Нынче доставили:
Cooper, Emmanuel. Bernard Leach: Life and Work. Yale University Press, New Haven and London, 2003. - 419 p.
Я тут в основном описываю «побочные эффекты» рабочих книг.
Я как-то привыкла, в русле мингэй, то бишь совершенно народного искусства, да ещё и до-девятнадцативекового, иметь дело с анонимами. И даже если с именами, то только лишь с именами, но не лицами. И с биографиями приблизительными, а то и частично сфальсифицированными.
И вот, выбравшись в ХХ век, я обнаружила не только имена, но и лица. Фотографии. Как удивительно видеть вещи, а потом видеть человека! И какие-то лица всё… приятные…*
Береард Лич и Томимото Кэнкити, ок.1913 г.
Бернард Лич и Янаги Сёдзи, Токио, 1912 г.
бернард Лич, Сэнт-Ивз, 1965
Бернард Лич и Хамада Сёдзи, Япония, ок.1965
Кстати, первым фотопортретом японского керамиста, наверное, можно считать портрет Макудзу Кодзана, но сейчас не о нём.
-----------------------------------------
* Да-да, конечно, лица первой половины ХХ века - не нынешние, а я всё время вспоминаю стихи М.Борисовой:
«Я поражаюсь благородству лиц.
Мне говорят:
«Пойми, ведь это ретушь,
Несовершенство техники…» -
«Ну, нет уж! -
я говорю. -
Секрет не в свойствах линз…»
Правда, она писала о революционерах, но это не принципиально…