Чайник, фарфор, роспись кобальтом. XVII в. В.10,7 см.
Очередной выпуск посвящён находке капитана Майкла Хэтчера, аквалангиста службы подъёма затонувших кораблей и службы спасения Сингапура.
Остов судна был обнаружен в Южнокитайском море в начале 80-х гг при проведении спасательной операции. Хэтчер, осматривая рельеф дна для проведения операции по подъёму затонувшего катера, обнаружил обломки старого судна. По разным причинам поднять остов оказалось невозможно, но Хэтчер исследовал обломки in situ и настаивал на том, что судно было китайским. Сохранившиеся остатки конструкций, монеты, найденные под водой - свидетельствовали о том, что судно было построено либо в Китае, либо в Юго-Восточной Азии, во всяком случае, - не в Европе. Вероятно, на таких судах товары доставлялись в Батавию (Джакарту) для дальнейшей транспортировки в Голландию.
Чаша, фарфор, роспись кобальтом, сквозная резьба. XVII в. Диам. 11 см. Крышка сосуда, фарфор, полихромная роспись.
Кстати, ажурная резьба на чаше слева выполнена рисунком "сеть Индры". Этот рисунок попадает из Китая в Японию ещё в VIII-IX веках на тканях, и значительно позднее становится очень распространённым на керамике и фарфоре, в качестве орнамента в медальонах - или наоборот, как фоновый рисунок, на котором оставлялись обрамлённые резервы с разнообразными декоративными мотивами. А в XVII веке этот рисунок появляется в ажурной резьбе по керамике и фарфору, и Сацума становится особо прославлена мастерами-резчиками. В 1885 году министр Сайго Цугумити вручает специальную медаль за достижения в художественном ремесле - Тин Дзюкану XII, мастеру из Наэсирогава. В прилагающемся дипломе было особо отмечено, что медаль присуждается в признание виртуозности техники мастера, в том числе - ажурной резьбы и рельефа. Вот образец работы мастерской, где хорошо видна "сеть Индры".
Тин Дзюкан XII. Курильница (?) или коробка для благовоний, керамика, резьба. XIX в. Выс. ок. 20 см. Коллекция мастерской Тин Дзюкана XV.
Эта вещь стоит в мастерской резчиков, в комнате отдыха, в специальной витрине - как эталонный образец. Для вдохновения. В мастерской работают отец и сын, два мастера-резчика.
Китайское судно, затонувшее во второй половине 17 века, везло огромное количество полихромного фарфора, фарфора, расписанного подглазурным кобальтом, в том числе и изделия «краак» (которые в большом количестве мы наблюдали на голландских натюрмортах XVII века).
Два блюда, фарфор, стиль "краак", подглазурная роспись кобальтом. XVII в. Диам.20,5 см. "Кубок", фарфор, подглазурная роспись кобальтом (внутренняя поверхность чаши), "голубая глазурь" (внешняя поверхность). XVII в. В.6,5 см.
"Кубок" беру в кавычки, потому что при указанной высоте это скорее похоже на чашечку для вина. "Голубую глазурь" тоже беру в кавычки, потому, что так указано в статье, скорее всего имеется в виду, что чашечка покрыта кобальтовой глазурью. Увы, по этим фотографиям ничего не скажешь.
Несколько тысяч предметов керамики и фарфора с этого судна, так называемая «коллекция Хэтчера», были выставлены на аукционе Christie’s в Амстердаме в 1984 году.
Julia B. Curtis Transition ware made plain: a wreck from the South China sea. / Oriental Art, Summer 1985 Vol.XXXI N.2 pp. 161-173.