Константин Райкин: "после ГКЧП было полное ощущение, что Зло побеждено"

Oct 14, 2016 21:44

Творец Константин Райкин на линии:

Один и тот же человек бывает прекрасен и ужасен, труслив и невероятно смел. Все зависит от обстоятельств и условий, в которые он попадает.

То же самое - толпа из "маленьких людей". Это могут быть абсолютное стадо баранов, а в другой момент в толпе может проснуться высокое сознание и то, что мы называем массой, становится коллективным Творцом. В связи с этим я хорошо помню первые дни после ГКЧП, когда испытывал гордость за свою страну, в которой большинство стало просто божественным. Такие настоящие и прекрасные люди. Было полное ощущение, что Зло побеждено.

- Оценивая через 25 лет те события, вы можете сказать, что тогда боролись именно за то, что сейчас получили?

- Конечно, не то! Свобода - это огромное испытание. Внешняя свобода предполагает огромное количество всяких нельзя внутри (а не снаружи!): нельзя брать чужого, нельзя клеветать, нельзя хамить… В общем, все десять заповедей. А если этих нельзя внутри нет, то и свободу такому человеку давать нельзя - он ее поймет, как свободу грабить, свободу клеветать, свободу хамить… Свобода - большое испытание на сутевую прочность.

Кстати, тот путч застал меня на гастролях в Риге. Я жил тогда в центральной гостинице напротив памятника Ленину (нынешняя Radisson Latvia, - прим. ред.). И под моими окнами происходил так называемый демонтаж. Уже тогда я был совсем несоветским, вполне перестроечным и, как мне казалось, прогрессивным человеком. Я все понимал про Владимира Ильича и большевиков. Тем не менее, когда я увидел, что толпа, вырвав под утро Ильича из пьедестала, стала испражняться на него, я испытал очень неприятное ощущение. Я понимаю, какими изначально праведными мотивами это было продиктовано, но все равно разрушение - это дьявольское начало.

- В Латвии очень актуальна тема искусственного прививания патриотизма и нравственности. В том числе, и через культуру, которая должна нести любовь к Родине.

- Искусство ничего не должно - это совковая установка. Искусство - это выражение взгляда художника на жизнь. А патриотизм - вещь индивидуальная и интимная. Само слово "патриотизм" должно отдыхать, так же как слова "народ" и "родина" - под этими словами наделали столько безобразий и кровавых преступлений, что они должны лет сто просыхать от крови. Не надо ими теребунькать. Как только человек начинает говорить про родину, патриотизм и нравственность, я думаю: о, у этого рыло в пуху наверняка.
...
Надо всегда помнить: то, что мы сейчас в школе проходим, когда-то было запрещено, считалось невозможным к употреблению - Пушкин, Булгаков, лучшие пьесы Островского…

Совестливо.

Просто интересно: если бы папашка этой мрази дожил до сегодняшних дней - тоже бы поливал грязью большевиков, Ленина и "совковые установки"?
Ещё любопытно: дорогие россияне в курсе того, что вещает этот "худрук"? Так вошёл в раж, что опустился до наглого вранья о запрете Пушкина в советских школах.

Отчего-то кажется, что в курсе, но при этом светоч в полном порядке, как и его театр, наверняка наполненный "искусством" без "совковых установок". Ведь как же: freedom of speech, universal values, human rights и всё такое.

Я всё не перестаю удивляться, как подобный сброд, затаив дыхание, говорит про десять заповедей, добро и зло. Патологически не понимают, что оправдывание уничтожения своей страны лишает их морального права на подобное "теребуньканье".

Но давно заметил: как только заводится разговор про совесть и неполживость - о, у этого рыло в пуху наверняка.

константин райкин, духовные гниды, ссср

Previous post Next post
Up