конце концов, на прекрасные босфорские пейзажи можно смотреть часами».



«Иногда ощущение приближающейся беды, идущей, как известно всему Стамбулу, с Босфора, настигает меня во сне. В темные, безмолвные предутренние часы я просыпаюсь от протяжного гудка корабельной сирены, перекатывающегося по холмистым берегам. Если этот низкий и мощный звук повторяется, я тотчас понимаю, что над Босфором стоит туман. Туманными ночами через определенные интервалы печально гудит сирена маяка в Ахыркапы, у выхода из пролива в Мраморное море. Когда я слышу ее, в моем колеблющемся между сном и явью сознании возникает образ огромного корабля, осторожно пробирающегося сквозь туман среди опасных босфорских течений».

24. А туманы бывают обложные, вот в первый день из окна хотеля снял. Плохо виден даже соседний дом.



25. «Стамбульцы, слыша сквозь сон гудки, которые с каждым разом кажутся все печальнее и безнадежнее, чувствуют одновременно и жалость к морякам, и страх перед возможной катастрофой. И пока они раздумывают, что может происходить там, на Босфоре, к ним приходят тревожные сны. Моя мама в штормовую погоду всегда говорила: «Помоги Аллах тем, кто сейчас в море!»



26. «И проснувшийся стамбулец засыпает, завернувшись в теплое одеяло и считая корабельные гудки, а во сне ему, быть может, приснится, что сам он плывет на корабле, пробирающемся сквозь туман, навстречу опасности. Как бы то ни было, наутро он, как правило, забывает о том, что ночью его разбудил звук корабельной сирены, как забывают люди о своих ночных сновидениях. Только дети и похожие на детей взрослые помнят об этом. И вот в разгар самого обычного дня, когда вы стоите в очереди на почте или обедаете, один из таких людей вдруг говорит другому: «Вчера ночью меня разбудила корабельная сирена».



Действительно, особенно в тишине ночей гудки и сирены очень хорошо слышны по всему центру города.

27. Но не все так мрачно. Туристы зря времени-то не теряют.



28. Любопытные посетители попадаются.



29. Центральная часть города.



30. За «Голубой» мечетью - Мраморное море.



31. «Босфор противостоит ощущению поражения, краха, подавленности, печали и бедности, потихоньку разлагающему город. В моем сознании он неразрывно связан с волей к жизни, полнотой чувств и радостью. Босфор - душа Стамбула, в нем город черпает силы».



Вид с Галатской башни на Босфор и залив Золотой рог. Во Владивостоке, кстати, тоже есть и пролив Босфор и бухта Золотой рог - вот в честь этих они и названы.

32. «Но главное, то, что делает для меня Босфор Босфором, осталось неизменным с детства. Босфор для меня - неиссякаемый источник добра, оптимизма, здоровья и хорошего самочувствия, придающий городу силы, делающий жизнь в нем легче».



«Не такая уж плохая штука - жизнь, - думаю я иногда. - В конце концов, всегда можно прогуляться по Босфору».

Я стамбульцам завидую, короче говоря.

Стамбул

Previous post Next post
Up