Когда ты здоров и все твои органы и части тела работают нормально, ты их просто не замечаешь. Принимаешь, как должное. А как же иначе? Ведь именно так и должно быть.
Но когда одна из систем твоего сложного организма выходит из строя, всё твоё внимание сосредотачивается именно на ней. И тогда ты понимаешь, как легка и приятна была жизнь, когда всё у тебя работало нормально.
Организовать повседневную жизнь подростка со сломанной ногой, который весит 105 кг при росте 189 см, оказалось нелегко. Везде нас поджидали ловушки, потому что совершать обычные повседневные действия, как, например, спать, сидеть за столом, открывать дверь, принимать душ и проч. оказалось далеко не так просто, как раньше.
Вот хотя бы некоторые из препятствий, которые мы научились преодолевать в последние 2 недели:
1) Оказалось, что спать в своей кровати сын больше может, потому что его кровать односпальная, а когда нога в гипсе, то она, словно ваш постоянный партнёр, требует дополнительного спального места рядом. Поэтому я разложила ему в гостиной диван (который я так кстати неожиданно купила этой весной!), на котором у нас теперь обычно спят приезжающие гости. Сын со своей ногой отлично разместились на этом диване вдвоем. У ноги, разумеется, есть своя личная подушка.
2) Если ходишь по дому на костылях, все предметы мебели превращаются в непроходимые препятствия вроде бурелома. Поэтому я отодвинула все столы и стулья вплотную к стене, чтобы создать дополнительное пространство для прохода. Тем не менее, этого места оказалось недостаточно, чтобы свободно передвигаться на костылях, поэтому костыли сын использует только за пределами нашей квартиры, а дома передвигается без них, прыгая на одной ноге и сотрясая всё вокруг. К счастью, мы живем на первом этаже. Потому что если бы под нами жили соседи, то постоянное прыгание на одной ноге 100-киллограммового тинейджера могло бы навести соседей на мысль, что у нас в доме завелись слоны.
3) Сидеть на нашей тесной кухне за обеденным столом оказалось неудобно, поскольку сыну некуда положить ногу (нога меньше болит, если ее держать в горизонтальном и чуть приподнятом положении). Поэтому обедом я его кормлю теперь в гостинной, где у нас обычно проходят торжественные застолья, когда собираются гости. Я ставлю сыну и его ноге два стула рядом. Нога по-царски возлежит на отдельном стуле с подушками.
4) Теперь я знаю, что означает выражение «водные процедуры»! Когда я была маленькой, я часто слышала, как по радио говорят: «Зарядка окончена! Переходим к водным процедурам!» и думала: «К каким таким дурам?». Когда я стала старше, поняла, что слово «дурам» нарузлучно с «проце» ( кстати, слово «процедура» вполне могло бы означать что-то типа «процентного содержания дурости в крови»). Но мой вопрос так и остался неотвеченным: «Что это за водные процедуры такие?».
Так вот. После того, как сын сломал ногу, обычный простой душ превратился у нас в самую настоящую «водную процедуру», требующую участия двух человек. Происходит это так.
Прежде всего я обертываю его ногу в гипсе тремя большими полиэтиленовыми пакетами для мусора, чтобы она (не дай бог!) не намокла, и заклеиваю сверху скотчем. Я уже извела огромную пачку мусорных пакетов, (которой нам обычно хватает на полгода), а новую ещё купить не успела, поэтому мусор мы теперь утрамбовываем в мусорное ведро, притаптывая его ногой, но он всё время укоризненно вылезает из ведра.
Поскольку запрыгнуть в ванную на одной ноге не представлялось возможным (сын хотел попробовать, я в ужасе закричала, что он сейчас останется вообще без ног!), я поставила в ванную низкую скамеечку, чтобы он принимал душ сидя. Мы вместе с мужем сажаем его на эту скамеечку (одна удержать нашего 100-киллогромового ребенка я не в состоянии!). Потом я мою его голову шампунем с запахом альпийских трав, намыливаю его тело тонизирующим гелем для душа и поливаю водой. Вспоминаю, как мы с мужем вместе купали его в детстве. «Мама, спой мне песенку, которую ты раньше пела, когда купала меня!» - просит сын. «С гуся вода, с тебя вся худоба...» - пою я. Сын расслабленно улыбается. Когда душ окончен, мы с мужем за обе руки вытаскиваем его из ванной.
Эта процедура, которая сначала казалась довольно трудной, постепенно превратилась у нас в некое семейное развлечение, вроде тех, которые предлагают в клубах семейного досуга. Сыну так понравились эти «водные процедуры», что когда вчера, закончив его мыть, я выключила воду, он разочарованно спросил: «Как, уже всё? А можно ещё подольше?».
5) Мы начали снова возить сына в школу (хорошо, что костыли умещаются в задний багажник машины!), где ему разрешили заниматься по облегченной программе 3-4 часа в день. Оказалось, что в школе есть широкий туалет для инвалидов и лифт, о существовании которых я раньше и не подозревала! Лифт небольшой и предназначен только для инвалидов, сыну выдали для этого лифта индивидуальный ключ. В перерывах между занятиями, когда он сильно устает от долгого сидения за партой и ковыляния на костылях, он приходит в кабинет медсестры и спит там на кушетке. Медсестра заботливо укрывает его одеялом и угощает яблоками. Когда он просыпается, она провожает сына в класс и сама несет его рюкзак. Между уроками сыну помогают передвигаться друзья, перенося его рюкзак их класса в класс и открывая перед ним дверь. Кстати, все двери в школе довольно широкие, через них вполне могла бы проехать инвалидная коляска.
Мы уже научились преодолевать много трудностей и, надеюсь, если будет нужно, сможем перодолеть ещё. Ведь преодоление трудностей делает человека сильнее и мудрее. Хотя я бы всё-таки предпочла, чтобы их не было.
«Сила человеческого духа заключается в способности с интересом и оптимизмом смотреть в непредсказуемое будущее. Это вера в то, что из любого затруднительного положения найдётся выход, а все разногласия можно разрешить». Бернард Беккет
1. Возвращение домой
2. Друзья расписались на его гипсе
3. "Медицинской марихуаны, пожалуйста" - написали в шутку друзья на табличке в его палате в больнице