Тайны затонувших кораблей. ДВА.

Feb 22, 2008 00:25

Торговое китайское судно эпохи Тан (618-907) затонуло около острова Белитун, находящегося у берегов Индонезии, в проливе Каримата. Оно было найдено в 1999 году морскими археологами. Судно направлялось на запад, в арабские страны. К сожалению - хороших изображений китайских торговых судов этой эпохи я найти не смогла.



Вот эта карта, хотя и показывает торговые пути XV века, прекрасно иллюстрирует и более ранние торговые связи.
Керамика и изделия из металла с этого судна - пожалуй, наиболее значительные находки подводных археологов последнего времени. Большую часть груза составляла керамика: на 2003 год было поднято на поверхность около 60 тысяч керамических изделий в разной степени сохранности: от мелкого боя до прекрасно сохранившихся изделий сложной формы: фляг, кувшинов, ваз и курильниц. Большая часть прекрасно сохранившихся чаш и мисок была сделана в печах Чанша.
Одной из самых примечательных находок (среди 60 тысяч предметов!) были три небольших тарелки, датированные IX-м веком, сделанные из фарфоровой массы и декорированные подглазурным кобальтом: в правление династии Тан такие вещи были исключительно редкими и дорогими.
Печи Гунсянь в Хэнане - первые, которые начали изготовлять керамику с подглазурной росписью кобальтом; только там во время археологических исследований находят свидетельства производства такой керамики в то время. Белая и расписанная кобальтом керамика этих печей поставлялась к Императорскому Двору династии Тан.
Кобальт может быть разным по составу (а значит, и по цвету в декоре), всё зависит от примесей. Кобальт в это время импортировался с Ближнего Востока, откуда, собственно и пришла идея подглазурного декора; керамисты Китая очень высоко ценили чистый, яркий цвет ближневосточного кобальта. Он достаточно «бедный» по составу, с небольшими включениями меди и никеля, поэтому при обжиге синий цвет почти не давал фиолетовых, серых или бурых оттенков, которые часто появляются при использовании кобальта с примесями. Позднее этот минерал стали ввозить из других стран (из Юго-Восточной Азии, в период правления династии Юань), с высоким содержанием железа, и использовать местный, богатый марганцем.






Даже на этих фотографиях видно, что танского периода, привозной кобальт имеет яркий синий цвет, глубокий и очень чистый.
Кроме расписанных кобальтом, большую ценность представляют и белые изделия, печей Син (Xing) - с блестящей чуть голубоватой глазурью.




Третья группа особо ценных керамических изделий представляет собой сосуды Юэ (Yue):



Лично мне очень нравятся чаши из печей Чанша.
Многие чаши из Чанша имеют надписи, нанесённые железными и медными красителями под глазурью: это могли быть строки поэм или посвятительные надписи. Одна из чаш просто подписана «ча чжаньцзы» - «чаша для чая», такие чаши можно смело считать прототипами японских «тяван» (чаш для чайной церемонии).




Многие изделия на судне были украшены арабскими надписями. Эти надписи часто содержат ошибки, поскольку копировались китайскими мастерами, не знавшими арабского, с предметов, бывших в ходу у местных мусульман. Иногда часть надписи даже переворачивалась зеркально, чтобы составить симметричную композицию на дне или бортах чаши. Эти изделия Чанша находили спрос среди мусульман, живших в Китае и Юго-Восточной Азии, и экспортировались на Ближний Восток. Там ценились не только изделия с кобальтом (отличавшиеся только качеством черепка от подобных местных), но и экзотические изделия с зелёной «пятнистой» глазурью (на основе оксида меди), а тем более сложные вещи с рельефом, вкраплениями янтарно-жёлтой глазури, как эта чаша с драконом на дне.


Кроме несметного количества керамических изделий, на судне было и некоторое количество изделий из серебра и золота. Как вы понимаете, они меня интересуют не в той же степени, что керамика, но справделивости ради - надо показать пару китайских золотых изделий танского времени:





Шестьдесят тысяч керамичсекий изделий! Даже по сравнению с грузом селадонов, не дошедшем до японских портов в 14-м веке и обнаруженном в 1977 году, - это невероятная цифра. Конечно, ближневосточный рынок был обширней и отчасти - требовательней в то время; к тому же через Ближний Восток керамика продавалась в Европу, но массовый спрос на китайскую керамику в Европе появился несколько позже, чем в танское время.
Продолжение следует.

Все иллюстрации - Rosemary Scott A remarkable Tang dynasty cargo/ Transactions of the Oriental Ceramics Society, vol.67.2002-2003 pp.13-27

фарфор, тайны затонувших кораблей, Китай, керамика, отходы производства

Previous post Next post
Up