Причины краха советского строя: результаты предварительного анализа

Apr 11, 2012 00:31

Хорошее исследование Сергея Георгиевича Кара-Мурзы.

Очень важно осознать ошибки, допущенные в ходе реализации проекта "СССР-1". Вот это, в частности, не-обходимо усвоить:

В 1970-е ггг. основную активную часть общества стало составлять новое для СССР поколение, во многих смыслах уникальное для всего мира. Это были люди, не только не испытавшие сами, но даже не видевшие зрелища массовых социальных страданий. Память о них население 1970-х гг. утратило. Молодежь уже не верила, что такие страдания вообще существуют. Возникло первое в истории, неизвестное по своим свойствам сытое общество. О том, как оно себя поведет, не могли сказать ни опыт стариков, ни общественные науки. Вот урок: главные опасности ждут социализм не в периоды трудностей и нехватки, а именно тогда, когда сытое общество утрачивает память об этих трудностях. Абстрактное знание о них не действует.

Урбанизация создала и объективные предпосылки для недовольства советским жизнеустройством. Оно уже не  удовлетворяло некоторые фундаментальные потребности значительных частей общества. Кто и чем был обездолен в советском проекте?

Проект вытекал из мироощущения крестьянской России. Отсюда представления о том, что необходимо человеку, что желательно, а что - лишнее, суета сует. В ходе революции, разрухи и войны этот проект стал суровым и зауженным. На какое-то время в обществе возникло «единство в потребностях» и непритязательность как нормативная ценность.

По мере того как жизнь входила в мирную колею и становилась городской, узкий набор «признанных» потребностей стал угнетать все более разнообразные части общества. Для них Запад стал идеальной сказочной землей, где именно их ущемленные потребности уважаются и ценятся.

Дрейф к утопии Запада начался в интеллигенции. Он не был понят и даже был усугублен попыткой «стариков» подавить его негодными средствами. А в 1980-е гг. этот сдвиг уже шел под давлением идеологической машины КПСС. О тех потребностях, которые хорошо удовлетворял советский строй, в этот момент никто не вспоминал. Когда ногу жмет ботинок, не думают о том, как хорошо греет пальто.

Эта слабость сознания - оборотная сторона избыточного патернализма. Он ведет к инфантилизации сознания в благополучный период жизни. Люди отучаются ценить блага, созданные усилиями предыдущих поколений, рассматривают эти блага как неуничтожаемые, «данные свыше». Социальные условия  воспринимаются как явления природы, как воздух, который не может исчезнуть.

Крестьянская жизнь отличается от городской тем, что она религиозна. Пахота и сев, уборка урожая, строительство дома, рождение и смерть - все имеет у крестьянина литургическое значение. Жизнь в городе лишает человека этих духовных образов, создает постоянный стресс. Компенсировать его - жизненная потребность. Как же ответил на потребности нового, городского общества советский строй? Большая часть этих потребностей была объявлена ненужной, а то и порочной. Никак не ответив на реальные потребности молодежи, советский строй создал своего могильщика - массы обездоленных. Беда была даже не в том, что проблему плохо решали - ее игнорировали, а страдающих людей считали симулянтами и подвергали презрению.

К проблеме голода на образы примыкает неосознанное недовольство избыточной надежностью социального уклада. Порождаемая этим скука части населения, особенно молодежи - оборотная сторона важнейшего достоинства советского строя. В СССР все хуже удовлетворялась потребность человека в приключении. У старших поколений с этим не было проблем: и риска, и приключений судьба им предоставила сверх меры. А что оставалось, начиная с 1960-х гг., всей массе молодежи, которая не испытала ни войны, ни разрухи? Среднему человеку жить при развитом советском социализме стало скучно. И никакого выхода из этой скуки в тот момент советский проект не предлагал. Тот социализм, что строили большевики, был эффективен как проект людей, испытавших беду. Это была беда обездоленных и оскорбленных социальных слоев, беда нации, страдающей от слаборазвитости и внешней угрозы, беда разрушенной войной страны. Но проект не отвечал запросам общества благополучного - общества, уже пережившего и забывшего беду.

Советский социализм принял как догму, что все люди мечтают сделать творческое усилие и будут рады такой возможности. Вот вам наука, спорт, искусство, воспитание детей - идите! Миллионы были счастливы, им «не жал ботинок». А в целом эта догма ошибочна. Основная масса людей не воспользовалась тем, что реально давал советский строй. Не то чтобы ее оттеснили - ее «не загнали» на арену жизни теми угрозами, которые на Западе заставляют человека напрягаться. Если бы советское общество исходило из реалистичной антропологической модели, то за 1950-1960-е гг., в принципе, можно было выработать и новый язык для разговора с грядущим поколением, и новые формы жизнеустройства, отвечающие новым потребностям.

Провал советского проекта в том, что он не создал механизм вовлечения людей в творчество, альтернативный буржуазному, не разъединяющий людей. А значит, сделал неудовлетворенными слишком многих. Советский строй не дал этой страдающей части общества хотя бы того утешения, которое дает Запад, - потребительства и дешевого порока.

Вкратце я бы сделал два ключевых вывода:

1) общество не должно быть "сытым". Как только гражданин становится сытым и непуганным, он практически моментально становится наглой скотиной. А когда эта тварь ощущает свою вседозволенность, то она становится беспредельной скотиной - и загнать её в рамки обычного общества очень трудно. И распад общества - лишь дело времени.
2) люди не равны и не хотят быть равными. Поэтому нужно постоянно искать решение проблемы "лишних людей". Не объявлять их негодными, плохими, и не делать изгоями.

А вот интересный вопрос: на самом ли деле Запад решил эти проблемы?

ссср, ошибки ссср-1, сергей кара-мурза, препарирование

Previous post Next post
Up