Оригинал взят у
nandzed в
Коренной текст о пульсации мира СПАНДА КАРИКА
Yasyonmesanimesaabhyaam jagatah pralayodayau /
Tam shakticakravibhavaprabhavam shankaram stumah //1//
Превозносим Того Шанкару, Чьим раскрытием и закрытием глаз проявляется и исчезает Вселенная, Являющимся источником могущественной совокупности Шакти. |1|
Yatra sthitamidam sarvam kaaryam yasmaacca nirgatam /
Tasyaanaavritaruupatvaanna nirodho'sti kutracit //2//
В Котором пребывает вся эта (Вселенная), исходящая из Него (как) следствие, перед Чьей сокрытой Природой нет никакого ограничения.|2|
Jaagradaadivibhede'pi tadabhinne prasarpati /
nivartate nijaannaiva svabhaavaadupalabdhritah //3//
Даже пребывая в различных состояниях, начиная с бодрствования, (принцип спанды), не отличный от Него, скользит (сквозь них). Он никогда не покидает Cвою Cущностную природу воспринимающего субъекта. |3|
Aham sukhii ca duhkhii ca raktashcetyaadisamvidah /
Sukhaadyavasthaanusyuute vartante'nyatra taah sphutam //4//
Я счастлив, я несчастлив, я привязан. Эти и другие состояния проходит от одного мгновения к другому познающий, пронизанный состоянием счастья и прочего.|4|
Na duhkham na sukham yatra na graahyam graahakam na ca /
Na caasti muudhabhaavo'pi tadasti paramaarthatah //5//
В высшем смысле нет ни счастья, ни страдания, ни субъекта, ни объекта, ни даже состояния невежества, а есть только То, (т.е. принцип спанды).|5|
Yatah karanavargo'yam vimuudho'muudhavatsvayam /
Sahaantarena cakrena pravrittisthitisamhritiih //6//
Labhate tatprayatnena pariiksyam tattvamaadaraat /
Yatah svatantrataa tasya sarvatreyamakritrimaa //7//
Этот Принцип, из которого исходит совокупность каран (органов чувств), вместе с внутренним (чувством) и кругом творения, поддержания и разрушения, Который (может быть покрыт) невежеством, хотя Сам Он не невежественен, обретается и должен быть обнаружен благодаря старательному почитанию, поскольку Его естественная Свобода (существует) повсюду.|6-7|
Na hiicchaatodanasyaayam prerakatvena vartate /
Api tvaatmabalasparshaatpurusastatsamo bhavet //8//
(Пуруша) не действует под воздействием (собственной) Воли, но, благодаря соприкосновению с силой Атмана, пуруша (индивидуальное «Я»), становится подобным Ему. |8|
Nijaashuddhyaasamarthasya kartavyesvabhilaasinah /
Yadaa ksobhah praliiyeta tadaa syaatparamam padam //9//
Когда исчезает возбуждение ума, желающего действовать, но лишенного такого права из-за собственной нечистоты, тогда является Высшая Обитель.|9|
Tadaasyaakritrimo dharmo jсatvakartritvalaksanah /
Yatastadepsitam sarvam jaanaati ca karoti ca //10//
Тогда (проявляется) его врожденная природа, определяемая Знанием и Действием, что он ни пожелает, все это он знает и делает.|10|
Tamadhisthaatribhaavena svabhaavamavalokayan /
Smayamaana ivaaste yastasyeyam kusritih kutah //11//
Зрящий свою Сущность, господствующую над (вселенной), пребывает, словно в изумлении. Откуда взяться у него дурному воплощению?|11|
Naabhaavo bhaavyataameti na ca tatraastyamuudhataa /
Yato'bhiyogasamsparshaattadaasiiditi nishcayah //12//
Небытие не может быть осознано, в нем нет осознающего, но благодаря соприкосновению с осознанием Небытия (можно сказать): «это есть» с уверенностью.|12|
Atastatkritrimam jсeyam sausuptapadavatsadaa /
Na tvevam smaryamaanatvam tattattvam pratipadyate //13//
Почему То, Познаваемое, видится ложно, словно в глубоком сне, и этот Принцип (спанды) не остается в памяти? |13|
Avasthaayugalam caatra kaaryakartritvashabditam /
Kaaryataa ksayinii tatra kartritvam punaraksayam //14//
Два состояния (в которых пребывает спанда) именуется деятельностью и деятелем. Деятельность подвержена гибели, деятель неуничтожим.|14|
Kaaryonmukhah prayatno yah kevalam so'tra lupyate /
Tasmi ~llupte vilupto'smiityabudhah pratipadyate //15//
Тот, чье внимание старательно направлено только на прекращение деяний - глупец, который полагает; « с их прекращением прекратится «Я».|15|
Na tu yo'ntarmukho bhaavah sarvajсatvagunaaspadam /
Tasya lopah kadaacitsyaadanyasyaanupalambhanaat //16//
Его внутренняя природа, которая порождает качество всезнания, никогда не может быть устранена, по причине отсутствия чего-либо иного (кроме нее).|16|
Tasyopalabdhih satatam tripadaavyabhicaarinii /
Nityam syaatsuprabuddhasya tadaadyante parasya tu //17//
Восприятие того, кто полностью пробужден и в начале, и в конце, и в Высшем (состоянии) - постоянно, его (восприятие) в трех состояниях (сознания) - всегда неизменно.|17|
Jсaanajсeyasvaruupinyaashaktyaa paramayaa yutah /
Padadvaye vibhurbhaati tadanyatra tu cinmayah //18//
В обоих состояниях, познаваемого и познания, и в Ином, через внутреннюю Сущность, наделенную Высшей Шакти, сияет Великий (Шива), наполненный Сознанием.|18|
Gunaadispandanisyandaah saamaanyaspandasamshrayaat /
Labdhaatmalaabhaah satatam syurjсasyaaparipanthinah //19//
Эманации спанды, начиная с качеств (пракрити) и заканчивая Собственным Существованием (как Атмана ), благодаря прибежищу в единой (Сущности) спанды, не являются помехой на Пути знающего.
Aprabuddhadhiyastvete svasthitisthaganodyataah /
Paatayanti duruttaare ghore samsaaravartmani //20//
Но те, чье сознание не пробудилось, кому трудно (сбросить) покров над пребыванием в Собственной Самости, те падают в ужасный, труднопреодолимый поток самсары .|20|
Atah satatamudyuktah spandatattvaviviktaye /
Jaagradeva nijam bhaavamacirenaadhigacchati //21//
Поэтому постоянно готовый к обнаружению Сущности спанды и есть (истинно) бодрствующий, (он) быстро обретет Собственную Сущностную природу. |21|
Atikruddhah prahristo vaa kim karomiiti vaa mrishan /
Dhaavanvaa yatpadam gacchettatra spandah pratisthitah //22//
Разъяренный или умиротворенный, размышляющий: «что я делаю, (куда) бегу?» - к какому бы не пришел (он) состоянию, там (уже) пребывает спанда .|22|
Yaamavasthaam samaalambya yadayam mama vaksyati /
Tadavashyam karisye'hamiti sankalpya tisthati //23//
«Какое бы состояние ( спандой ) не было достигнуто, как бы оно мной не называлось, в нем несомненно буду действовать Я», так размышляя, ( йогин ) пребывает (в осознавании спанды ).|23|
Taamaashrityordhvamaargena candrasuuryaavubhaavapi /
Sausumne'dhvanyastamito hitvaa brahmaandagocaram //24//
Прибегнув к этому (высшему состоянию спанды , ведя) верхним путем обоих, солнце и луну, обретается растворение на пути сушумны и оставление Брахманды .|24|
Tadaa tasminmahaavyomni praliinashashibhaaskare /
Sausuptapadavanmuudhah prabuddhah syaadanaavritah //25//
Тогда в этом великом пространстве (Сознания) растворяются Солнце и Луна, и (доселе) не осознававший (себя йогин , пребывавший), словно в состоянии глубокого сна, становится пробудившимся, раскрывшим (свою Самость). |25|
Раздел второй
Сахаджа видйодайа
Tadaakramya balam mantraah sarvaj с aabalashaalinah /
Pravartante ' dhikaaraaya karanaaniiva dehinaam //1//
Она ( сахаджа видйя ) содержит в Себе Силу мантр, наполненную силой Всезнания. (Все мантры) приводятся в действие под Ее руководством, словно чувства у воплощенных.|1|
Tatraiva sampraliiyante shaantaruupaa nira с janaah /
Sahaaraadhakacittena tenaite shivadharminah //2//
И в ней же они растворяются вместе с умом поклоняющегося, поскольку они - формы незапятнанного покоя и имеют Природу Шивы.|2|
Yasmaatsarvamayo jiivah sarvabhaavasamudbhavaat /
Tatsamvedanaruupena taadaatmyapratipattitah //3//
От Которого происходит джива , содержащая в себе Вселенную и все состояния, посредством осознания Которого происходит (Высшее) Отождествление.|3|
Tasmaacchabdaarthacintaasu na saavasthaa na yaa shivah /
Bhoktaiva bhogyabhaavena sadaa sarvatra samsthitah //4//
Поэтому в слове, в объекте, в сознании нет состояния, в котором отсутствовал бы Шива. Вкушающий, благодаря вкушаемому, пребывает повсюду и везде.|4|
Iti vaa yasya samvittih kriidaatvenaakhilam jagat /
Sa pashyansatatam yukto jiivanmukto na samshayah //5//
Тот, чье сознание едино с (Ним), постоянно видящий всю Вселенную как (Его) игру, тот - освобожденный при жизни, без сомнения.|5|
Ayamevodayastasya dhyeyasya dhyaayicetasi /
Tadaatmataasamaapattiricchatah saadhakasya yaa //6//
Пробуждение в Нем - есть обретение (в самадхи ) единства созерцаемого и созерцающего, происходящее по Воле садхаки.|6|
Iyamevaamritapraaptirayamevaatmano grahah /
Iyam nirvaanadiiksaa ca shivasadbhaavadaayinii //7//
Это и есть обретение Бессмертия, это и есть восприятие Атмана, это и есть нирвана дикша, наделяющая Природой Шивы.|7|
Раздел третий: «Вибхутиспанда»
Yathecchaabhyarthito dhaataa jaagrato ' rthaan hridi sthitaan /
Somasuuryodayam kritvaa sampaadayati dehinah //1//
Tathaa svapne ' pyabhiistaarthaan pranayasyaanatikramaat /
Nityam sphutataram madhye sthito'vashyam prakaashayet //2//
Подобно тому, как Создатель, пребывающий в сердце (Шива), совершает поглощение солнца и луны, исполняя желания воплощенных наяву, также Он уравновешивает (иду и пингалу, т. е. пребывает в сушумне) и никогда не пренебрегает мольбою алчущих, даже в состоянии сна.|1-2|
Anyathaa tu svatantraa syaatsrististaddharmakatvatah /
Satatam laukikasyeva jaagratsvapnapadadvaye //3//
Иначе присущая Ему Свобода к Творению была бы всегда подобна двум состояниям обычного человека: сну и бодрствованию.|3|
Yathaa hyartho'sphuto dristah saavadhaane'pi cetasi /
Bhuuyah sphutataro bhaati svabalodyogabhaavitah //4//
Tathaa yatparamaarthena yena yatra yathaa sthitam /
Tattathaa balamaakramya na ciraatsampravartate //5//
Как неясный объект, созерцаемый в уме, проясняется при помощи силы сосредоточения, также то, что существует в действительности, быстро проясняется при приближении к (источнику) силы ( Спанды ).|4-5|
Durbalo'pi tadaakramya yatah kaarye pravartate /
Aacchaadayedbubhuksaam ca tathaa yo'tibubhuksitah //6//
Даже слабый (человек), приближаясь к Ней ( Спанде ), исполняет свой долг, а голодный преодолевает голод.|6|
Anenaadhisthite dehe yathaa sarvajсataadayah /
Tathaa svaatmanyadhisthaanaatsarvatraivam bhavisyati //7//
Как у пребывающего в теле есть всезнание и прочее в отношении тела, так же, благодаря пребыванию в собственном Атмане посредством Этой (Спанды), он будет пребывать повсюду.|7|
Glaanirvilunthikaa dehe tasyaashcaajсaanatah sritih /
Tadunmesaviluptam cetkutah saa syaadahetukaa //8//
Как вор уносит (вещи из дома), так же уныние незнающего уносит жизнь из тела. Если оно уничтожено унмешей , откуда взяться ему без причины?|8|
Ekacintaaprasaktasya yatah syaadaparodayah /
Unmesah sa tu vijсeyah svayam tamupalaksayet //9//
(Зазор) между одной мыслью, которая еще не прошла, и другой, которая пока не возникла, известен, как унмеша , ее следует воспринимать как собственное “Я”.|9|
Ato vindurato naado ruupamasmaadato rasah /
Pravartante'cirenaiva ksobhakatvena dehinah //10//
От Нее проявляется бинду, от Нее - нада, от Нее - форма, затем вкус. Все это вспыхивает перед воплощенным, как блики в возбужденном уме.|10|
Didriksayeva sarvaarthaanyadaa vyaapyavatisthate /
Tadaa kim bahunoktena svayamevaavabhotsyate //11//
Когда (йогин) желает видеть все объекты, он, проникая (своим сознанием), пребывает в (этой вспышке унмеши). К чему много говорить, ведь он сам являет (их).|11|
Prabuddhah sarvadaa tisthejjсaanenaalokya gocaram /
Ekatraaropayetsarvam tato'nyena na piidyate //12//
Пробужденный должен пребывать повсюду, воспринимая оком Знания тождественность всего Единому, тогда (он) не потревожится ничем иным.|12|
Shabdaraashisamutthasya shaktivargasya bhogyataam /
Kalaaviluptavibhavo gatah sansa pashuh smritah //13//
Тот, чье величие утеряно из-за (влияния) калА (таттвы), являющийся пищей рядов Шакти, извлеченных из множества всех звуков ( Шабда рАши ), известен как пашу.|13|
Paraamritarasaapaayastasya yah pratyayodbhavah /
Tenaasvatantrataameti sa ca tanmaatragocarah //14//
Возникновение у него этой идеи отнимает вкус высшего бессмертия и приводит к несвободе. Она пребывает в танматрах.|14|
Svaruupaavarane caasya shaktayah satatotthitaah /
Yatah shabdaanuvedhena na vinaa pratyayodbhavah //15//
Шакти стремятся к сокрытию его внутренней Сущности посредством Слова, без которого невозможно возникновение идеи (связанности).|15|
Seyam kriyaatmikaaa shaktih shivasya pashuvartinii /
Bandhayitrii svamaargasthaa jсaataa siddhyupapaadikaa //16//
Эта творческая Шакти Шивы, управляющая связанными живыми существами (пашу), пребывающая на своем Пути, известна как связывающая их и наделяющая сиддхи (т.е., связывающая и освобождающая).|16|
Tanmaatrodayaruupena mano'hambuddhivartinaa /
Puryastakena samruddhastaduttham pratyayodbhavam //17//
Bhunkte paravasho bhogam tadbhaavaatsamsaredatah /
Samsritipralayasyaasya kaaranam sampracaksmahe //18//
Связанный пурйаштакой (восьмиградье, т.е. тонкое тело), произрастающей из танматр , под действием ума, буддхи и эго, подчиненный порожденной ею идеей, он вкушает опыт (счастья и страдания) и поэтому перерождается. Теперь мы объясним причину прекращения его перерождений.|17-18|
Yadaa tvekatra samruudhastadaa tasya layodayau /
Niyacchanbhoktritaameti tatashcakreshvar a bhavet //19//
Когда ( йогин ), укоренившись в одном месте (в Спанде), контролирует появление и растворение (дыхания в тонком теле), его (ограниченное «Я») достигает состояния (истинного) наслаждающегося. Тогда он становится Владыкой совокупности Шакти (Чакрешварой).|19|
Глава четвертая (эпилог).
Agaadhasamshayaambhodhisamuttaranataariniim /
Vande vicitraarthapadaam citraam taam gurubhaaratiim //1//
Я склоняюсь перед той прекрасной, многозначной речью Гуру, спасающей и вызволяющей из бездонного океана сомнений.|1|
Labdhvaapyalabhyametajjсaanadhanam hridguhaantakritanihiteh /
Vasuguptavacchivaaya hi bhavati sadaa sarvalokasya //2//
Это труднодостижимое богатство Знания, извлеченное из нутра пещеры сердца, обретенное, подобно тому, как Васугупта (обрел Шива Сутру), да послужит благу всего мира!|2|
Перевод с санскрита Ерченкова О. Н.