Ну вот, теперь, благодаря моим замечателльным друзьям, живущим в разных городах и странах, у меня есть прекрасная книга о мастере Миягава (Макудзу) Кодзан: Bridging East and West: Japanese Ceramics from the Kozan Studio. Selection from the Perry Foundation. Ashmolean Museum.
Миягава Кодзан (1842-1914) был одним из тех мастеров, которые получили восторженное признание на Западе: его работы выставлялись на Всемирных выставках и получали там золотые медали. Его вазы с высоким рельефом, с налепными птичками, насекомыми, цветочками, мелкой "разделкой" цветными эмалями, щедрым золочением, в 1860-х прекрасно соответствовали ожиданиям европейских заказчиков. "Ах, как это по-японски!" (С) Экзотика сладкая и пряная. Но Кодзан на выставках не только себя показывал, но и других смотрел.
Насмотрел модерн, насмотрел копенгагенские подглазурные полихромные красители, и снова сделал очень "по-японски". И вновь возвращался к неглазурованному черепку, к лепным декорам, к стилю таких мастеров как Нинсэй и Кэндзан, и вновь получалось по-японски, но неожиданно современно и внятно для Запада.
По моему мнению, среди многих мастеров, работавших на экспорт в конце XIX - начале ХХ века, он выделяется безупречным вкусом.
Впрочем, судите сами: