Очень хорошая книга попала мне в руки - книга
Георгия Александровича Куманёва "
Говорят сталинские наркомы". Интересна она тем, что состоит из интервью, которые сталинские наркомы (народные комиссары) давали автору. Согласитесь, это совсем не то, что читать мнения совремменников. Мнения, высказанные людьми из сталинской группы, с исторической точки зрения бесценны. Ведь они позволяют погрузиться в атмосферу суровых 30-х и 40-х, ощущить ритм работы нашего правительства, лучше понять, в каких условиях руководителям высшего уровня приходилось решать сложнейшие задачи. Ценность такой информации для исследователя трудно переоценить.
Прочитав книгу, я понял, что оценки современников (тем более - антисоветчиков, которые особенно небеспристрастны) имеют практически нулевое значение. Если мы хотим понять величайшую эпоху в истории нашей страны - надо внимательно читать и слушать только людей, руководившими тогда на разных ступенях иерархии страной.
В книге приведены интервью со следующими людьми:
Вячеслав Михайлович Молотов - нарком иностранных дел
Анастас Иванович Микоян - (в разные периоды) нарком внешней и внутренный торговли, пищевой промышленности, снабжения
Лазарь Моисеевич Каганович - (в разные периоды) нарком путей сообщения, нефтяной промышленности, тяжёлой промышленности, топливной промышленности
Михаил Георгиевич Первухин - (в разные периоды) нарком химической промышленности, электропромышленности
Иван Терентьевич Пересыпкин - нарком связи
Алексей Иванович Шахурин - нарком авиационной промышленности
Андрей Васильевич Хрулёв - заместитель наркома обороны, нарком путей сообщения
Пётр Николаевич Горемыкин - нарком боеприпасов
Иван Владимирович Ковалёв - нарком путей сообщения
Иван Александрович Бенедиктов - нарком земледелия
Дмитрий Георгиевич Жимерин - нарком электростанций
Семён Захарович Гинзбург - нарком по строительству
Яков Ермолаевич Чадаев - управляющий делами Совета Народных Комиссаров (Совнаркома)
Владимир Николаевич Новиков - заместитель наркома вооружения
Василий Семёнович Емельянов - председатель Комитета стандартов при Совнаркоме
Николай Константинович Байбаков - нарком нефтяной промышленности
Основная тема интервью с каждым наркомом - его деятельность в период Великой Отечественной войны, оценка действий советского правительства в целом, а также оценка личных качеств других людей из окружения Сталина. И, конечно, самого Сталина.
Особенно много внимания автор уделяет описанию работы железнодорожного транспорта и его роли в эвакуации предприятий на восток. Думаю, неслучайно автор приводит тексты интервью со всеми наркомами путей сообщения в первой части книги. Возможно, это связано прежде всего с профессиональной спецификой историка Куманёва - у него много работ по железнодорожному транспорту СССР, включая монографию "Война и железнодорожный транспорт СССР. 1941-1945 гг.". Впрочем, именно этот вид транспорта по понятным причинам сыграл важнейшую роль в снабжении армии, в эвакуации промышленности, и, как следствие - в исходе Войны.
После прочтения книги я сделал два главных вывода:
- какие же они были разные, эти наркомы. По уровню профессионализма, по способностям, по умению мыслить государственно. Очень разные.
- ключевой фигурой был, безусловно, Сталин. Без него ничего бы не получилось. Все без исключения наркомы отмечают его исключительную работоспособность и память - которая позволяла ему запоминать массу специфичной информации (по военной технике, по авиации, по тяжёлой промышленности и другим отраслям), фактически выполняя часть работы за подчинённых, которые зачастую не справлялись с возложенными на них обязанностями.
Удивительно, как мы наплевательски отнеслись к памяти о всём этом. А кроме того, обнулили все усилия этих людей, и всего народа в целом. Пляшем пьяными самовлюблёнными уродцами на обломках былого величия.
Мы получаем по заслугам.