Увлекаясь мышлением, мы фокусируемся на чём-то нереальном, ненастоящем. При этом реальное, то есть неделимость трёх кай, уже спонтанно присутствует в качестве нашей природы. Выбор прост: либо не осознавать и находиться в сансаре, либо осознавать, что само по себе есть нирвана. Если вы не осознаете природу ума, вы опять будете блуждать в трёх мирах сансары. А осознавание самосущей пробуждённости - самая суть нирваны. В момент осознавания ваша природа предстаёт полностью обнажённой, совершенно не прикрытой ничем.
Утверждение, что «неведение является сансарой», означает, что в тот миг, когда ваш ум входит в контакт с каким-то другим объектом переживания, за этим следует мгновенная реакция одного из трёх эмоциональных ядов. Либо вам нравится что-то, либо не нравится, либо вам всё равно. Некоторые люди, погрязшие в этих трёх эмоциях, могут попрежнему заявлять: «Я не создаю никакой негативной кармы». Но откуда ещё взяться негативной карме, если не из трёх эмоциональных ядов? Именно три яда создают три мира сансары. Привязанность создаёт мир желаний. Orвращение создаёт мир форм. Безразличие создаёт мир без форм. Неведение своей сущности и увлечение тремя ядами влекут за собой не что иное, как возникновение трёх миров сансары. Это неизбежно.
Если вы просто осознаёте свою сущность, вы мгновенно сталкиваетесь с тремя каями лицом к лицу. Это так просто, что на самом деле невероятно легко. Пропустить это невозможно. Но в действительности проблема-то как раз в том, что это слишком просто! Это слишком близко. Некоторые великие мастера говорили, что проблема не в том, что это сложно, а в том, что невероятно просто. Люди не доверяют этому. Они думают: «Ведь это моё обычное состояние бодрствования, какая от него польза? В нём нет ничего особенного. Мне хочется чего-то потрясающего, абсолютно другого. Чего-то, значительно превосходящего это нынешнее состояние пробуждённости. Чего-то, пронизанного удивительным светом и великолепием». Так они игнорируют своё нынешнее естественное состояние ума и надеются, что произойдёт нечто сверхъестественное, возможно, снизойдёт на них с небес. И они отчасти правы: в этом нынешнем состоянии нет ничего особенного. Но, сидя и надеясь таким образом, они отворачиваются от трёх присущих им кай. С другой стороны, если вы осознаете свой ум, вы освобождаетесь в тот миг, когда видите его. В тот миг вы освобождаетесь от вовлечённости в любые мысли. Это само по себе и есть сущность нирваны. Но если мы игнорируем данный факт и преследуем что-то другое - некое изменённое состояние, которое кажется нам превосходящим нынешнее состояние ума, - то нам будет очень сложно когда-либо обнаружить просветлённый ум.
В данный момент необходимо уяснить одно: разница между сансарой и нирваной лежит в осознавании или неведении сущности ума. В миг осознавания сущности ума вовлечение в текущие мысли исчезает, не оставляя и следа. Вы остаётесь с врождёнными тремя каями. Нам вовсе не нужно создавать эти три каи или достигать их. Вы осознаёте то, что уже есть. С другой стороны, если вы цепляетесь за то, о чём думаете, сансара будет длиться бесконечно. Когда вы думаете, осознайте сущность того, кто думает, и мысль растворится. Это так просто!
Осознать - не проблема. Любой, кого научили осознавать сущность своего ума, увидит, что там ничего нет; любой сможет идентифицировать сущность ума. Проблема состоит в наших привычных тенденциях, которые укоренялись в нас в бесчисленных прошлых жизнях. То, что мы распознали природу ума, вовсе не означает, что осознавание будет сохраняться. В нём нет стабильности; оно просто ускользает вновь и вновь. У нас есть вредная привычка, негативная тенденция всегда хвататься за объекты . В течение стольких жизней, одна за другой, равно как и между ними - в бардо, мы вырабатывали и усиливали привычку смотреть в противоположную сторону от сущности ума. Мы сами воспроизводим сансару вновь и вновь. Каждый раз, когда вы обнаруживаете, что вновь захвачены ментальной активностью, вам следует попросту упражняться в осознавании в растворении мысли.
Тулку Ургьен Ринпоче "Так, как есть. Том 1"