Jul 15, 2018 11:24
Короткий эпизод из жизни.
Умер Сашин дедушка. Мы приехали навестить родителей в траурную неделю (на шиву). Я сижу на кухне с семимесячным животом, вокруг всё время движение: в доме много незнакомых людей, шум, суета.
Ко мне подходит четырёхлетний сын, садится напротив меня и говорит: "Наконец можно спокойно поговорить. Скажи мне, как устроена попа?"
Я в потрясении: почему он видит самую, на мой взгляд, неподходящую для общения обстановку спокойной?! Но доверчивый и пытливый взгляд ребёнка помогает мне настроиться на разговор, и, отключившись от внешней суеты, мы с ним обсуждаем подробности строения "попы".
Вспомнился этот эпизод в связи с сегодняшним разговором с Сашей. Я поняла, что, несмотря на внешние суету и шум, я действительно была свободна внутренне. И сын это почувствовал и в этот момент решился обсудить со мной вопрос, давно занимавший его.
Подумала, что смерть близкого человека на некоторое время делает нас свободными. Когда мы оказываемся у черты, разделяющей жизнь и смерть, когда мы стоим по эту сторону её, а родной человек оказывается по другую её сторону, тогда в тень отходят все будничные заботы, проблемы и переживания, которые заполняют наше существование, и мы оказываемся одни в прозрачной беззвучной бесконечности. Одни наедине с Творцом. И именно в этот невероятно тяжёлый, трагический момент нам даётся ни с чем несравнимое ощущение свободы. Свободы от условностей, от вещей, от чужих мнений, от мирской суеты, от заботы о завтрашнем дне.
Законы траура освобождают еврея от самых привычных элементарных дел: он не должен здороваться, мыться, менять одежду, выходить из дома, работать; от ряда заповедей: чтения некоторых молитв и изучения Торы.
Человек становится свободен внешне и внутренне, и в этот момент ему даётся редкая возможность увидеть себя и свою жизнь из бесконечности мироздания и почувствовать, что ему действительно важно и ценно на его земном пути.
еврейское,
философия жизни