Слоны - теперь в керамике.
Слоны. Керамика. Чин Дзюкан XII, 1872-73 гг. Музей мастерской семьи Чин Дзюкан.
К сожалению, оба слона так выставлены, что сфотографировать без стеклянного "шва" витрины было решительно невозможно, увы.
В очередной раз перелистывая фотографии последней поездки в Японию в рассуждении керамики, обнаружила пару слонов, к ним логически прицепился третий, который (надеюсь) будет в будущем году на выставке в ГЭ.
Парные фигуры былых слонов были сделаны в Наэсирогаве (теперь - Мияма) близ Кагосима, мастером Чин Дзюканом XII. Хотя это имя по-русски правильно писалось бы - Тин, позволю себе тут следовать за традицией: впервые это имя в России, именно в транскрипции «Чин», появляется в описях японских приобретений и подарков цесаревичу Николаю Александровичу после его поспешного возвращения из поездки по Японии в 1891 г. (про инцидент в Оцу я уже писала, так что повторяться не буду).
Слоны делались к Венской выставке 1873 года, при подготовке к этой выставке впервые правительство Японии заявило о намерении представить публике отдельный павильон с образцами произведений японского искусства, помимо павильона промышленных товаров.
Выставка этого павильона формировалась очень интересным образом: каждой более-менее известной мастерской декоративно-прикладного искусства были заказаны по два произведения, одно из которых отправлялось в Вену, а второе - в коллекцию Токийского Императорского Музея (Музей Уэно).
Так что эти слоны также делались по заказу правительства, но в процессе обжига фигуры начали растрескиваться: на фотографиях хорошо видны глубокие трещины на «пагоде», которую несёт слон, на попе слона. Также на ногах видно, что глазурь пошла крупным, неправильного рисунка, кракелюром. Фигуры были забракованы и остались в мастерской.
Обжиг таких больших вещей очень сложный: фигуры слонов, мальчиков «карако», пагоды - формовались отдельно и затем собирались перед глазурованием и обжигом. Толщина керамической массы в разных деталях была разной, могли быть и минимальные различия состава массы и её плотности, в результате при обжиге вещь могло «повести» и появлялись разрывы, трещины и дефекты глазури.
Обычно брак уничтожался, но Чин Дзюкан XII уже начал создавать собственный «семейный» музей, и поэтому слоны были сохранены, к тому же это был не рядовой брак. Нынешний Чин Дзюкан битым браком украшает бордюры вдоль дорожек своей мастерской. Мы с хранителем Т.Б.Араповой, увидев это дело, рухнули на карачки и стали, воровато озираясь, набивать карманы и сумки разномастным керамическим боем.
Слоны должны были быть расписаны эмалевыми красками. Как ни прекрасны эти белые (почти белые!) слоны, «сацумский стиль» предполагает «парчовую», сплошную роспись, или - почти сплошную.
Слон. Керамика, надглазурная роспись эмалями. Того Дзюкацу, 1880-90-е гг. Государственный Эрмитаж.
Образец расписанного керамического слона - работа Того Дзюкацу, жившего тоже в Наэсирогава, недалеко от Чин Дзюкана, и работавшего в конце 80-х, начале 90-х годов XIX века.
Того Дзюкацу сам «белья» не делал: его мастерская занималась только надглазурной росписью. Вот такой, какая видна на слоне из эрмитажного собрания. Бельё он покупал тут же, в Наэсирогаве. Судя по качеству черепка, по размеру и сложности изделия - слон с пагодой мог быть сделан в мастерской того же Чин Дзюкана XII, тем более, что Того Дзюкацу начинал свою творческую карьеру именно у него в мастерской, а затем отделился.
Слоны разные, это хорошо видно - поздний гораздо более стилизованный; телом смахивает скорее на поросёнка, чем на слона, у него нет прекрасных мелких складок кожи на шее, хоботе, вокруг глаз. Детали декора попоны у белых слонов мельче и аккуратнее (хотя несколько монотонны на мой взгляд), и вообще белые кажутся более реалистичными и мастерскими. Тем не менее - очаровательные этикетки в музее Чина трогательно разъясняют посетителю (а музей, в общем-то, не рассчитан на посетителя-гайдзина), что японцы того времени живого слона не видели, а потому - вот такой вот он странный японский слон.