Книжки читаю. Да, если хочешь дерзнуть на новые горизонты - придумай себе лекций, и будет тебе счастье. Уже не отвертеться, не разлениться особо, надо - кроме всяких красивостей и пируэтов мысли - набирать фактов и картинок-картинок-картинок. Ноябрь-декабрь у меня оказались исключительно книжными, богатыми на приобретения и приятные открытия (открывать посылки и открывать новые книжки - это невероятное наслаждение, вот люблю посылки с книжками :).
Кое-что я уже тут рекламировала, но всё же...
Graham P.J. Tea of Sages: The Art of Sencha. University of Hawai’I Press, Honolulu. - 259 p.
Очень изящная, тонкая и умная книга о чае. О чае, как явлении, формирующем вокруг себя целую субкультуру и, во многом, определяющем всю национальную культуру того или иного времени. Удивительно, как чай (а, вернее, чаи - во множестве) на Дальнем Востоке оказались центром, эдакой «точкой сборки» культуры.
Жаль, иллюстраций не так много, как хотелось бы, но всё равно - сплошное наслаждение читать.
Brandt, Kim. Kingdom of Beauty: Mingei and the Politics of Folk Art in Imperial Japan. Duke University Press, Durham and London, 2007. - 306 p.
Это вообще удивительная книга. Лишний раз убеждаюсь, что история искусства - эта история страстей. Удивительно драматичная история, и неожиданно (недаром - Politics) во многом посвящена проблеме японо-корейских отношений начала ХХ века.
Любовь и ненависть на фоне народного искусства.
Нет, вообще-то, ничего более несчастного, загнанного и неприкаянного в искусствоведении, чем народное искусство. Ну, не для него искусствознание и создавалось. В результате - почти полный провал.
Народное искусство, как никакое, может быть политическим инструментом, вот что очевидно из первой главы этой книги.
Ну, а, в общем, - книга оказалась очень нужная.
Modern Revival of Momoyama Ceramics. Turning Point Toward Modernization of Ceramics. Catalogue, Crafts gallery, The National Museum of Modern Art, Tokyo, 28 Sept.-24 Nov., 2002. - 113 p.
Кроме того, что это прекрасная и богато иллюстрированная книга о керамике первой половины ХХ века, это ещё и открытие (мною) истории японской археологии. Период «археологического романтизма», прошедший в Европе во второй половине XIX века, в Японии начался в 1930 году, и связан с именем Аракава Тоёдзо. Аракава стал одним из основателей «новой традиционной керамики». Для красоты - вот одна из его работ, вдохновлённая археологией:
История восхитительных случайностей.
И как полезно обращать внимание на всякий мусор, валяющийся под ногами.