Lex Kravetski(
lex-kravetski) wrote in
"Прогулки по воде":
(
http://lex-kravetski.livejournal.com/113922.html)
Некоторые граждане грезят «прогрессивными способами обучения». Суть этих способов состоит в том, чтобы не тратить время на разную ерунду вроде истории и математики, а учить детей в школе преимущественно социальным навыкам. Остальное, по мнению приверженцев прогрессивных способов, желающие освоят сами. Ну и в институте аналогично учить специальности и ничему больше.
Однако в таких идеях, на смотря на их кажущуюся логичность, сокрыт подвох недетских размеров.
Школа даёт (точнее, теперь уже правильно говорить «должна давать»), не знания как таковые, а ценные навыки. В частности, навык видеть связь между явлениями, навык разыскивать информацию, навык её анализировать и оценивать её правдоподобность. Для развития сих ценных навыков изложение тем в стиле «как правильно заплатить в магазине» совершенно не подходит. И прочие «социальные навыки» тоже.
Зато очень хорошо подходят физика, математика, история, литература и всё такое прочее. Понятное дело, детям всё это нафиг не сдалось. Как им кажется. И не менее понятное дело, потом все детали забываются. Только вот ценные навыки остаются. И именно эти навыки делают человека человеком, а не просто говорящим (с трудом) орудием. Оттуда и радикальная разница в способах мышления между поколением, выросшим при советской власти, и нынешним. Когда мне было лет пять ни один дебил с хулиганскими наклонностями пятилетнего же возраста не ответил бы на вопрос «Кто такой Ленин?»: «это памятник». Даже если бы действительно не знал, кто такой Ленин. Потому что детей с самого раннего возраста учили думать, а не дрессировали в них рефлексы. «Ленин памятник» это явная демонстрация не только вопиющей безграмотности, но и интеллектуальной недоразвитости в целом.
Как совершенно правильно говорил наш декан: «образование это то, что остаётся, когда человек забывает всё, чему его учили». Не все это понимают будучи в школе. Не все понимают даже по окончанию института. Многим так всю жизнь и кажется, что целью уроков математики было заставить их запомнить, на сколько быстрее первый землекоп копает, чем второй. Однако государство такие вещи понимать должно. Ибо без означенного образования с конвейера сходят не люди, а простейшие механизмы. С которыми очень легко играть в разводку лохов. Но тут уже всё от государства зависит кому что.
Коварная советская власть, как известно, мучила детей ненужными знаниями. Зато эти дети вырастали в осмысленных людей. Нынешняя власть от ненужных знаний освободила, поэтому функции подобразовавшихся (то бишь, получивших диплом) сводятся к «приказали исполнил получил денег пожрал поспал». Такие люди для власти совершенно безопасны, но страна с такими гражданами очень быстро повторяет судьбу Римской империи и прочих павших государств.
Потому что абсолютно всё в таких государствах выхолащивается и теряет смысл. Зачем творить, исследовать, изобретать, зачем любить Родину, заботиться об окружающих надо заколачивать бабло и наслаждаться результатом. Всё кажется зашибись логичным. Когда связи между явлениями не видишь. Творчество это развлечение: про роль творчества в формировании морали знает ведь только тот, кто с примерами творчества был ознакомлен. Любовь к Родине абстракция: ведь чтобы понять суровый прагматизм и неабстрактность сего, надо знать историю и понимать философию. Физика для ботанов: а потом вся страна сверяется с гороскопами и лечится у телеэкстрасенсов. В результате несколько новых поколений ещё держатся за счёт инерции, заданной предыдущими поколениями, а потом всё летит в тартарары. Фигли ж у соседей и оружие покруче и солдаты готовы за Родину сражаться.
Смешно слушать рассуждения про то, как «советская власть всех людей считала винтиками». О да, на уровне понимания опробовавших на себе прогрессивные методы так и было. Ведь чтобы понять отдельную фразу, надо обладать навыком понимания. А фраза, кстати, была такая:
Я бы хотел выпить за здоровье людей, у которых чинов мало и звание незавидное. За людей, которых считают «винтиками» великого государственного механизма, но без которых все мы маршалы и командующие фронтами и армиями, говоря грубо, ни черта не стоим. Какой-либо «винтик» разладился и кончено.
Товарищ Сталин обучался не прогрессивно, поэтому суть вещей понимал. Будущее и настоящее, как следует из его слов, творится совместными усилиями, даже если они малозаметны. И каждый «винтик» в системе жизненно важен. Потом понимать такие вещи граждане разучились и построили Аквапарк. Во время строительства всё было не как у Сталина, там винтики были не важны. И колонны тоже.
Чего там мудрить, желающие же сами разберутся. Пусть с колоннами разбираются те, кто их строит. Тем, кто строит крышу, это не важно. И архитектору тоже не важно его дело план набросать.
Ирония момента заключается в том, что признанная тоталитарной советская власть в области образования действовала совсем даже не по тоталитарному. Ей было не всё равно, какое там образование у «винтиков». «Винтиков» жестоко загоняли в школы, склоняли к бесплатному высшему и даже по окончании института не отставали всё норовили в какой-нибудь кружок привлечь, хобби какое-нибудь развить, ещё совершенно ненужного образования добавить.
Зато при наступившей после советской власти свободе с умом наконец-то начали бороться. Убрали нафиг все образовательные программы из телевизора, закрыли все заумные журналы, все кружки сделали нехило платными. Но этого же мало, блин, ещё школа, зараза такая, чему-то учить осмеливается. Физике, там, разной, химии. Истории, что особо страшно. Не, ребят, так не пойдёт. Так, глядишь, человек читать привыкнет, а новости смотреть наоборот перестанет. Тяга к знаниям, она, сцуко, опасная. Меньше знаешь крепче спишь.
Из-за этих ваших физик мировоззрение, не дай бог, сформироваться может. Люди, не дай бог, начнут первоисточники читать. Не дай бог, проверять мега-теории наших мега-экономистов полезут. И всё. Кранты всему. Всему, что нажито непосильным трудом. Чужим трудом, тем более.
Не надо такого. Пусть гарантированные кранты, но завтра. Когда либералы уже упаковать чемоданы и свалить успеют. А пока пусть детишки поучатся социальным навыкам как взятку правильно дать, как телевизор настроить, как шнурки завязывать. Они же свободные люди. Если кто из детей догадается, что физика вообще есть, никто ведь не запретит ему её учить, правильно? А остальным не надо.
Это при коммунистах люди жизненно важные «винтики» в исправно работающем на благо «винтиков» механизме. При свободе не так. При свободе люди мозговой высер примитивиста с абстракционистским уклоном. Сложиться воедино на благо общей цели для них возможным не представляется. У кого деньги есть, напильничком их под себя заточит и будет дивиденды собирать. До поры до времени. Пока соседская армия не нагрянет.
200 comments |
Leave a comment