Выловить рыбку на червяка, что отобедал королём...

Apr 10, 2017 10:24

       На спектакль Гамлет театра http://"Вернадского. 13", я собиралась пойти почти два года. Вернее сказать полтора года назад я даже отправила на него старшую дочку вместе с мужем (всё лучшее детям), ибо Митьке было на тот момент всего полгода и все вечерние спектакли были для меня недоступны. А дневные проходили в формате: вместе доехали до театра, потом муж с коляской наматывал круги вокруг, а мы с Федькой смотрели сказку, дальше все встречаются и едут домой. Потом младший подрос, но и старшая доросла до подготовительных курсов и теперь уже все вечера суббот были посвящены им. И вот наконец-то всё сложилось. Дети здоровы. Муж развлекает младших. Мы с дочерью в театре. Гаснет свет. Занавес. Первый акт. Антракт.  И я понимаю, что у меня очень странные ощущения от увиденного. С одной стороны мне очень понравилось и минималистичное решение декораций, и костюмы, и пластика артистов, я бы даже сказала, что пластика мне понравилась больше всего остального. А с другой стороны в спектакле нет ни одного героя, который был бы мне понравился. И если про Клавдия и Гертруду это было предсказуемо, то к подобной своей реакции на Гамлета, Офелию и даже Лаэрта я оказалась не готова. И это удручало. Речь идет не о игре артистов, она как раз великолепна. Речь именно о героях, как героях, которые оказались мне не симпатичны. Во многом из-за того, что на протяжении всего первого акта они пытались прожить не свою жизнь, а выполнить сыновий или дочерний долг.
     Вот Гамлет, с самого начала  очень тяжело переживающий смерть отца и излишне быстрый новый брак матери. Однако, он не решается на открытый бунт даже после явления ему призрака отца и его откровений. И вместо открытого протеста предпочитает разыгрывать сумасшедшего. Подговаривает артистов на новую версию спектакля. Ждёт, что Клавдий сам во всём признается. Чуть позже он попытается нанести удар по предполагаемому Клавдию, скрытому ковром, но вместо Клавдия погибнет Полоний, оказавшийся не в то время не в том месте.
    Или Офелия. Она любит Гамлета, но и отца тоже любит. И на первом месте у неё дочерний долг. Вот и говорит она с Гамлетом словами отца, что только ухудшает положение.
    Даже Лаэрт. Казалось бы, он с самого начала предупреждает  Офелию о том, что преданный сын Гамлет на первое место поставит сыновий долг, но приходит время и уже сам Лаэрт ничего не видит кроме сыновьего долга.
  За весь первый акт Гамлет и Офелия лишь на короткий миг забывают о своём долге, становятся теми кто они есть на самом деле: пылкими и юными влюблёнными.  И этот миг на столько прекрасен и чист, что даже Гертруда с Клавдием смотрят на них в это мгновение с умилением, сами становятся чуть менее пошлыми. Королева перестаёт глупо хихикать. Её улыбка, просто улыбка матери, глядящей на счастливых детей. Но этот миг недолог. И вот уже снова Офелия говорит словами отца, а Гамлет кривляется в ответ.
    Возможно, что в выполнении сыновьего долга не было бы ничего плохого, если бы родители вызывали симпатию. А фигура Полония этой симпатии как раз не вызывает. Пресмыкающийся перед властью, дерганный, использующий собственную дочь в корыстных целях как марионетку, - он жалок и омерзителен. И что-то мне подсказывает, что и отец Гамлета тоже не отличался особым благородством. Недаром его дух не находит покоя после смерти и рассказывает о адском пламени, которое его терзает. Дети в этом плане лучше и чище родителей, но настолько увязли в них, что забывают о собственной жизни, растрачивают все силы на месть и лишь в финале понимают, что всё это было напрасно.
    Но до финала ещё долго,  пока  же антракт, во время которого разыгрывается мини-спектакль, пародия на основное действие. Дудки, бубны, фарс-всё это несколько отвлекает от грустных мыслей. И тем страшнее предстает второй акт. Контраст с фарсом усиливает эффект. От происходящего на сцене по-настоящему страшно. Всё катится в бездну. И ни кто не спасётся. И вот тут у меня как раз и сложилась в голове картинка. Это спектакль не про героев. Это крик о том кем не надо становится никогда. Его нужно посмотреть каждому  родителю и ребёнку, чтобы не повторять чужих ошибок и не только прожить собственную жизнь, но и постараться дать прожить её своим детям. И желательно ещё и пересматривать регулярно, чтобы наверняка подействовало. И поэтому было особенно грустно от пустых мест в зале. Надеюсь, что это случайность. Спектакль очень достойный. Он не отпускает. Заставляет задуматься.
    Немного о впечатлениях дочери. Собираясь во второй раз на спектакль, ребенок сказал, что безусловным плюсом будет то, что в спектакле звучат голос и песни Владимира Высоцкого, но вот само произведение ей не очень нравится, так как там все ведут себя очень странно. И единственный кто ей понравился, это Горацио, как верный друг и самый нормальный из всех. По мне, так фигура Горацио это как раз тот самый зритель для которого всё затевается.
  Огромное спасибо сообществу moscultura и atlanta_s за приглашение.

дети. Варюха, Дети. Отдых, отдых

Previous post Next post
Up