Я давно собиралась (и даже как-то обещала) пройти с фотоаппаратом на ту лестницу, запрятанную в Брюхе Отдела Востока, на которой находился знаменитый лифт Николая I.
На фотографии - верхняя площадка лестницы, с входом в один из кабинетов ОВ. Из стен торчат мощные металлические "рельсы", которые составляли несущую часть лифтового механизма. Хотя слово "лифт" следует понимать широко: это была платформа (с небольшим ограждением), на которой стоял диван или кресла. Механизм приводился в движение (вероятнее всего) казаками из полуподвального этажа. Там внизу частично заложено, частично разрушено - я туда ещё постараюсь спуститься и посмотреть повнимательнее.
Это - потолок лестницы, с остатками росписи А.Брюллова, оформлявшего жилые покои Николая I и его домочадцев. Роспись в удивительно хорошем состоянии, правда, это ненадолго - в отделы проводят интернет: пока я снимала, бойкие ребята сверлили стены и тянули кабель, местами "залезая" на роспись. Чёрная прямоугольная дыра, почти прямо над входом в "красные шкафы" (дверь за рабицей), - не знаю, зачем она была прорублена, зато в ней хорошо видно, как был сложен свод:
Свод был выложен полыми керамическими трубами, чтобы облегчить конструкцию.
Дивная раковина с приглушенно-розовым зонтиком-раковиной и голубым фоном, находится над небольшой нишей.
В нише теперь располагается "курительный уголок",:
Лестница уходит вниз: на втором этаже она прячется за Русским отделом (мы как-то выходили с этой лестницы - по переходам - в дверцу Малой белой столовой, справа от камина, если стоять к нему лицом); на первом этаже - плохо себе представляю, но должно быть где-то в районе экспозиции искусства первобытного искусства. Между вторым и третьим этажом врублен (в какое историческое помещение - не знаю) небольшой туалет, нынче оформленный в стиле "евроремонт": контраст с лестницей поразительный, когда открыта дверь с лестницы в туалет - зрелище чудовищное. Лестница традиционно называется "Детская", она (и лифт) соединяла личные покои Николая I с комнатами Великих Княжён, которые как раз и находились в тех комнатах, где теперь первобыт. Увы, от интерьеров "детских" сохранилось не очень много. В зале с псевдоготической отделкой были витражи, и там висело несколько полотен старых мастеров (насколько помню - был Мурильо, но надо переспросить у Л.Н.).